ТОП 10:

Институционализация политической науки на Западе



Политология

Учебное пособие

 

 

 

г. Октябрьский

Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ

в качестве учебного пособия

 

Рецензенты:

директор ОКСТ, к.истор.н., Мардамшин Р.Р.,

доцент кафедры ГСЭН, к.ф.н. Юсупов Р.Н.

 

Мухтасарова Э.А.

Политология: Учебное пособие. – Уфа: изд-во УГНТУ, 2012. – 84 с.

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения в помощь при подготовке к семинарским, зачётным занятиям, а также - к сдаче экзамена по дисциплине «Политология».

Пособие содержит темы и планы семинарских занятий, методические указания к ним, контрольные вопросы по теме, логические задания и проблемные вопросы, цитаты по темам, список основной литературы, примерные экзаменационные вопросы, тематику контрольных работ и рефератов.

 

 

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2011

Издание 2-ое, переработанное и дополненное, 2012

Мухтасарова Э.А, 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 4

Институционализация политической науки на Западе……………………… 5

Становление политологии в России………………………………………….. 6

Политология как наука………………………………………………………... 7

Научные центры 11

Основные политические категории…………………………………………. 12

Тема №1 Возникновение и развитие политических воззрений………………13

Тема №2 Политика как общественное явление.

Теория власти и властных отношений…………………………………………23

Тема №3 Политическая система общества. Теория демократии………… 43

Тема №4 Государство как основной институт политической системы……...39

Тема №5 Политическая культура и политическая социализация…………….58

Тема №6 Политическая идеология. Политическое сознание…………………63

Тема №7 Политическая партия. Политическая элита.

Политическое лидерство………………………………………………………...68

Тема №8 Политический процесс……………………………………………….74

Тема № 9 Политика в международном масштабе……………………………..78

Тема №10 Прикладная политология……………………………………………87

Список основной литературы для подготовки к семинарским занятиям……93

Тематика контрольных работ и рефератов по политологии………………….94

Примерные экзаменационные вопросы по политологии……………………..96

Интернет – ресурсы 98

 

Введение

Политические трансформации в современном российском обществе ставят серьёзные задачи перед высшей школой и, прежде всего, задачи качественной подготовки будущих специалистов любого профиля.

Знание основ политической науки и демократической культуры является важнейшим условием успеха политических и общественных реформ в России. Любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей.

Политика была и остаётся важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований в нашей стране.

Практическое применение политических знаний в России требует внимательного учёта специфики нашей страны. Противоречивая российская действительность далеко не всегда укладывается в рамки классических западных политических теорий и поддаётся однозначным научным оценкам. Во многом это объясняется переходным состоянием российского общества. Поэтому без систематического научного политического образования невозможно правильно ориентироваться в сложном лабиринте событий и тем более руководить коллективом.

Вот почему политические знания и культура нужны сегодня любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве – забота всего современного общества, важное условие его благополучия.

В результате изучения курса «Политология» студент должен:

· получить знания о предмете, методах политической науки;

· иметь представление о сущности власти, политики, политической системы общества, политического процесса;

· различать политические системы и режимы, политические идеологии и культуры;

· знать структурные составляющие политической системы (государство, политические партии, «группы давления», институт политического лидерства и т.д.) и их роль в политической жизни;

· уметь ориентироваться в политических конфликтных ситуациях, анализировать международные политические процессы, политические процессы, происходящие в России, геополитическую обстановку, место и роль России в современном мире;

· овладеть навыками демократической политической культуры.

 

Политология как наука

Любая наука – это система знаний по определённому предмету, она опирается на прочный теоретический фундамент.

Современное общество – это целостная система, в которой выделяются подсистемы (сферы человеческой жизнедеятельности).

Для любой науки определение предмета имеет большое значение. В политологии вопрос о предмете неоднозначен, существуют различные точки зрения.

Предметом политологии являются закономерности, тенденции, особенности формирования и функционирования политической власти.

Объектом политологии выступает политическая власть.

Важнейшими функциями политологии являются теоретико- познавательная, методологическая, прогностическо-управленческая, оценочная, социализирующая.

Теоретико – познавательная функция направлена на выявление природы властных отношений, государства, накопление знаний о политических явлениях и процессах, обоснование эффективных форм развития общества. Обобщая мировой и национальный опыт, политическая наука помогает найти оптимальное решение назревших политических проблем, выработать оптимальный политический курс и т.д.

