ТОП 10:

Формы рационального познания – это



а) суждение;

б) ощущение;

в) представление;

г) умозаключение;

5) восприятие.

 

Модель исторической реконструкции науки, согласно которой каждый последующий шаг в науке может быть сделан, лишь опираясь на предыдущие достижения, называется

а) кумулятивной;

б) научных революций;

в) частных ситуаций.

 

Модель исторической реконструкции науки, согласно которой условием её движения вперёд служит ломка старой научной парадигмы или научно–исследовательской программы, называется

а) кумулятивной;

б) научных революций;

в) частных ситуаций.

 

54. Модель исторической реконструкции науки, согласно которой условием её развития служит научное открытие как особое историческое событие, называется

а) кумулятивная;

б) научных революций;

в) частных ситуаций.

 

Древнегреческие натурфилософы впервые разработали

а) методику наблюдений явлений природы;

б) экспериментальный способ получения знаний;

в) систему доказательств – логику.

г) рациональный (теоретический) способ получения знаний;

 

56. Мыслитель эпохи Возрождения, разработавший методологический принцип совпадения противоположностей (единого и бесконечного, максимума и минимума), – это

а) Николай Коперник;

б) Николай Кузанский;

в) Джордано Бруно;

г) Галилео Галилей;

д) Леонардо да Винчи.

 

Тема 6:

Впервые научно доказал гелиоцентрическую картину мира

а) Николай Коперник;

б) Николай Кузанский;

в) Джордано Бруно;

г) Галилео Галилей;

д) Леонардо да Винчи.

 

Мыслитель эпохи Возрождения, выдвинувший идею множественности миров – это

а) Николай Коперник;

б) Николай Кузанский;

в) Джордано Бруно;

г) Галилео Галилей;

д) Леонардо да Винчи.

 

Мыслитель эпохи Возрождения, заложивший основы классической физики – это

а) Николай Коперник;

б) Николай Кузанский;

в) Джордано Бруно;

г) Галилео Галилей;

д) Леонардо да Винчи.

 

Эксперимент как метод естествознания был обосновании и целенаправленно введен в употребление

а) в Древнем Египте;

б) в Древней Греции ;

в) в XVI–XVII вв. в Европе;

г) в XIX в. в Европе;

д) в XX в. в Европе.

 

Сторонниками эмпирического методами исследования были

а) Ф. Бэкон;

б) Аристотель;

в) Лейбниц;

г) Галилей;

д) Ньютон.

62. Теоретический метод получения знаний был развит в работах

а) Р. Декарта;

б) Кеплера;

в) Ломоносова;

г) Лапласа.

 

К замене классической картины мира новой, неклассической, привели

а) эволюционные идеи в биологии;

б) обоснование гелиоцентрической системы мира;

в) создание синергетики;

г) создание электромагнитной теории.

 

Современные представления о пространстве и времени были развиты

а) в специальной теории относительности;

б) в общей теории относительности;

в) в квантовой теории;

г) в квантовой хромодинамике;

д) в теории электромагнетизма;

 

Научный метод – это совокупность определённых

а) взглядов;

б) мнений;

в) норм;

г) понятий;

д) правил;

е) приёмов.

 

Мыслитель, разработавший индуктивный метод – это

а) Бэкон;

б) Гегель;

в) Маркс;

г) Платон;

д) Сократ.

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 

Варианты заданий для творческих работ (эссе, докладов, проектов и т.п.) для итогового контроля успеваемости

«Философия и методология науки»

для направления подготовки 035400 – История искусств

 

 

Квалификация выпускника: магистр

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Эссе 1. «Постижение противоречивого: диалектика Гераклита, Платона, Дамаския и Гегеля».

Срок выполнения: 25.10.20___

 

Эссе 2. «Круг понимания и «жизненный мир»: методологические возможности герменвтики».

Срок выполнения: 25.10.20___

 

Эссе 3. «Постмодернистские методологические стратегии Ю. Кристевой, Р. Барта, Ж. Деррида».

Срок выполнения: 22.11.20___

 

Общий объем заданий − не более 3-х страниц компьютерного текста, размер шрифта − 14, интервал одинарный. Ссылки на источники цитирования постраничные, со сквозной нумерацией.

