Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как экономический субъект. Государственное регулирование экономики, его основные формы и методы

Поиск

В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Представители классической школы обосновывали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. В обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории «экономики предложения».

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики. Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс. Его модель государственного регулирования позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.

Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Термин «регулирование» происходит от латинского regulare – устраивать, приводить в порядок. Регулирование в общеизвестном смысле слова означает упорядочение, приведение в должное состояние. Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Рассматривая теоретическую систематизацию инструментов государственного регулирования, необходимо отметить, что все они тесно взаимосвязаны между собой. С точки зрения уровня государственного воздействия на экономику все инструменты можно подразделить на инструменты:

· микрорегулирования;

· макрорегулирования;

· интеррегулирования.

С точки зрения воздействия государства на экономические процессы в обществе экономической истории известны следующие формы:

· законодательная (правовая);

· административно-институциональная;

· социально-экономического регулирования.

В свою очередь форма социально-экономического регулирования подразделяется на:

· бюджетно-налоговое регулирование;

· кредитно-денежное регулирование;

· валютное регулирование;

· внешнеторговое регулирование;

Следует заметить, что каждая из этих форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор зависит не столько от экономической материи, сколько от политической организации общества, традиций, целей и задач, решаемых тем или иным обществом, его руководством на каждом конкретном историческом этапе.

Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство в лице его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование. При этом следует отметить, что каждой из форм присущ свой набор методов, их различные комбинации, образующие механизм воздействия государства на экономику. Например, законодательная форма является наивысшей формой воздействия государства на экономику. Она представляет собой совокупность законов и механизмов их принятия и осуществления, государственных институтов, занимающихся и тем и другим.

На нынешнем этапе развития рыночных систем в промышленно развитых странах законодательная форма сочетается с административной и экономической.

Методы государственного регулирования классифицируют по различным критериям. Различают методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики.

В целом формы и методы государственного регулирования можно представить следующим образом:

 

Формы государственного регулирования Методы
1. Законодательная (правовая) Конституция, законодательные акты
2. Административно-институциональная форма 2.1. Административно-экономическая     2.2. Организационно-административная       Централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система централизованных экономических нормативов.   Прямые административные указания, установление жестких правил субординации, инструкций, регулирующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев единой государственной (корпоративной) системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и т.п.
3. Форма социально-экономического регулирования. 3.1. Бюджетно-налоговая     3.2. Кредитно-денежная   3.3. Валютное регулирование   3.4. Внешнеторговое регулирование       Государственный бюджет, налоги, государственные расходы, субсидии, субвенции, льготы, трансферы.   Учетная ставка процента, норма процента по кредитам и депозитам, открытые рыночные операции, норма резервирования, избирательный контроль за кредитом.   Девальвация валюты, ревальвация валюты, стерилизация, «плавающий» валютный курс. Экспортные субсидии, таможенные тарифы, демпинговая торговля, условно-беспошлин-ный ввоз и вывоз товаров, организация выставок, ярмарок, согласование экономической политики

В современных условиях интернационализации и регионализации хозяйственной жизни государственное регулирование движется от макрорегулирования через внешнеэкономическое регулирование валютно-кредитной сферы и торговли, согласование политики государств к единой наднациональной организации.

 

Основные выводы

1. Теория потребительского выбора изучает механизм принятия решений потребителем, понимание которого позволяет раскрыть закономерности формирования спроса. Потребительский выбор – это принятие потребителем решения о структуре потребления и количестве приобретаемых по заданным ценам благ, которые обеспечили бы ему максимальную полезность.

2. Исследование поведения потребителя опирается на концепцию полезности, под которой понимается субъективно определяемое удовлетворение, получаемое потребителем от потребления конкретного блага. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем и количеством потребляемых им благ может быть выражена в виде функции общей полезности. Предельная полезность блага это как прирост общей полезности товарного набора при увеличении потребления данного товара на одну единицу в течение определенного периода времени.

3. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает все более медленно. С увеличением количества потребляемого блага предельная полезность каждой последующей единицы этого блага меньше предельной полезности предшествующей единицы. Потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

4. Определяющей целью теории производства является установление принципов организации эффективного способа производства, то есть выбор комбинации производственных факторов и размера производства, которые обеспечивали бы максимальный объем выпуска при данном количестве ресурсов. Производство – это процесс преобразования ресурсов в блага, прямо или косвенно удовлетворяющие человеческие потребности. В рамках отдельной технологии существует устойчивая функциональная зависимость между величиной потребленных ресурсов и объемом выпуска продукции, которая выражается производственной функцией, описывающей максимальные значения выпуска продукции для каждой комбинации производственных факторов. В зависимости от возможностей по изменению количества и структуры факторов в производстве при анализе процесса производств выделяют краткосрочный период, в рамках которого хотя бы один фактор производства остается неизменным, и долгосрочный период, в рамках которого могут быть изменены все факторы производства.

5. Характер зависимости между ростом объема выпуска и увеличением затрат факторов при неизменности пропорции между ними называют эффектом масштаба. В зависимости от соотношения между относительным изменением величины затрат факторов производства и относительным изменением объема выпуска различают: положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба.

