Кнут и пряник, или Гром с неба и вечное подхалимство (методы манипулирования персоналом)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кнут и пряник, или Гром с неба и вечное подхалимство (методы манипулирования персоналом)



 

«Манипулировать» означает заставлять человека сделать то, что он сам делать не хочет. Можно, конечно, сформулировать и несколько мягче: помочь сделать трудную, но нужную работу. Суть термина «манипулирование» останется прежней. Так или иначе, но манипулирование персоналом необходимо вашей фирме. Вот лишь некоторые тому подтверждения.

1. Существуют виды деятельности, которые обычно не нравятся людям в силу своей рутинности, однообразия (например, аналитические и бухгалтерские отчеты), но они необходимы для фирмы.

2. Сотрудник может временно потерять интерес к работе из-за неурядиц в семье, проблем со здоровьем, осенней депрессии. Но это не повод увольнять его и лишать фирму ценных кадров.

3. В организации наметился конфликт. Стороны не могут найти компромиссное решение.

В этих и других подобных случаях на помощь вам приходят методы манипулирования персоналом.

Все манипулятивные методы можно разделить на две группы: позитивные и негативные.

К позитивным относятся психологические приемы, вызывающие у объекта воздействия положительные чувства и эмоции: похвала, выражение благодарности, денежные премии, вознаграждения, повышение по службе.

Это так называемые пряники, которыми «кормят» подчиненных, чтобы поощрить за выполненную работу или приободрить в случае неудачи, побудив их самостоятельно исправить ошибки. Но недобросовестный менеджер использует эти приемы, чтобы заставить работника сделать чужую (или неоплачиваемую) работу.

Негативные методы способны вызвать у персонала отрицательные эмоции. Иначе они именуются «кнут». Это выговоры, вычеты из заработной платы, лишения премии, понижения по службе, угрозы увольнения, собственно увольнения и прочие виды наказаний.

Прежде чем дать подчиненному задание, проговорите его формулировку про себя. Это поможет быть увереннее при его произнесении, а работнику в свою очередь будет труднее отказаться или отложить выполнение на потом. Например, директор по маркетингу одной фармацевтической компании так просит менеджера написать аналитический отчет: «Я понимаю, тебе непривычно это делать, но ты лучше всех знаешь тему. Тем более для карьерного роста тебе надо потренироваться в аналитике»[8]. В этой фразе директор использует несколько приемов позитивного манипулирования:

1) демонстрацию личного участия («Я понимаю …»);

2) похвалу («… ты лучше всех знаешь тему …»);

3) перспективу карьерного роста («… для карьерного роста тебе надо потренироваться в аналитике»).

К приемам манипулирования относятся ситуации, когда начальник подчеркивает свое превосходство над подчиненным. Большинство людей, попадая в кабинеты высоких начальников, испытывают психологическое давление из-за присутствующих там атрибутов власти. Для того чтобы пройти в кабинет к руководителю, необходимо пройти ряд заслонов – секретаря (которая по селектору должна испросить для посетителя приглашения войти), двойную дверь (в которой легко застрять, не зная, какую из дверей закрыть первой), пространство стола совещаний (оно обычно значительно отделяет начальника от посетителя), занятость самого начальника (он в этот момент может что-то читать, говорить по телефону). Обычно после преодоления всех этих барьеров человек чувствует себя слегка потерянным[9]и скорее всего согласится на любой приказ. Но «не злоупотребляйте символами власти. Такие „знаки отличия“ только вызывают досаду» (С. Паркинсон. 98 совет предпринимателю)[10].

Если вы придерживаетесь демократичного стиля в отношениях с подчиненными, то можете показать свое превосходство, здороваясь с ними. Пожимая руку подчиненного, тут же накройте ее другой рукой. Так вы сможете продержать его очень долго. Улыбнитесь, посмотрите в глаза, потрясите его руку и заведите разговор на необходимую вам тему. Инициатива в ваших руках[11].