 

Исследовательский проект – самостоятельное научное исследование и должен отвечать основным требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским работам. Тема проекта частично совпадает с темой доклада, с которым студент выступает на семинарском занятии. В ней следует сформулировать проблемную ситуацию, выбранную для изучения.

 

Проект должен иметь следующую структуру:

1) Титульный лист;

2) Введение;

3) Основная часть;

4) Заключение;

5) Библиография (список литературы).

 

2) Введение.

Введение – краткое описание исследования, характеризующее проведенную автором работу:

1. Обоснование актуальности избранной темы исследования, ее теоретическое и практическое значение;

2. Краткий обзор и анализ литературы, использованной автором при проведении своего исследования и написания работы. Как правило, список литературы должен включать: научную, включая научные журналы и учебную литературу по теме исследования; источники, к которым могут быть отнесены – работы из истории политических учений, философии и других отраслей научного знания, правовые (нормативные) источники прошлого и современности (законодательные и иные акты, устанавливающие правовые нормы, регулирующие и регламентирующие политические процессы, отношения и деятельность субъектов (акторов); материалы эмпирических исследований, статистические материалы; словари, энциклопедии, справочники; периодическая печать (газеты, журналы и иная публицистическая литература).

3. Как и любое научное исследование, проект должен иметь четко и ясно сформулированную цель исследования. По сути дела цель – это постановка научной проблемы. Постановка и формулировка цели определяет задачи исследования, которые конкретизируют цель исследования. Как правило, основными задачами исследования является вопросы теоретического и прикладного характера.

Цель и задачи определяют логику и структуру работы. Обычно цель исследования должна коррелировать с темой (названием) работы, задачи определяют основные разделы (главы). В отдельных случаях работа может носить в основном теоретический или прикладной характер.

Кроме целей и задач характер исследования определяется объектом и предметом, а также методами проведенного автором исследования.

4. Объект и предмет исследования.

- Объектом исследования является политическая культура.

- Предмет исследования, как правило, конкретизирует, уточняет объект исследования, в числе таких уточнений могут быть следующие:

• историко-хронологические рамки исследования (например, историко-политологическое исследование);

• территориальные, географические, геополитические границы (например, при использовании методов сравнительного анализа политических культур);

• четкое выделение конкретного политического института, процесса, субъекта и т.д. в качества основного для данного исследования (на примере которого осуществляется данное исследование).

5. Методы исследования.

Перечисление и обоснование методов (или) методологии исследования: почему именно были избранны данные методы, каким образом они были использованы, какие результаты с использованием этих методов достигнуты и фактически использовались в работе.

6. Структура исследовательской работы: названия основных разделов и разделов, входящих в состав этих разделов.

 

3) Основная часть.

В отличие от введения основная часть представляет собой полное описание проведенного исследования.

Основная часть делится в соответствии с задачами исследования на разделы (главы).

Разделы (главы) могут быть разделены на параграфы (§). Последующие разделы работы должны быть логически связаны с предыдущими.

Рекомендуется следующий вариант структуры работы (основной части):

 

Глава 1. Теоретическая глава, содержащая, как правило, результаты и выводы теоретического и методологического характера.

Глава 2. Прикладная глава, содержащая результаты прикладных (эмпирических) и т.п. исследований

 

Основное содержание теоретического раздела работы:

- подробный анализ (а не описание) изученной и использованной литературы;

- четкое выделение основных теоретических (например, историко-политологических, политико-правовых и т.п.) проблем, анализ теоретических позиций, точек зрения и иных мнений авторов, работы которых используются в работе;

- категориальный анализ – выделение основных, ключевых понятий и категорий, используемых при изучении объекта и категорий предмета исследования, теоретических позиций (особенно дискуссионных), классификация точек зрения различных авторов (общее и особенное, суть дискуссий), выработка рабочего определения (использование определения того или иного автора, с точкой зрения которого Вы согласны, синтез нескольких определений разных авторов, собственное, самостоятельно сформулированное определение и т.п.);

- изложение, описание методологии, методики и методов теоретического и (или) эмпирического исследования. Подробное обоснование избранных методов, какие формы, виды теоретического анализа и методологии.