Методологическаяфункция проявляется, во-первых, в использовании знаний, накопленных политологией для дальнейших исследований мира политики; во-вторых, в использовании политологических знаний в качестве теоретической основы конкретными политическими науками (электоральной политологией, сравнительной политологией т.д.)

Прогностическо – управленческая функция позволяет заблаговременно определить эффективность предполагаемых политических решений на основе знания мировых тенденций политического развития и их соотнесения с существующими в обществе группами интересов.

Оценочная функция проявляется в способности субъектов, опираясь на науку, выносить суждения о значимости, приемлемости или неприемлемости тех или иных политических фактов. Известно, что уже мыслители Древности, осуществляя классификацию государств, обязательно ставили и рассматривали вопрос о приемлемости той или иной формы государства для совместной жизни людей.

Социализирующая функция проявляется в том, что изучение политической науки способствует приобретению навыков анализа политической жизни и рационально-критической оценки властвующих, формированию современной политической культуры, выработке норм консенсусных решений в условиях политического плюрализма, умению понимать и реализовывать свои политические интересы, гражданские права и обязанности.

Методы политологии – это способы и приёмы, используемые при изучении конкретных политических явлений и процессов. Как любая наука, она немыслима без соблюдения формально-логических правил, а также использования таких общенаучных методов, как анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, обобщение и ограничение, типологизация и идеализация, исторический и логический подходы.

Важнейшими методами, т.е. способами, приёмами исследования, политологии являются институциональный, системный, структурно-функциональный, бихевиористский, сравнительныйи др.

Институциональный методзаимствованиз юридических наук, анализирует политическуюжизнь сквозь призму деятельности институтов права, государства, партий, объединений, групп давленияи т.д.Создателем теории института в мировой политической науке считается М.Ориу, который выдвинул эту теорию в 1906 г. По его мнению, институт – это определённая идея, осуществляемая в конкретной социальной среде. Социальным группам, заинтересованным в реализации данной идеи, государственная власть представляет свои органы и полномочия, одновременно предписывая им действовать в рамках установленных правил.

Бихевиористский метод возник в 20-30-е гг. XX столетия, благодаря американским учёным Ч. Мерриаму и Г. Лассуэллу. Бихевиоризм (от англ. поведение) – ведущее направление американской экспериментальной психологии XX столетия, идеи которого были перенесены в политологию. Как метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей, так или иначе, восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и составляют основной предмет политологического изучения. При этом главное внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, использованию приёмов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений. Наиболее яркие представители – Дж.Уотсон, К.Лешли, Э.Торндайк.

Системныйметод или структурно-функциональный, что практически одно и то же, по мнению целого ряда учёных, заключается в подходе к политической сфере жизни общества как особой системе, т.е. сложно организованной целостности, состоящей из некоторой совокупности элементов, находящихся в определённых отношениях и связях друг с другом и с внешней средой. Возник в 50-60-е гг. XX столетия. Этот метод позволяет:

- раскрыть устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определить возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды;

- чётко определить место политики в развитии общества, её важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований.

Для российской политической науки актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов даёт возможность выявить как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Политология помимо своих использует методы и других наук, к примеру, социологии. Это контент - анализ, факторный анализ, опрос и др.

Контент – анализ предполагает целенаправленное изучение определённых документов (конституций, партийных программ, инструкций, выступлений в печати, информации политических лидеров и др.) Контент – анализ в политологии – это количественный анализ любого рода политической информации.

К контент – анализу примыкает факторный анализ. Он сводит множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический приём позволяет создавать когнитивные карты, фиксировать наиболее типичные проявления того или иного политического поведения.

Наблюдение– метод сбора первичных данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав партии движения и т.д.

Одним из самых распространённых методов сбора политической информации является опрос. Опрос– это устное или письменное обращение исследователя к определённой совокупности людей – респондентов с вопросом, содержание которого представляет изученную проблему.

 

Научные центры

Исследовательской деятельностью в области политологии занимаются мощные научные центры и корпорации, которые получают заказы от государственных институтов и политических партий, стоимостью в миллионные суммы. Во всём мире их насчитывается 6480 (данные на 2011 г.). Многие центры пользуются в своей деятельности высокой степенью независимости, так как они в основном не получают финансирование из правительства и, тем самым, формально не связаны с правительством и какими-либо политическими партиями. Исключением является Институт Прогрессивной Политики, созданный Биллом Клинтоном. В Европе и в других парламентских демократиях научные центры тесно связаны с политическими партиями.