 

4.4. А. Маслоу или свой Дао? (мотивация персонала)

 

Мотивация – это побуждение к деятельности для достижения поставленной цели. Есть простая модель мотивации: потребность – поведение – вознаграждение – обратная связь. Рассматривать данный раздел управления персоналом удобнее всего именно по этой схеме.

В основе мотивации лежит потребность. Многие ученые занимались проблемой человеческих потребностей. Большинство из них опирается на пирамиду потребностей, созданную Абрахамом Маслоу еще в 1954 г. Суть его теории заключается в следующем: каждый человек с рождения стремится к самоактуализации, т. е. к самовыражению, максимальному раскрытию своих способностей и задатков, но для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить нижележащие потребности:

1) потребности физиологические (голод, жажду, секс);

2) потребности безопасности (долговременного выживания и стабильности);

3) потребности принадлежности и любви (принадлежать к обществу, любить и быть любимым);

4) потребности самоуважения (компетентности, благодарности, признания);

5) когнитивные и эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте).

Для вас потребности ваших подчиненных – инструмент мотивации персонала. Главное – выявить потребности и создать условия для их удовлетворения. Процесс мотивации через потребности бесконечен: во-первых, в силу закона возвышающихся потребностей; во-вторых, потребности не только сменяют друг друга, но и меняют свое содержание: первобытный человек удовлетворил свою потребность в жилье, поселившись в пещере, предел мечтаний бедного студента – собственная однокомнатная квартира, а успешного предпринимателя – четырехэтажный коттедж у моря с теннисным кортом и вертолетной площадкой. Некоторые люди задерживаются на ступени физиологических потребностей. Вы как работодатель можете удовлетворить его потребности (в денежной форме). В ваших интересах иметь высокообразованного сотрудника-профессионала, способного мыслить творчески. Поэтому развивайте свой персонал и создавайте потребности. Вот незамысловатый способ: объявите, что для того, чтобы и дальше работать в вашей фирме, сотруднику необходимо получить второе высшее образование, а затем отправьте его на учебу за счет организации.

Потребность должна удовлетворяться определенными действиями сотрудников – исполнением своих непосредственных обязанностей, проявлением инициативы в работе, заинтересованностью судьбой всей фирмы, стремлением улучшить свои профессиональные и личные качества.

Правильность своего поведения работники оценивают по вознаграждениям за приложенные усилия. Вознаграждения удовлетворяют потребности. Психологи выделяют два вида вознаграждений:

1) внешние, имеющие форму заработной платы, льгот, похвалы, материальных благ;

2) внутренние, связанные с работой, ощущением работником значимости ее и самого себя.

Фредерик Герцберг (американский психолог, исследовавший трудовые отношения) разделил процесс удовлетворения потребностей на два параллельных процесса с точки зрения факторов, на них влияющих. Первый процесс – снижение степени неудовлетворенности – определяется гигиеническими факторами: оплатой труда, условиями труда, безопасностью на рабочем месте, взаимоотношениями с руководством и коллективом. На второй процесс – повышение степени удовлетворенности – влияют факторы-мотиваторы: достижение успеха, признание заслуг, профессиональное совершенствование, творческий характер труда (т. е. работа сама по себе). Таким образом, заработная плата, по Герцбергу, не может быть мотиватором для работы, это всего-навсего необходимое условие, а известная шутка «в Америке работают, если платят хорошо. В России работают. Если платят – хорошо» имеет под собой вполне научное основание.

Но в классической теории мотивации заработная плата является главным мотиватором. Поэтому рассмотрим этот вопрос подробнее.

Заработная плата – это вознаграждение, получаемое работником за потраченные в процессе производства усилия и стимулирующее его дальнейшую деятельность. Существует две основные формы оплаты труда:

1) сдельная (за количество произведенной продукции, работ, услуг);

2) повременная (за отработанное нормативное время, предусмотренное тарифной системой).