Прикладные разделы работы должны содержать полное, подробное описание (но не изложение) и анализ собранных и использованных эмпирических материалов, а также исторических, законодательных, нормативно-правовых и иных источников.

 

4) Заключение.

Заключение представляет собой краткое изложение основных результатов теоретического и эмпирического характера, полученных в ходе проведенного исследования. В заключении дается также самооценка реализации автором целей и задач проведенного исследования, могут быть сделаны выводы о появлении в ходе исследования новых исследовательских проблем и задач.

Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями научной этики и правил библиографического описания используемой литературы (ссылки на соответствующие работы авторов, чьи труды, мнения, теоретические позиции и т.п. использовались в тексте работы).

 

5) Список литературы должен включать в себя не менее пяти работ.

 

Общий объем исследовательского проекта − не более 15-и страниц компьютерного текста, размер шрифта − 14, интервал одинарный. Ссылки на источники цитирования постраничные, со сквозной нумерацией.

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Философия и методология науки»

для направления подготовки 035400 – История искусств

 

Квалификация выпускника: магистр

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы

 

Прежде всего, учащимся рекомендуется изучить и проанализировать материалы и требования к изучению дисциплины, содержащиеся в данном Учебно-методическом комплексе по дисциплине «История и методология науки», что позволит им понять алгоритм изучения дисциплины и подготовки к экзамену по ней.

 

Освоение лекционного материала

Лекционный материал содержит всю необходимую информацию и понятийный аппарат, которым необходимо владеть при сдаче теоретического раздела дисциплины на экзамене (см. Вопросы к экзамену). Регулярное посещение и конспект лекций создадут все необходимые основания для успешной сдачи этой части материала на экзамене.

Подготовка к семинарским занятиям

Практические занятия (семинары) по дисциплине «История и методология науки» проводятся по определенному плану. Тематика занятий, план и количество часов, предлагаемые в данном учебно-методическом комплексе, соответствуют требованиям учебной программы.

Подготовка к семинарским занятиям заключается в самостоятельной проработке основных вопросов плана в ходе изучении указанной в списке литературы. Подготовка к семинарским занятиям заключается в самостоятельной проработке основных вопросов плана и изучения указанной в списке литературы. При изучении произведений отдельных авторов необходимо руководствоваться правилом: знание непосредственного источника, или оригинала, всегда предпочтительнее любого комментария, который (даже если он достаточно профессионален) уже выражает некоторую тенденцию своего времени и тем самым сужает поле зрения. Вместе с тем в изучении ключевых проблем следует обращать особое внимание на мировоззренческий и ценностный аспект. Такой подход позволяет сформировать собственные критерии оценки современного состояния научных знаний в этой области. Мастерство научного анализа состоит в умении находить и мысленно выделять (абстрагировать) в текстуальном материале общее и особенное: то, что объединяет те или иные идеи, концепции, и то, что придает им своеобразие. Лишь при таком подходе возможно понять направление и перспективы социально-политической проблематики и возможного дальнейшего развития проблем политической культуры и политической социализации.

 

Самостоятельная работа студентов по чтению первоисточников

Самостоятельная работа студента заключается в чтении и конспектировании текстов. К таким текстам относятся первоисточники, т.е. произведения крупнейших современных политических мыслителей, специально исследовавших проблемы политической культуры и политической социализации. В этом случае учащиеся вступают в общение непосредственно с авторами произведений, а не с посредниками, и берут у выдающихся исследвателей то, что интересно, важно им самим, нынешнему поколению, а не предшествующим.

При работе с текстами (их конспектировании) необходимо соблюдать следующие правила: В конспекте указать: 1. Фамилию, имя автора и полное название произведения с подзаголовком. 2. Указать, где опубликовано произведение: книга, журнал, год, номер, страницы? Когда было написано данное исследование? Для этого надо смотреть примечание.

При конспектировании записывать: О чем пишет автор? Какие проблемы он рассматривает и решает? Далее: Что пишет автор по данной проблеме? Какое свое решение он предлагает?

Не следует превращать конспектирование в работу простого переписчика. У такого переписчика работают глаза и руки. Важно, чтобы работала голова. Поэтому ксерокопии и распечатки на принтере не признаются в качестве конспектов. Умения и знания студентов раскрываются на выходе, т.е. когда на экзамене или зачете студенты излагают прочитанное, как они его поняли.