Ведущими в своих странах являются Институт Гэллапа (США), ВЦИОМ (Россия), Институт демоскопии (Германия).

В 1994 г. был создан ПИР - Центр политических исследований России, который позиционирует себя как независимую неправительственную организацию. С момента основания (апрель 1994 г.) и по настоящее время приоритетными областями научных интересов ПИР-Центра являются международная безопасность, контроль над вооружениями и нераспространение оружия массового уничтожения.

 

Тема № 1

Часть 1

Часть 2

Методические указания

История политической мысли начинается примерно с 1 тыс. до н.э. На фоне господства мифологических представлений о власти начинают формироваться системы взглядов, где всё больше утверждаются научные методы и приёмы объяснения политического мира. Важнейшими вопросами политических воззрений Древнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства.

История политических идей на Востоке берёт своё начало от работ Лао-Цзы, Конфуция, Мо-Цзы, Сюнь-Цзы и др. Суждения политического характера содержат памятники древнеиндийской культуры «Веды», «Артхашастра» и др.

При изучении политических воззрений Древнего Востока необходимо обратить внимание на взгляды древнекитайского мыслителя Конфуция. Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) – китайский мыслитель, известный на родине как Кунцзы. Он родился в бедной, но имевшей богатую родословную, семье. В молодые годы занимал различные хозяйственные должности. Основал свою частную школу, где и развил своё учение.

Мудрый правитель, согласно его учению, управляет с помощью «ли». «Ли» - это традиция, обряд, ритуал, обычай, история, древность. Из старого выводить новое, а не руководствоваться абстрактным долженствованием, черпать идеалы в состоявшемся прошлом, а не в проблематичном будущем, выбирать спокойствие консерватизма, – так можно было бы сформулировать политические взгляды Конфуция. Традиция, в его представлениях, играет главную роль в управлении государством, поэтому необходимо на неё опираться.

Древнекитайские легисты идеал правления связывали с управлением на основе строгих законов, системы поощрений и наказаний.

Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологи двух школ (конфуцианской и легистской) оказали решающее влияние на формирование государства и права, теории, на основании которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX в.

Политическая мысль Античности и Средневековья развивалась в рамках общефилософских и религиозных учений.

В эпоху Античности сформировалось ядро политологической проблематики – учение о государстве, появились первые классификации форм государственной власти и первые систематизированные общественно-политические теории (Платон (427 – 347 до н.э.),Аристотель (384 – 322 до н.э.), Цицерон (106 – 43 до н.э.)).

Политическая мысль эпохи Средневековья разрабатывала три основные проблемы: разграничение властных функций между государством и церковью, обоснование божественного происхождения власти, обоснование централизации и абсолютизации политического управления (Августин Блаженный (354 – 430), Фома Аквинский (1226 – 1274)).

Политическая мысль эпохи Возрождения наиболее ярко представлена творчеством итальянского теоретика и деятеля Николо Макиавелли(1469 -1527). Он определил политическую науку как науку о государстве, большое внимание уделил изучению природы государственной власти. Считал, что республиканская форма правления – наилучшая, так как каждого делает ответственным за судьбу государства. Необходимость государства он обосновал эгоистической природой человека, которую нужно обуздать. Макиавелли считал допустимым пренебрегать законами морали в государственном управлении. Он определил политику как опытную науку и считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила.

Большую лепту в развитие политической мысли Возрождения внесли также французский мыслитель Жан Боден (1530 – 1596), идеологи Реформации Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, ранние социалисты-утописты Томас Мор, Томмазо Кампанелла (1568 – 1639).

Политическая мысль Нового времени представляет торжество рационально-критического подхода к изучению политических проблем. В этот период создаётся большое количество конкретных политических теорий, вырабатываются основы крупнейших идеологических течений – либерального, консервативного и социалистического.

Эпоха Просвещения берёт своё начало в английской общественной мысли XVII в. Крупнейшими представителями английского Просвещения стали Томас Гоббс (1586 – 1679) и Джон Локк (1632 – 1704). Т.Гоббс рассматривал происхождение государства как результат общественного договора между гражданами в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности. Благо народа – это высший закон государства. Дж. Локк стал основателем идеологии либерализма. Цель государства, по Локку, - сохранение свободы и собственности, приобретённой трудом. Государственная власть не может быть произвольной. Она делится на законодательную, исполнительную и федеративную. Он установил чёткие границы власти, при безусловном подчинении всех закону, что исключает произвол власти и конституционно защищает права граждан. Индивид, гражданин на первом месте, а не государство.

