Что нам нужно для функционирования? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что нам нужно для функционирования?



 

Вы хотите организовать собственную фирму? Что же для этого потребуется? Все экономические ресурсы. Как начать свой бизнес и на что обратить особое внимание?

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять себе потребность перспективы в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы (предприятия). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой деятельностью понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

В процесс создания фирмы входят следующие этапы:

1) подбор предпринимательской команды;

2) выбор вида деятельности, формы собственности;

3) определение рынка, местоположения, торговых зон, расходов, источников финансирования, потребителей и т. п.;

4) организация фирмы;

6) составление учредительных документов.

Учредительный договор – свод правил, условий, регулирующих отношения участников при ведении бизнеса.

Устав – свод правил, условий, регулирующих отношения с внешними организациями и иным, включающий в себя часть из учредительного договора.

Учредительный договор включает в себя:

1) наименование;

2) правовое положение;

3) юридический адрес предприятия;

4) величину уставного капитала;

5) описание:

а) участников общества;

б) учредителей и их доли в уставном капитале;

в) видов деятельности;

г) полномочий партнеров;

6) схему использования:

а) доходов (валового дохода, прибыли);

б) деления убытков;

7) правила:

а) передачи своей доли третьему лицу;

б) выхода из общества;

в) процедуры внесения изменений в устав и уставный фонд (на общем собрании);

г) процедуры ликвидации;

8) перечень вопросов, требующих единогласного решения большинством (например, вопрос ликвидации).

Первым пунктом в создании предприятия стоит подбор предпринимательской команды. Это еще раз доказывает, что люди являются самым ценным ресурсом. С их помощью возможно обеспечить фирму всеми остальными видами ресурсов. А вот лидерские качества, умение руководить и подчиняться не купишь ни за какие деньги. В экономике существуют маленькие и большие фирмы, так называемый малый бизнес и крупные предприятия. Они относительно имеют друг друга ряд серьезных отличий. Их ресурсообеспечение имеет ряд особенностей.

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков малого бизнеса.

Преимущества:

1) мобильность и гибкость управления фирмой;

2) малый управленческий персонал;

3) простые организационные связи;

4) высокая квалификация персонала;

5) быстрая, высокая восприимчивость к новшествам;

6) учет местных условий и особенностей;

7) использование сфер, которые невыгодны крупному предпринимательству.

Недостатки:

1) ограниченность ресурсов всех видов;

2) большая зависимость от рыночной конъюнктуры;

3) слабые кредитные возможности;

4) подчинение целям крупного производства;

5) перегрузка рабочей недели;

6) худшие для социальной защиты возможности;

7) ниже, чем в крупных предприятиях, зарплата.

Условия целесообразности создания малого бизнеса:

1) наличие оригинальной идеи (патент и т. п.);

2) начальные инвестиции;

3) высокопрофессиональная команда;

4) перспектива производства и сбыта;

5) крупные предприятия.

Преимущества:

1) финансовая устойчивость;

2) низкие удельные затраты;

3) высокая техническая оснащенность;

4) большая номенклатура выпуска;

5) большие производственные мощности;

6) возможность получения сверхприбыли;

7) единство научных и производственных процессов;

8) возможности роста конкурентоспособности на рынке;

9) большие возможности для социальной защиты.

Недостатки:

1) организационная инерционность структур;

2) консерватизм к новшествам;

3) сложные коммуникационные связи;

4) большая численность управленческого персонала;

5) малодинамичные научные структуры.

Условия целесообразности создания:

1) наличие большой емкости рынка;

2) высокая наукоемкость продукции;

3) наличие перспективы длительного выпуска продукции;

4) наличие условий для сверхприбыли.

Например, потребность в материально-техническом обеспечении у крупных предприятий выше, чем у мелких фирм. Подбор кадров для малого бизнеса должен быть более точным и требовательным, чем у предприятий-гигантов. Это связано с тем, что только высокопрофессиональная команда может обеспечить фирме малого бизнеса устойчивую прибыль. Что касается финансовых ресурсов, то кредитование крупных предприятий всегда удается легче, чем небольших фирм.

Задумываясь над вопросом о функционировании будущего предприятия, вы должны провести анализ ресурсов. Анализ кадровых, финансовых, технологических, временных и иных ресурсов должен дать ответ на вопрос, имеются ли они в достаточном количестве, а если нет, то где и как их можно достать.

