ТОП 10:

В современной гносеологии объект познания



а) существует сам по себе;

б) противостоит субъекту познания; г

в) зависит от познавательного подхода;

г) является частью познающего субъекта.

 

Этап познавательного процесса, на котором знание об объекте воспроизводится без прямого воздействия объекта на субъект — это

а) чувственное отражение;

б) контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение.

 

49. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

 

50. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна

г) абсолютна.

 

Тема 6:

51. Понятие, в гносеологии противоположное по смыслу понятию «истина»:

а) ложь;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок.

 

52. Предвидение результата на основе выработки идеалов, программ, норм и планов деятельности – это

а) прогнозирование;

б) предусмотрительность;

в) целеполагание;

г) опережение.

 

53. Любое изменение, преобразование, процесс — это

а) эволюция;

б) развитие;

в) инволюция;

г) движение.

 

Субъект познания в современной науке — это

а) абстрактный индивид;

б) реальный ученый или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);

г) научное сообщество.

 

Руководящим познавательным принципом в современной науке служит

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) интуитивизм;

г) теоретико-методологический плюрализм.

 

Формой практики не является

а) преобразование природы с помощью орудий труда;

б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

г) научный эксперимент.

 

По отношению к процессу познания практика не является

а) основой познания и его движущей силой

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

 

Формой познания, независимой от внешних чувственных данных, является

а) представление;

б) восприятие;

в) идея;

г) ощущение.

 

59. Значения чувственных дан­ных абсолютизируется

а) в рационализме;

б) в реализме;

в) в скептицизме;

г) в сенсуализме.

 

Форма мышления, выражаемая вербально и отражающая предельно общие закономерные связи, стороны и признаки явлений – это

а) понятие;

б) категория;

в) дефиниция;

г) термин.

 

 


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 

Темы рефератов

«Философия и методология науки»

для направления подготовки 035400 – История искусств

 

Квалификация выпускника: магистр

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

1. Наука в системе культуры.

2. Сциентизм и антисциентизм в культуре.

3. Проблема генезиса науки.

4. Наука в культуре Древнего Востока.

5. Особенности античной науки.

6. Европейская наука в Средние века.

7. Наука эпохи Возрождения.

8. Формирование классической науки Нового времени.

9. Основоположники методологии классической науки: Ф. Бэкон и Р. Декарт.

10. Образы научной рациональности в философии ХХ века.

11. Методология науки: уровни и методы научного познания.

12. Соотношение классической и современной методологии науки.

13. Марксистская и позитивистская концепции науки.

14. Трактовка науки в русском космизме и органицизме.

15. Этика науки и ответственность учёного.

16. Экономика и мораль: антагонизм или гармония.

17. Диалектика научного творчества.

18. Наука и техника: перспективы развития.

19. Религия в век научно-технического прогресса.

20. Перспективы развития современной науки.

21. Проблема истины в гуманитарном познании.

22. Классический и неклассический идеалы научной рациональности.

23. Рациональное и иррациональное в научном познании.

24. Субъект и объект научно-познавательной деятельности.

25. Общенаучные методы познания.

26. Научное предвидение: сущность, структура, основания.

27. Общие модели истории науки.

28. «Структура научных революций» Т. Куна.

29. Концепция «третьего мира» К. Поппера.

30. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

31. Методология «научно-исследовательских программ» И. Лакатоса.

32. Философские основания научного знания.

33. Роль философии в развитии науки.

34. Проблема синтеза современного научного знания.

35. Роль междисциплинарных исследований в гуманитарном познании.

36. Закономерности развития науки.

37. Проблема понимания в научном познании.

38. Язык и коммуникация в научном познании.

39. Современные концепции философии языка.

40. Философская герменевтика: истоки и эволюция.

41. Герменевтика и гуманитарное познание.

42. Перспективы развития гуманитарных наук.

43. Гуманитарные науки в истории российской культуры.

44. Качество жизни – основа саморазвития человечества.

45. акономерности становления информационного общества.

46. Информация как общенаучная категория.

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 

Темы курсовых работ

«Философия и методология науки»

для направления подготовки 035400 – История искусств

 

Квалификация выпускника: магистр

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

1. О сходстве и различиях философии и науки и проблемах в их взаимодействиях.