6. Существенную роль в увеличении производства играет технический прогресс, влияние которого проявляется в двух формах: в увеличении объема выпуска при данном количестве производственных факторов и в снижении затрат факторов при производстве данного объема выпуска. В зависимости от его воздействия на изменения в соотношении факторов производства выделяют три типа технического прогресса: трудоинтенсивный, капиталоинтенсивный и нейтральный типы.

7. Экономический анализ издержек производства исходит из альтернативности использования ресурсов, и это становится причиной возникновения различий между бухгалтерскими и экономическими издержками производства. Бухгалтерские издержки производства – это осуществленные в денежной форме фактические расходы, связанные с выплатами внешним поставщикам ресурсов. Экономические издержки производства - это стоимость ресурсов, удерживаемых от альтернативного использования. Они включают как выплаты за привлекаемые со стороны ресурсы, так и упущенные выгоды по удержанию от альтернативного использования неоплачиваемых собственных факторов производства. Экономические издержки формируются как сумма явных, неявных издержек и нормальной прибыли, которая выступает вознаграждением за предпринимательскую способность. Поэтому величина экономических издержек больше бухгалтерских издержек на величину неявных издержек и нормальной прибыли. Разница между выручкой и экономическими издержками образует экономическую прибыль, которая по своей величине меньше бухгалтерской прибыли.

8. Задача производителя состоит в том, чтобы выбрать такую комбинацию факторов и такой размер производства, при которых выпуск обеспечивался бы с минимальными средними издержками производства. Оптимальная комбинация факторов производства достигается при условии равенства соотношения предельных производительностей факторов и соотношения цен этих факторов, что графически соответствует точке касания изокосты и изокванты. Предельная норма технологического замещения факторов производства равна обратному соотношению предельных продуктов (производительностей) этих факторов, которое является правилом для определения оптимальной комбинации производственных факторов.

9. Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Различают методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики.

Основные понятия

Бухгалтерские издержки Предельная полезность

Доход Предельный продукт

Издержки производства Прибыль

Изокванта Производственная функция

Изокоста Производство

Общая полезность Средний продукт

Общий продукт Технологическая эффективность

Полезность Функция полезности

Потребитель Экономическая эффективность

Потребительские предпочтения Экономические издержки

Потребительский выбор Эффект масштаба

Вопросы для самопроверки

1. Что лежит в основе потребительского поведения? Чем руководствуется потребитель при осуществлении выбора?

2. В чем состоит специфика рыночных условий, влияющих на поведение фирм?

3. В чем суть различий между законом убывающей отдачи и убывающим эффектом масштаба? Какие причины их обуславливают?

4. Дайте определение технически неэффективного способа производства.

5. Каковы границы государственной активности? Назовите основные формы и методы государственного регулирования.

Вопросы для обсуждения

1. Если удовлетворение потребителя в процессе увеличения потребления блага растет, то является ли это опровержением предпосылки об убывании предельной полезности?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным? Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

3. Объясните экономическую природу выделения краткосрочного и долгосрочного периодов производства. Приведите пример производства с длительностью краткосрочного периода не менее года.

4. Дана зависимость Q = K2L3. Докажите, что эта зависимость не может характеризовать производственную функцию.

5. Определите, при каком условии совпадают значения выпуска, максимизирующего общую выручку и общую прибыль.

Тесты и задачи

1. Если MUа/Pа = 100/35 д.е. = MUb/Pb = 300/? = MUc/Pc = 400/?, то цены благ b и с в случае оптимума потребителя:

a. не могут быть определены на основе имеющейся информации;

b. 105 д.е. и 140 д.е., соответственно;

c. 105 д.е. и 175 д.е., соответственно;

d. 100 д.е. и 200 д.е., соответственно.

2. Предельная норма замещения товара А товаром В означает:

a. сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В уменьшается на 1 рубль;

b. в какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товаров А и В увеличивается на 1 единицу;

c. сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возрастает, а потребление товара А остается прежним;

d. от какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной.

3. Используя приведенный рисунок, определите значения среднего и предельного продукта фактора X для каждой из указанных точек.

4. Производственная функция имеет вид Q = K×L. Цена труда PL = 4 и цена капитала PK = 5. Если общий объем затрат не должен превышать 20, то при какой комбинации труда и капитала будет достигнут максимальный выпуск?

5. Технология производства кефира в 2004 г. описывалась производственной функцией , а в 2005 г. – функцией . Технология производства колбасы в 2004 г. также описывалась функцией , а в 2005 г. – функцией . Определите тип технического прогресса.

Литература

1. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л., Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005.

3. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. 50 лекций по микроэкономике. В двух томах. СПб.: Высшая школа, 2000. http://50.economicus.ru.

5. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 640с.

 

 


[1] утилитаризм (от лат. utilitas - польза), 1) этическое учение, согласно которому основой нравственности и критерием человеческих поступков является польза, понимаемая как средство достижения «наибольшего счастья для наибольшего числа людей»; 2) система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит идея о том, что польза, понимаемая как удовлетворение каких-либо нравственных интересов, является основным критерием нравственной оценки, а достижение успеха составляет основу человеческого счастья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.008 с.)