Хорошо, если при чтении возникают вопросы, а тем более свои мысли - обязательно необходимо их записывать. Важно оставлять поля и место для дополнений.

Для того, чтобы успешно справиться с заданием, рекомендуется при подборе литературы выбирать те исследовательские тексты, проблематика которых вызывает личный интерес, содержание которых доступно пониманию.

 

Работа над творческими работами (ээсе) и докладами

Важной формой самостоятельной работы студентов является написание рефератов, подготовка творческих работ (эссе), докладов и сообщений по философии. Отличие реферата и творческой работы (эссе) от доклада состоит в том, что реферат (эссе) должны быть выполнены в письменном виде, тогда как доклад готовится в устной форме.

Реферат является начальным этапом студенческой научной работы. Реферат (от лат. reffere – докладывать) - самостоятельное письменное исследование студента на определенную тему. Главной целью реферата является обзор существующих в современной литературе точек зрения по данной теме. В конце реферата его автор излагает сложившиеся в ходе работы свои оценки прочитанного, свое мнение по выбранной теме.

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Следует ознакомиться со списком тем рефератов, которые предложены в учебно-методическом комплексе. Можно выбрать одну из них, по согласованию с преподавателем уточнить, изменить тему или предложить свою. При выборе темы надо предусмотреть возможность продолжения работы над ней в других учебных дисциплинах, в последующих семестрах. Для этого студент должен обратиться к справочно-библиографической литературе, каталогам, периодике. при этом надо учитывать следующее. Иногда список тем рефератов предлагает лишь несколько названий возможной литературы. В этом случае студент должен самостоятельно дополнить список литературы.

Текст реферата, как правило, должен содержать следующие разделы: план, введение, основное содержание, заключение и библиография. Во введении обосновывается выбор темы, ее значимость и причины интереса к ней студента, дается общая характеристика проблемы. План – это перечень вопросов, которые будут раскрыты в реферате. Эти вопросы, обычно 3–4, фиксируют центральные идеи темы, то, о чем будет писать автор.

Необходимо продумать план реферата до начала работы над ним. По завершению работы план реферата уточняется. Подготовленный первичный план и список литературы согласовывается с преподавателем. После этого студент приступает к изучению и обработке литературы, в частности, конспектированию прочитанного. После получения представления о теме реферата в целом и завершении сбора материала можно приступать к его написанию.

Изложение материала в содержательной части работы следует вести в логической последовательности, придерживаясь плана реферата. Принципиальные положения, определения можно цитировать, делая библиографические сноски. При оценке реферата учитывается не только, ”что” излагается, но и то, “как” излагается материал, то есть литературность языка.

Реферат не следует подменять развернутой аннотацией одного произведения. Не следует превращать свое научное исследование в работу переписчика.

Объем студенческого реферата (эссе) по курсу «История и методология науки» должен составлять в среднем 20 страниц машинописного текста стандартной писчей бумаги (формат А 4) или около 30 страниц рукописного текста. Если используется бумага в мелкую клетку, то писать следует через клетку. Почерк должен быть разборчивым. Необходимо оставлять поля. Страницы должны быть пронумерованы. в конце работы приводится список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии с принятыми правилами.

В работе над рефератом следует избегать бездумной компиляции различных сведений и мнений из источников, лишь внешне связанных общей проблемой. Вообще при работе над рефератом или докладом лучше избегать «случайных» авторов и книг. Литература должна быть подобрана по вкусу, но обязательно со знанием дела. В этом необходимую помощь окажет преподаватель. К написанию реферата можно приступать тогда, когда Вы чувствуете, что вполне освоились с материалом и у Вас сложилось собственное видение проблемы.

Творческая работа (эссе) отличается от реферата тем, что в ней высказывается точка зрения на прочитанную и осознанную философскую литературу, свое видение решения философских проблем. В творческой работе в большей степени, нежели в реферате, присутствует авторская точка зрения, когда у автора эссе (учащегося) сложилась собственная концепция на прочитанную литературу. Поэтому творческие работы (эссе) пишутся как завершающие изучение дисциплины работы, когда учащийся имеет более глубокое представление о дисциплине, ориентируется в ее проблематике.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.53 (0.026 с.)