2. Терминологический аппарат философии науки и методологии: основные трудности и способы их разрешения.

3. Философия и наука среди отраслей культуры в аспектах определения, классификации, системы.

4. Интеграция наук и ее проявления в междисциплинарных и многодисциплинарных исследованиях.

5. Познавательный, личностный, социальный факторы в становлении науки и философии.

6. Революции в науке и в философии. Сравнительный анализ, оценка последствий, роль в интеграции отраслей культуры.

7. Современная философия и наука на пути к познанию реальности: идеи, проблемы, важнейшие результаты.

8. Философия, наука, методология в постиндустриальном, информационном обществе.

9. Процессы организации и самоорганизации науки.

10. Наука и философия между мифом и логосом.

11. Метафизика и физика: история и перспективы взаимодействия

12. Рациональное и внерациональное как факторы познания.

13. Координация эмпирического, рационального, интуитивного компонентов, как условие полноты методологических программ.

14. Метод восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному.

15. Научные теории и методы теоретизации знаний.

16. Методологический потенциал и открытия античной философии.

17. Методологические новации интеллектуальной культуры средних веков и эпохи Возрождения.

18. Методологические программы и идеи Нового времени и Просвещения XVIII в.

19. Немецкая классическая философия в аспекте развития методологии.

20. Особенности критики и трансформации программ позитивизма.

21. Образы философии, науки, методологии в постпозитивизме.

22. Методологическое содержания и опыты применения программы структурализма.

23. Постструктурализм и 'семиотическая революция'.

24. Феноменология как методологическая программа.

25. Феноменологический метод Э.Гуссерля.

26. История становления и развития методологии в СССР.

27. Методология системных исследований.

28. Теоретико-вероятностная и детерминистическая и ориентации в развитии методологии.

29. Синергетика и ее роль в становлении постнеклассической модели науки.

30. Категориальные схемы философии в практике подготовки научной работы и проекта.

31. Формально-логическое и диалектическое толкование противоречия.

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 

Вопросы для контрольных работ

«Философия и методология науки»

для направления подготовки 035400 – История искусств

 

Квалификация выпускника: магистр

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

 

1. Откуда произошла наука? Как соотносятся наука и миф в античной культуре?

2. Каковы основные научные парадигмы?

3. Каковы особенности древнегреческой науки? В чем ее отличие от науки других регионов Древнего мира?

4. Какие достижения древнегреческой науки сделали возможным дальнейшее развитие европейской науки?

5. Что такое средневековая наука? Каковы ее особенности?

6. Какую роль в развитии науки эпохи Возрождения сыграли идеалы антропоцентризма?

7. В чем суть научной революции Нового времени?

8. Какова роль Галилея в становлении нового научного мышления?

9. Как развивались в эпоху Нового времени представления об эксперименте, научных методах и моделировании?

10. В чем суть механистической модели мира?

11. Каковы главные научные открытия эпохи Нового времени?

12. В чем суть новейшей революции в науке?

13. Чем отличается неклассическая наука от классической? Каковы особенности неклассической науки?

14. Какие направления науки связаны с неклассическим естествознанием?

15. Что такое постнеклассическая наука? Каковы ее основные особенности?

16. Какие виды познания существуют помимо научного и каковы их взаимоотношения с наукой?

17. Каковы особенности научного познания?

18. Что такое квазинаучные, лженаучные и антинаучные взгляды и почему они несовместимы с наукой?

19. Что такое «научный факт»? Откуда берутся научные факты?

20. Что такое «научное понятие»?

21. Что такое «научная идеализация» и «идеальный объект»?

22. Каковы условия проведения научного эксперимента?

23. Как различаются эмпирический и теоретический уровни научных исследований?

24. Что включают в себя теоретические и эмпирические уровни научного познания?

25. Какую роль в естествознании играет математика?

26. Как происходят открытия в науке?

27. Как развивается наука? Что такое научная революция?

28. Как объясняли развитие науки К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд?

29. Что такое «научная картина мира» и каковы ее составные части?

30. Что такое «научное сообщество» и какова социальная роль науки?

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 

Варианты заданий для творческих работ (эссе, докладов, проектов и т.п.)

«Философия и методология науки»

для направления подготовки 035400 – История искусств

 

Квалификация выпускника: магистр

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.026 с.)