Теория общественного договора, теория естественного права, теория разделения властей, теория конституционного ограничения монархической властибыли развиты французскими просветителями Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755), Жан-Жак Руссо (1712 – 1778). Монтескье обосновал идеал политической свободы, объяснив её независимостью каждого индивида от произвола властей. Руссо дал анализ политического устройства общества, соотношение народа и власти. Основным принципом его политического устройства стала идея народного суверенитета.

Идеи французского Просвещения распространились во все страны Европы, а также в североамериканские колонии. Американское Просвещение представлено политическими взглядами Бенджамина Франклинаи третьего президента США Томаса Джефферсона.

Русское Просвещение связано с именами Я.П.Козельского, И.И.Новикова, А.Н.Радищева.

Сильный импульс развитию политической мысли XIX - XX вв. дали труды классиков немецкой философии, особенно Иммануила Канта (1724 – 1804) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770 – 1831). Кант считается создателем общефилософского обоснования теории правового государства. Крупнейшая теория государства во всей допрофессиональной политической науке была создана Гегелем. Государство, по Гегелю, есть осуществлённая свобода, его назначение – охранять семью и руководить гражданским обществом. Важное месть в его учении заняло понятие гражданского общества.

В первой половине XX в. возникло одно из ведущих направлений буржуазной философии – позитивизм, послуживший методологической основой соответствующих теорий политики, государства и права. Основоположником позитивизма стал французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857).

Ведущим представителем социологического направления теории государства и права, основанной на позитивистких методологических установках, был Л. Гумплович. Основное состояние отношений между группами он определил как непрерывную и беспощадную борьбу, которая является главным фактором социальной жизни. В качестве основного социального закона он объявил стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, господству. Большое место в социологии Гумпловича заняло учение о конфликтах. Рассматривая взаимоотношения социальных групп, прежде всего простых (примитивных), он доказывал неизбежность конфликтов, которая имеет, исторический характер. В конфликтах выражается, прежде всего, общественное неравенство групп, а внутри них — индивидов. В свою очередь само это неравенство определяется неравенством рас. Более сильная раса стремится подчинить слабую.

Во второй половине XIX в. широкое распространение получила органическая теория государства, ярким представителем которой стал

Г. Спенсер (1820 – 1903). Спенсерстал основателем «органической школы» в социологии. Учение об эволюции принесло ему всемирную славу. Эволюция есть перераспределение материи и движения, перераспределение, которое идет как во Вселенной в целом, так и во всех ее частях, включая человека и человеческое общество. Таким образом, эволюция становится не только всеобщим процессом, но и всеобщим философским законом. Он разработал своё понимание государства под влиянием успехов биологии и зоологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму. Оно - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой. Государство не может создаваться искусственно, в результате «общественного договора» или божественной воли.

XX век ознаменовался бурным развитием политической мысли. Был создан ряд крупных теорий, раскрывающих сущность отдельных политических явлений и процессов (теория легитимности власти в работах М. Вебера (1864 - 1920), теория элит в работах Г. Моска и В. Парето (1848 – 1923), геополитические теории, теория политической культуры в работах

Г.Алмонда, С.Вербы, Л.Пая, теория политических систем, теория институционализма).

История возникновения и развития политических воззрений в России берёт своё начало с истории Древней Руси, крещения её в 988 г. Вместе с христианским учением на Русь стали проникать новые политические понятия с помощью которых осмысливались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических размышлений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти, внешней политики. Об этом свидетельствуют «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (1049), летописный свод «Повесть временных лет» (1113), «Поучение Владимира Мономаха» (1125), свод правовых актов XI – XIII вв. «Русская правда», поэма «Слово о полку Игореве» (конец XII в.) и др.

Политическая мысль Московской Руси была представлена воззрениями псковского монаха Филофея, И.С. Пересветова, Ивана Грозного, А.Курбского.

Абсолютная монархия как наилучшая отстаивается в политическом трактате «Правда воли монаршей» Ф.Прокоповича (1681 – 1736).

В.И.Татищев (1686 – 1750) пытался внести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникли исторически.

В дореволюционной России политология не стала самостоятельной дисциплиной. Некоторые проблемы политической науки разрабатывались в юриспруденции. Это определило специфику подходов к анализу политических явлений: главный акцент был сделан на изучении политических институтов (государства, партии, права), большое внимание уделялось их формальной структуре и принципам функционирования. В конце XIX – начале XX вв. огромный вклад в разработку политических проблем внесли Б.Н.Чичерин, П.И.Новгородцев, И.В.Михайловский, Л.И.Петражицкий, И.А.Ильин, Н.Н.Алексеев, Е.Н.Трубецкой, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьёв, М.М.Ковалевский и др.

