Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Как влияют налоги на процессы в экономике и на положение субъектов рынка в разных ситуациях.

Поиск

Пометьте словами «выше» или «ниже» в приводимой ниже таблице те клетки, в которых проявления перечисленных последствий введения налогов окажутся более или менее выраженными:

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВ: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен ниже Выше
Падение объема продаж выше ниже
Величина налоговых поступлений в казну ниже выше
Потери производителя Выше Ниже
Потери потребителя Ниже Выше
  ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен Выше Ниже
Падение объема продаж Выше Ниже
Величина налоговых поступлений в казну Ниже Выше
Потери производителя Ниже Выше
Потери потребителя выше ниже

Тесты и ЗАДАЧИ

Тест Обоснование
1. Закон спроса отражает следующая зависимость: а) прямая зависимость объема спроса от его цены; б) обратная зависимость объема спроса от его цены; в) прямая зависимость между объемом предложения и объемом спроса; г) прямая зависимость между объемом спроса и доходами потребителей; д) прямая зависимость цены от качества товара. Ответ «б», т.к. согласно закону спроса потребителями при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Т.е. закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

 

2. Взаимозаменяемые товары: а) имеют одинаковую цену; б) дополняют друг друга при сбыте; в) конкурируют друг с другом на рынке; г) стимулируют сбыт друг друга. Ответ «в», т.к. уменьшение товаров-субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении приведет к уменьшению спроса на данный товар, т. е. предпочтение будет отдано более дешевым товарам-конкурентам.

 

3. Все перечисленное ниже может быть причиной сдвига кривой спроса на товар, кроме: а) изменения вкусов потребителей; б) увеличения доходов покупателей; в) уменьшения цены товара; г) увеличения цены взаимодополняемого товара; д) уменьшения цены взаимодополняемого товара. Ответ «в», т.к. все это – неценовые факторы (кроме уменьшение цены товара), которые являются причиной сдвига кривой спроса. Только изменение цены ведет к движению по кривой спроса, а не ее сдвиг.

 

4. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: а) эластичным; б) неэластичным; в) с единичной эластичностью; г) абсолютно эластичным; д) абсолютно неэластичным. Ответ «а», т.к. Е = изменение Q в % / изменение P в % Е = 1,2%/1%=1,2 => Е>1 => спрос – эластичный

 

5. Два товара являются индифферентными к друг другу (то есть не являются ни взаимозаменяющими, ни взаимодополняющими), если их перекрестная эластичность равна: а) Ecross > 0; б) Ecross < 0; в) Ecross = 0; г) Ecross > 1; д) Ecross < 1. Ответ «в», т.к. если Еcross =0 – товары индифферентны друг другу, т. е. изменение цен на один из них ничего не меняется в количественном спросе на другой, например растущие цены на автомобили не влияют на количество покупаемой соли.

 

2. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что: а) цена на товар равна равновесной цене; б) цена на товар ниже равновесной цены; в) сократился объем предложения данного товара; г) цена на товар выше равновесной цены; д) увеличился объем спроса на данный товар. Ответ «г», Если реальная цена выше равновесной (Р1>Р0), возникает излишек предложения.

 

7. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: а) 10; б) 15; в) 20; г) 30; д) 50. Е = изменение Q в % / изменение P в % =>изменение P в % = изменение Qв %/Е

 

8. На эластичность предложения оказывает влияние: а) уровень доходов потребителей; б) наличие на рынке товаров заменителей; в) фактор времени; г) доля расходов в бюджете на данный товар; д) не влияет ни один из указанных факторов. Ответ «а» и «в». На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, скажем, предложение промышленной продукции более эластично, чем с/х и др.Важнейшее значение для эластичности предложения имеет однако фактор времени.

 

9. Эффект сноба - это: а) когда потребление потребителя диктуется желанием не отставать в потреблении от других; б) когда потребителем движет желание быть не похожим на других; в) когда индивидуум покупает блага, недоступные по цене для других; г) все перечисленные ответы не верны. Ответ «б».

 

10. Государство увеличивает налог с продаж на некий товар. При этом: а) чем более эластичен спрос, тем большую долю налога платит покупатель; б) чем более эластично предложение, тем большую часть налога платит продавец; в) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит покупатель; г) чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платит покупатель; д) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит продавец. Ответ «в», т.к. в случае неэластичного спроса равновесная цена поднимается сильно, а объем реализуемой продукции не сокращается. Рост налоговых поступлений в этих условиях будет велик. Распределение налогового бремени будет следующим: потери производителя будут равны нулю, а потребитель оплатит весь прирост цены.
10. Контракт – это: а) добровольное соглашение сторон о взаимных правах и обязанностях в рамках трансакции; б) количество проданных товаров и услуг; в) принудительное соглашение о выполнении поставок товаров и услуг. Ответ «а»

ТЕМА 5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое полезность блага? Какие виды полезности используются в экономической теории? В чем состоит значение выделения каждого вида?

