Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рациональный потребитель как субъект рыночной экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте В экономической теории под термином потребитель понимается хозяйствующий субъект, который принимает обособленные решения о структуре и объеме потребляемых благ. Экономисты исходят из предположения о рациональном потребителе. Рациональный потребитель – это такой потребитель, который сопоставляет затраты и выгоды от каждой дополнительной единицы покупаемого блага. Потребитель обладает свободой выбора на рынке и ведет себя рационально с позиций общего критерия «затраты-выгоды». Потребителя окружает огромное количество товаров. Каждое решение о покупке - это не только прирост выгод, но и определенные потери, поскольку потраченные деньги всегда имеют альтернативный вариант использования, который мы исключаем, делая покупку. «Рациональность» не означает какой-то нормативной оценки поведения. Экономисты, образно говоря, не ставят оценки за поведение потребителю, а просто описывают его поведение и пытаются вывести его закономерности. Анализируя поведение потребителя, теория исходит из того, что его мотивация основывается на утилитаристской концепции[1] потребления, в соответствии с которой потребление благ приносит потребителю определенную полезность. Полезность – это общее удовлетворение, которое получает потребитель от данного количества потребляемого блага в определенный промежуток времени. Концепция полезности, применяемая для анализа поведения потребителя, опирается на ряд предположений: · полезность выражает субъективную оценку ценности блага. Одно и то же благо может иметь разную оценку полезности у различных потребителей. Например, курение, несомненно, наносящее вред здоровью и негативно оцениваемое обществом, для лиц, которые потребляют эти блага, принимают форму полезности; · каждый отдельный потребитель стремится к максимизации полезности, что является руководящим психологическим принципом его поведения; · учитывая, что принятие решений осуществляется в условиях альтернативного выбора, полезности разных благ сопоставимы. Кроме того, потребители способны проводить сопоставление полезности разных благ. Такая способность выражается в потребительских предпочтениях, которые применяются в качестве инструмента соизмерения полезности благ. Потребительские предпочтения – это сформировавшиеся в процессе предшествующего поведения и основанные на субъективной оценке потребителем полезности благ, четко определенные и устойчивые во времени предпочтения, последовательно применяемые им при выборе между благами. Реализация имеющихся у потребителя предпочтений всегда осуществляется им в рамках бюджетных ограничений, которые определяются величиной денежного дохода потребителя и ценами благ. Поэтому проблема, с которой сталкивается потребитель, сводится к принятию решения о распределении своего бюджета в условиях альтернативного выбора относительно структуры и объема приобретаемых благ. Экономическое содержание этой проблемы состоит в том, что при выявленных предпочтениях и ценах благ потребителю необходимо так распределить свой ограниченный доход, чтобы получить максимальную полезность. Предпочтения потребителя формируются самостоятельно и не зависят от решений принимаемых другими потребителями, т.е. потребитель обладает суверенитетом. Таким образом, потребительский выбор –это выбор максимизирующий полезность потребителя в условиях ограниченности денежного дохода. В качестве теоретической меры полезности, получаемой от потребления блага, рассматривается условная единица – ютиль (от англ. utility - полезность). Имея возможность количественно выражать полезность потребляемых благ можно установить зависимость между полезностью, получаемой потребителем и количеством потребляемых им благ в виде функции общей полезности (TU), т.е. совокупной полезности всех потребляемых благ в течение определенного периода времени: TU = F (Qa, Qb, …, Qn), где TU –общая полезность данного товарного набора, Qa, Qb,…, Qn – объемы потребления товаров a, b, …, n соответственно в единицу времени. Используя количественную теорию полезности, можно охарактеризовать предельную полезность (MU) как прирост общей полезности товарного набора при увеличении потребления данного товара на одну единицу в течение определенного периода времени. С увеличением количества потребляемых единиц блага общая полезность возрастает до определенного предела. Однако возрастает она убывающими темпами, т.е. от потребления каждой дополнительной единицы блага потребитель получает все меньший ее прирост.
Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает все более медленно. С увеличением количества потребляемого блага предельная полезность каждой последующей единицы этого блага меньше предельной полезности предшествующей единицы (). Рис. 7.1. Общая и предельная полезность
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке B (рис. 7.1), когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Математически предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора по объему потребления i-го товара: . Геометрически (рис. 7.1а) значение предельной полезности равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU в точке С. С увеличением объема потребления товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается предельная полезность товара. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (предельная полезность блага отрицательная), то общая полезность снижается. Закон убывающей предельной полезности не всегда проявляется, так как это представлено на рисунке 7.1а. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь, затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ. Например, в жаркую погоду второй глоток воды прохладительного напитка может принести большую полезность, чем первый, а третий большую, чем второй (рис. 7.1b). И все же можно утверждать, что вторая двухлитровая бутылка напитка не принесет ему большего удовлетворения, чем первая. Таким образом, принятие решений в условиях альтернативного выбора осуществляется потребителем под влиянием действия закона убывающей предельной полезности. Расходование потребителем дохода на покупку благ представляет собой своеобразный обмен предельной полезности денежных единиц на предельную полезность благ. Предложим, что потребитель располагает некоторым доходом; цены на товары a, b, …, n не зависят от его поведения и равны соответственно Рa, Рb, …, Рn; товарного дефицита нет, все товары являются бесконечно делимыми (например, масло, колбаса и др.). Правило максимизации полезности: потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. , где λ – некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег. По другому, . Предположим, что потребитель делает выбор между хлебом и зрелищами. Зрелища приносят ему удовлетворение от потребления втрое большее, по сравнению с хлебом, но и стоят они вдвое больше. В этом случае он будет сравнивать относительные предельные полезности благ с их относительными ценами. Иначе говоря, он установит, что , а . Ясно, что потребитель выберет зрелища. В общем случае для любой пары товаров (Х и Y) справедливо, что если , то потребитель будет увеличивать потребление блага Х относительно блага Y. Однако по мере увеличения закупок и потребления блага Х его предельная полезность падает в соответствии с законом убывающей полезности. В то же время, сокращение закупок и потребления блага Y повышает его предельную полезность. В итоге потребитель выберет такую структуру покупок (распределения своих расходов между благами X и Y), при которой отношение их предельных полезностей будет равно отношению их цен, т. е. . Таким образом, при оптимальном распределении ограниченного дохода уровень полезности, получаемый потребителем от расходования последней денежной единицы, одинаков для всех покупаемых благ вне зависимости от того, на покупку какого из благ она будет израсходована. Это положение известно как второй закон Госсена. Часто его определяют как эквимаржинальный принцип, который лежит в основе принятия решений потребителем. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.01 с.) |