В развитии политической мысли царской России выделяют консервативное, либеральное и радикальноенаправления. В ходе подготовки семинарского занятия необходимо изучить основные положения каждого направления.

 

Контрольные вопросы

1 Назовите основные этапы развития политической мысли. На каком из этих этапов политическая мысль стала независимой?

2 Перечислите имена выдающихся представителей политической мысли в разные исторические эпохи.

3 Почему античные философы негативно относились к демократической форме правления?

4 Выделите общее и различное в политических учениях Платона и Аристотеля.

5 Каким должно быть идеальное государство по Платону и Аристотелю?

6 Какому политическому деятелю принадлежит крылатая фраза «Цель оправдывает средства»?

7 Что нового было внесено в развитие политической мысли деятелями Возрождения?

8 Когда возникает теория «общественного договора» и почему?

9 Какие политические теории возникли в XIX - начале XX вв?

10 Назовите общие черты развития политической мысли в России. Какими историческими факторами оно определялось?

 

Темы докладов и рефератов

1 Античная политическая мысль.

2 Политические идеи в трудах теологов Средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

3 Политическая мысль эпохи Реформации (М.Лютер, Т.Мюнцер).

4 Н.Маккиавелли о политике и морали.

5 Политические взгляды Т.Гоббса (1588 – 1679) и Дж.Локка (1632 – 1704).

6 Политические взгляды Французского Просвещения.

7 Немецкая классическая философия о политике.

8 Особенности развития политической мысли в США.

9 Развитие политической мысли в Западной Европе в XIX в.

10 Политические взгляды Г. Спенсера(1820 – 1903), Л.Гумпловича (1838—1909), Э.Дюркгейма (1858 – 1917).

11 Политическое наследие М.Вебера (1864 – 1920).

12 Политические взгляды марксизма.

13 Возникновение и развитие политической мысли в России (XI - XVI вв.)

14 Политическая мысль в России в XVII – первой половине XIX вв. (И.Тимофеев М.Сперанский, Н.Карамзин).

15 Политические взгляды декабристов (Н.М.Муравьёв, П.И. Пестель).

16 Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX вв. (доктрина русского социализма, идеи анархизма, либерально-конституционные идеи, большевизм, евразийцы).

Тема № 2

Часть 1

1 Понятие и сущность политической власти. Её функции.

2 Концепции происхождения власти.

3 Структура политической власти: источники власти, субъект и объект власти, ресурсы власти.

4 Легитимность власти. Типы легитимности. Типы легитимности по М.Веберу.

5 Принципы единства и разделение власти.

 

Часть 2

1. Сущность политики. Подходы, определяющие сущность политики.

2. Виды политики. Субъекты и объекты политики.

3. Политика и мораль. Н.Маккиавелли о политике и морали.

4. Политика и экономика, политика и право, политика и религия.

 

Основные термины и понятия

Власть, субъект власти, объект власти, политическая власть, ресурсы власти, источники власти, легитимность, традиционный тип легитимности, харизматический тип легитимности, рационально-легальный тип легитимности, личность, социальные субъекты, институциональные субъекты, СМИ, социальная справедливость, права человека.

 

Методические указания

Понятия «власть» и «политика» являются исходными категориями политологии.

Власть выражается в отношениях двух сторон, одна из которых способна заставлять другую сторону предпринимать действия, которые по своей воле ею приняты не были бы. Предпочтения одной стороны становятся обязательными для другой стороны, поскольку первая обладает способностью принуждать другую сторону к подчинению под угрозой применения санкций. Желание избежать санкции обеспечивает повиновение одной стороны другой. Правительства могут употреблять власть в отношении граждан, а другие политические организации могут обладать властью ввиду способности использовать силу для достижения своих целей.

Среди многочисленных определений власти наиболее распространенным остаётся определение Р.Даля, которое он дал ещё в 1957 г. «А имеет власть над Б в той степени, в которой А может заставлять Б делать то, что Б в ином случае не стал бы делать».

Власть возникает только в отношениях между двумя или несколькими людьми или группами людей. А – это субъект власти, Б – это объект власти. Власть всегда имеет определённый объект. Власть зависит как от субъекта, так и от объекта, т.е., «каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает».