Полезность есть степень удовлетворения потребности индивида. Существуют два подхода к определению полезности - кардиналистский и ординалистский. В первом случае полезность выражается в определенных единицах-утилях. Во втором – существует лишь сравнительная полезность различных наборов товаров.

 

2. Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию. На основе каких предпосылок выводится функция полезности? Каковы свойства функции полезности?

Общая полезность складывается из всех имеющихся у индивида благ. Пока предельная полезность положительна, с каждым новоприобретенным благом она растет. Однако согласно первому закону Госсена с каждой новой единицей блага предельная полезность уменьшается. Точка, в которой она равна нулю (и где общая полезность прекращает свой рост), называется точкой насыщения.

 

3. При каких условиях структура потребления, максимизирующая полезность, является единственной?

Максимально полезная структура потребления будет единственной, если взаимозаменяемость благ будет функцией – в разннобразии наборов каждому количеству товара X будет соответствовать единственное дополяющее его в наборе количество товара Y.

 

4. Ответьте на вопрос (парадокс А. Смита): «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у не столь необходимых алмазов такая высокая цена?»

Разграничение общей и предельной полезности, а также зависимость предельной полезности от количества потребляемого блага позволяют понять, что огромное количество воды и её доступность определяют низкую предельную полезность, а следовательно, и низкую цену воды. Это не противоречит тому факту, что общая полезность воды безгранично велика.

Ситуация с бриллиантами прямо противоположна: их крайне мало, и это означает, что их предельная полезность, а значит и цена будет высока, несмотря на низкую общую полезность.

 

5. Являются ли предпочтения индивида стабильными? Чем отличаются полезность и предпочтение? Каковы свойства предпочтений?

Предпочтения индивида могут изменятся в зависимости от моды, изменения его отношения к тем или иным критериям при выборе блага. Полезность – характеристика объективная, в то время как предпочтение субъективно. Таким образом, индивид способен действовать в соответствии со своими предпочтениями, но вопреки очевидной полезности.

 

6. Каковы основные черты экономического выбора индивида? Что такое ожидаемая полезность и какова ее роль в экономическом выборе индивида?

Теория ожидаемой полезности - ее основной смысл состоит в том, что у индивида субъекта есть выбор из некоторого количества вариантов. Каждый из последних имеет несколько возможных исходов. Если субъекту заранее известна полезность каждого исхода, и он может примерно определить его вероятность, то можно сформулировать правило выбора оптимального варианта.

Таким образом, - неопределенность (или точнее, риск, потому что, риск - это ситуация, при которой даны вероятности будущих событий) встраивается в модель максимизации полезности.

 

7. От чего зависят рыночные возможности потребителя? Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

Рыночные возможности потребителя зависят от наличия у него денежных ресурсов и желания их потратить на приобретение благ. Единовременное снижение цен на все потребляемые товары равносильно росту дохода, так как позволяет индивиду приобрести большее количество благ. Рост/снижение цен на какой-либо товар приведет к перераспределению приобретаемых благ в наборе.

 

8. Какие виды ограничений характерны для экономического выбора? Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? Каким образом изменяется набор факторов, влияющих на благосостояние потребителя, при переходе от одного типа экономической системы к другой?

Проблема экономического выбора - выбор наилучшего из вариантов использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах или данное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. Главными условием, определяющим благосостояние потребителя, является доступность ему того или иного блага. Данная доступность определяется как наличием у потребителя ресурсов, достаточных для приобретения данных благ, так и возможностью потратить данные ресурсы на это приобретение. При ресурсоогораниченной экономической системе (например социалистической), главенствует второй фактор (физическое наличие доступных для приобретения благ). При спросоограниченной (в той или иной мере капиталистической) на первый план выходит фактор наличия ресурсов для приобретения.

 

9. Сопоставьте объяснение процессов рыночного ценообразования теориями предельной полезности и трудовой стоимости. Какое из них представляется вам более обоснованным?

Трудовая теория стоимости - впервые разработанная А.Смитом экономическая теория стоимости, согласно которой стоимость любого товара определяется количеством труда, затраченного на его производство, т.е. ключевую роль играет производитель. В теории же предельной полезности цена определяется полезностью блага для потребителя и способность данной полезности компенсировать ему финансовые потери. В условиях рыночной экономики (т.е. спросоориентированной) более обоснован ставящая на ключевую роль желания и предпочтения потребителя теория полезности.

 

10. Обсудите возможности практического использования теории потребительского поведения в деятельности российских предприятий.