Если имеется возможность точного учета объемов выполняемых работ, то применяют сдельную систему оплаты труда. Если же на предприятии функционируют поточные и конвейерные линии со строго заданным ритмом, функции рабочего сводятся к наблюдению и контролю, результат труда не может быть измерен количественно или важнее его качество (а также по ряду других причин), фирме целесообразней применять повременную оплату труда.

За выполнение плана производства продукции, заданий по качеству продукции, экономии в расходовании материалов, бесперебойную работу и прочие достижения предприятие может установить премию.

К материальному поощрению (кроме заработной платы и других денежных выплат: премий, пособий и т. д.) относятся подарки компании своим сотрудникам. Так, в 1981 г. на заводе фирмы «Даймонд Интернейшнл», изготавливающем картонные упаковки для яиц, был создан «Клуб 100». Хороших работников поощряли не дополнительной оплатой, а баллами: год работы без прогулов – 25 баллов, год работы без опозданий – 15 баллов, давались дополнительные баллы за поданные работниками предложения по улучшению техники безопасности и повышению производительности труда. Работники, набравшие 100 балов, получали нейлоновую куртку с фирменным знаком и надписью «Клуб 100». Набравшие 150 баллов могли выбрать подарки по каталогу за счет фирмы. Менеджеры завода подсчитали, что система «Клуб 100» повысила производительность труда на 15 %, а опрос рабочих показал, что более 80 % из них чувствует, что руководство считает их работу нужной и фирма отдает им должное[12].

Методы нематериального поощрения, пожалуй, еще более разнообразны.

1. Делегирование полномочий. Часть обязанностей, ответственности и полномочий по принятию решений передаются на более низкий уровень организационной структуры. «Ничто не воодушевляет человека сильнее, чем порученное ему, пусть и небольшое, дело» (С. Паркинсон. 18-й совет предпринимателю)[13]. Доверьте сотруднику право в определенных ситуациях действовать и принимать решения (в том числе финансовые) без консультаций с вами. На производстве организуйте «кружок качества», чтобы работники выполняли функции управленцев по совершенствованию системы производства для повышения качества выпускаемой продукции.

2. Ротация. «Смена работы – лучший отдых», – гласит пословица. А еще это замечательный мотиватор! Причем это совсем необязательно должно быть повышение по службе. Смена должности, офиса, города, возможно, пойдет на пользу сотруднику (особенно если заранее поинтересоваться, удобен ли ему переход). Если же ваша фирма невелика, поменяйтесь с сотрудником некоторыми функциями. Специалисты считают, что, если человеку вовремя не предложить сменить сферу деятельности, он может уйти от вас в другую фирму.

3. Снятие груза бытовых проблем. Например, сотрудники американской сети супермаркетов Wegmans Food Markets имеют право на оплачиваемый отпуск, если у них заболеет кошка, собака или домашняя свинка[14]. В некоторых российских фирмах персоналу оплачивают аренду летних дач, услуги нянь, подписку периодики и вспашку огородов[15].

Словом, для того чтобы мотивировать персонал, все средства хороши, а круг мотиваторов определяется только вашей фантазией и вашими же средствами.

И еще один важный момент. Помните, что человеку, оценивающему вознаграждение, интересны не только его размер, но и соответствие полученного его ожиданиям. В зависимости от этого можно выделить три случая:

1) человек не получил желаемого вознаграждения. Он испытывает чувство неудовлетворенности, недовольства собой и вашей фирмой. Естественно, он не будет полностью выкладываться на работе и его лояльность по отношению к фирме снизится;

2) размер полученного вознаграждения соответствует ожиданиям работника. Он доволен, продолжает делать свою работу качественно. Но инициативу проявит вряд ли, награда ведь будет той же;

3) сотрудник получил неожиданную премию за внесенное предложение по совершенствованию технологии производства или обслуживанию клиентов. Он чувствует, что вы, работодатель, по достоинству цените его заинтересованность. Он уже не просто исполнитель стандартных операций, а участник творческого процесса и развития вашей фирмы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.018 с.)