Природа власти – фундаментальный вопрос исследований в сфере политики. В своей книге «Власть: радикальный взгляд» (1974) Стивен Льюкс выделяет три измерения власти: одномерный взгляд (концентрируется на том, чьи мнения превалируют), двухмерный (исследует как принятие решений, так и их неприятие), трёхмерный (внимательно рассматривает способность контролировать политическую повестку за счёт способности манипулировать потребностями и предпочтениями людей).

Власть отлична от влияния, которое предполагает способность тех, кто не включён в процесс принятия решений, воздействовать на характер и содержание решений. Обладать такой способностью можно, в частности, в силу интеллектуальной весомости выдвигаемых аргументов.

В странах либеральной демократии правительства обладают как властью, так и влиянием, авторитетом. Им подчиняются отчасти ввиду всеобщего согласия с тем, что правительства имеют право править. Власть в отрыве от авторитета может реализоваться в репрессивном режиме, прочность которого может быть подорвана через насилие, неповиновение, революцию.

Продолжаются дебаты по вопросу о том, распространена ли власть широко в обществе или сконцентрирована в руках небольшой группы влиятельных индивидов. Какие функции выполняет власть? Мнения политологов в данной сфере также различны.

Слово «политика» в русском языке имеет несколько значений (см. «Современный политологический словарь»). В широком смысле «политика» означает политическую жизнь общества, в узком, обозначает борьбу за власть. Слово заимствовано из греческого языка и происходит от греческого слова «полис» («город»). Начало этому термину было положено Аристотелем в его сочинении «Политика» - трактате о государстве, правлении и правительстве. В Древней Греции слово «политика» употреблялось для обозначения управления государством. Это слово было образовано от слова «полис» неслучайно, поскольку основной формой государственности в Древней Греции были самостоятельные города (полисы). Все политические отношения сводились либо к управлению этими городами, либо к взаимоотношениям между ними.

По мере исторического прогресса понятие политики усложнялось, трансформировалось и приобретало новые оттенки.

В конце XIX – XX ст. в странах Запада и в России складывается новое качество политики. Всё это побудило учёных конкретизировать определение политики, обособить политику как науку. Новое «измерение» политики предложил марксизм. В его трактовке политика не конъюктура отдельных деятелей, а наука и политический процесс, обусловленные способом производства.

Для В.И. Ленина политика являлась одновременно и сложной наукой, и тончайшим искусством, цель которых – «облегчить муки родов нового общества и политического предвидения» (Ленин В.И. ПСС. - Т. 41. - С.65,88.)

В отличие от русских марксистов видный немецкий политолог Макс Вебер не считал ни одну из сфер общества определяющей. В его трактовке политика есть не что иное как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которых оно в себе заключает» (Вебер М. Избранные сочинения. - М., 1991. - С. 646.).

Одна группа учёных считает, что предназначением политики является интеграция общества в единое целое, воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости, поддержание общественного порядка (Аристотель, Т.Гоббс, Г.Гегель. Т.Парсонс). Согласно другой точке зрения, политическая сфера – это борьба, конфликт, стремление отдельных групп добиться реализации своих интересов путём навязывания своей воли и установления политического господства (К.Маркс, К.Шмитт, Г.Лассуэлл, Р.Дарендорф).

Н.Маккиавелли, Т.Гоббс, Д.Локк и более поздние мыслители Нового времени – К.Маркс, М.Вебер и др. – считали политику областью человеческой жизнедеятельности, зависимой от права (Т.Гоббс), экономики (К.Маркс).

Как основные функции политики можно определить:

- поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка;

- реализация индивидуальных и групповых интересов в процессе борьбы за власть и её осуществление;

Другими важнейшими функциями политики являются:

- руководящая функция (выработка целей и задач развития общества и мобилизация ресурсов для их реализации),

- регулятивная функция (регулирование других сфер общественной жизни, контроль за их деятельностью),

- коммуникационная функция (обеспечение взаимодействия между различными социальными группами и правил общения).

При характеристике политической власти в последние годы широко используется понятие «легитимность». В переводе с латинского это понятие означает законность. Но понятия «легитимность» и «законность» не являются тождественными. Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется, называется легитимной. Легитимация политической власти того или иного ее субъекта — это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является ее делегитимация, то есть утрата властью доверия со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту.

При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества. В этом случае субъект политической власти ослабляет насилие по отношению к социальным слоям и группам, явл







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.037 с.)