Теория потребительского поведения основывается на постулате, что анализ экономических процессов, в том числе и процессов потребления благ, следует начинать с выявлений субъективных предпочтений людей и полезности благ. Таким образом, основным аспектом практического приложения данной теории следует признать тщательное, всестороннее и постоянное изучение специфических аспектов формирования предпочтений и принятия решений различными группами российских потребителей. В противном случае прямое (без адаптации к нашим условиям) применение западных маркетинговых технологий обречено на поражение из-за элементарного несовпадения систем ценностей и образа мышления.

В. Каковы преимущества и недостатки количественного измерения полезности (кардиналистские теории полезности) и порядковой оценки полезности (ординалистские теории полезности)? Заполните таблицу:

  Преимущества Недостатки
Кардиналистский подход   Возможность численного выражения характеристики полезности. Учтена ограниченная насыщаемость потребителя. Малая вероятность реализации численного выражения полезности на практике. Неучтение индивидуальных предпочтений потребителя.
Ординалистский подход     Более практически реализуемая концепция сравнительной полезности. Учтены индивидуальные особенности индивида. Косвенное подтверждение закона спроса. Иллюстрация эффектам дохода и замещения. Потребитель бесконечно ненасытен.    

Тесты И ЗАДАЧИ

Тест Обоснование
1. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда: а) предельная полезность равна «0»; б) предельная полезность имеет максимальное значение; в) предельная полезность имеет минимальное значение; г) все ответы неверны. Ответ «а», т.к. после этой точки предельная полезность станет отрицательной => общая полезность начнет падать

 

2. Условие равновесия потребителя достигается, когда: а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег; б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны; в) предельные полезности благ равны; г) взвешенные по цене предельные затраты равны предельной полезности денег; д) верны все ответы. Ответ «б», т.к. потребителю не надо перетасовывать соотношение благ в наборе – они одинаково ему полезны

 

3. Кривая безразличия показывает: а) полезность экономического блага; б) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность; в) одинаковые по полезности потребительские блага; г) замену одного блага другим; д) действие эффекта дохода. Ответ «б», Хотя соотношение благ может быть разным, общая полезность, предоставляемая ими, неизменна.

 

4. Кривая «доход—потребление»: а) это линия, соединяющая точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями при равно кратном изменении цен на товары; б) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода; в) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага; г) все ответы верны. Ответ «б»

 

5. Кривая «цена— потребление»: а) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с изменением цены на одно из благ; б) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага; в) отражает изменение потребления при изменении цен на товары, входящие в набор потребителя при фиксированном доходе; г) все ответы верны. Ответ «а». Т.е. изменение объема потребления того или иного блага в зависимости от его потребления.    
6.Потребитель достигает оптимума в потреблении, когда: а) каждый приобретаемый товар приносит одинаковую предельную полезность; б) достигается максимизация общей полезности при имеющемся бюджетном ограничении; в) тратится одинаковая сумма денег на покупку каждого вида блага; г) достигается максимальный объем потребляемых благ; д) возрастание покупок одного вида блага сокращают закупки другого. Ответ «б»
       

 

7. Парадокс Смита (низкая цена воды и высокая алмазов) разрешается, если исходить из того, что: а) цена товара не связана с реальной пользой товара для людей; б) предметы первой необходимости имеют более низкую цену, чем предметы роскоши; в) цена товара определяется только издержками на его производство; г) цена товара определяется предельной полезностью; д) цена товара определяется общей полезностью. Ответ «г».

 

8. Точка равновесия потребителя: а) это точка, где потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе; б) называется также точкой потребительского оптимума; в) это точка, где потребитель тратит весь свой доход; г) это точка, где потребитель не может повлиять на цены товаров; д) это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия. Ответ «д»

 

9. Предельная норма замещения двух товаров: а) всегда постоянна в рыночном обмене; б) это характеристика кривой безразличия; в) выражает убывающую предельную полезность благ; г) это характеристика кривой Энгеля; д) равна соотношению цен на товары; е) показывает количество товара Х, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара Y так, чтобы потратить весь свой доход; ж) равна отношению величин спроса на них. Ответ «е», т.е. количество единиц одного товара, способное заменить 1 единицу другого товара.  

 

Задача № 1.

Студент читает журналы и слушает музыку на CD.

Цена журнала – 1,5 долл., а цена CD – 7,5 долл. Полезность оценивается в ютилах

 

 

Кол-во Журналы CD
Полезность Пред.полез. MU/P Полезность Пред.полез. MU/P
             
             
             
      26,7      
             
             
             
            6,67
      16,7      
             

А) Сколько денег тратит студент на покупку журналов и дисков, если обычно он покупает в месяц 2 диска и 120 журналов?

2*7,5+120+1,5=195

Б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

Невозможно найти ответ, т.к. задание не корректно




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.009 с.)