Необходимо помнить, что ресурсы всегда ограничены. Всегда чего-либо не хватает: денег, материалов, информации, сотрудников.

К ресурсам организации относятся, во-первых, человеческие ресурсы, т. е. члены организации, а также сочувствующие. Надо всегда иметь в виду, что через человеческие ресурсы можно получить ресурсы другого вида. Поэтому, прежде чем разговаривать с человеком, надо подумать, какого вида ресурсы для организации можно получить через этого человека. Среди ресурсов организации, в которых организация будет непосредственно нуждаться с момента ее создания, можно выделить финансовые и транспортные ресурсы, жилые и нежилые помещения. Очень важным является ресурс связи. Это телефонная связь, радиосвязь (в том числе сотовая), Интернет. Одним из важнейших ресурсов является множительная техника, полиграфическое оборудование.

Работа первичной организации начинается с того, что ее члены проводят учет упомянутым выше ресурсам, которые они могут предоставить организации. Возможно, кто-то располагает возможностью для сбора членов организации у себя на квартире. Кто-то может предоставить свой телефон как контактный. У кого-то есть возможность время от времени предоставлять в качестве средства передвижения автомобиль, микроавтобус, мотоцикл. У кого-то есть знакомый проводник, сочувствующий организации, через которого можно отправлять посылки и письма в Москву и обратно.

Помимо ресурсов, которые могут предоставить члены организации, значительную долю могут составить ресурсы, предоставляемые сочувствующими гражданами. Здесь у организации очень широкое поле деятельности. Например, сочувствующий бизнесмен может тайно дать денежные средства. Остается только найти его. Искать нужно активно, смело напрашиваться на личный прием, напористо вести беседу. При этом помнить одно: по морде же не набьют, в крайнем случае выставят за дверь.

Кроме денежных средств, можно получить и пустующий гараж, и подержанную оргтехнику, и время для занятий в спортзале или стрелковом тире, и т. д.

Нужно обращать внимание и на одиноких пенсионеров. Если они проникнутся к вам доверием, то вот вам и контактный телефон, и явочная квартира. Иногда у них есть и гараж, и старенький, но на ходу автомобиль.

К административному ресурсу следует отнести и руководителей жилищно-эксплуатационного участка, где вы проживаете. От них вы можете получить, например, какой-нибудь пустующий сухой подвал.

С сочувствующими гражданами очень тесно связана проблема финансирования. Как правило, денежный вопрос для новорожденной фирмы стоит очень остро. Приблизительно он звучит так: «Где взять денег?» Если вы не нашли очень щедрого спонсора, то может возникнуть идея о кредитовании. Но вам могут не дать кредит по разным причинам. Если вы обзавелись несколькими сочувствующими гражданами, выражаясь по-другому – предпринимательскими связями, то достать деньги на развитие фирмы не будет для вас проблемой.

Возвращаясь к человеческим ресурсам, вспомним о сотрудниках организации. Подобранные грамотно, они представляют собой очень большую ценность для предприятия.

Кадры (трудовые ресурсы) организации – совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых в организации и входящих в ее списочный состав.

В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с неосновной деятельностью.

Трудовые ресурсы организации включают в себя.

1. Промышленно-производственный персонал – работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием:

1) рабочие – работники организации, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг:

а) основные – непосредственно связаны с производством продукции;

б) вспомогательные – связаны с обслуживанием производства;

2) руководители – осуществляют организацию и руководство производственным процессом:

а) линейные – возглавляют коллективы производственных подразделений;

б) функциональные – возглавляют коллективы функциональных отделов и служб.

Кроме того, по уровню руководства руководители могут быть:

а) низового звена – мастера, прорабы, начальники небольших цехов;

б) среднего звена – директоры организаций, начальники крупных цехов;

в) высшего звена – руководители финансово-промышленных групп, крупных объединений, ведомств и т. д.

3) специалисты – бухгалтеры, экономисты, механики, психологи, технологи и т. д.;

4) служащие – агенты по снабжению, табельщики, секретари и прочие сотрудники, выполняющие финансово-расчетные и снабженческо-сбытовые функции.

2. Непромышленный персонал – работники, которые непосредственно не связаны с производством и его обслуживанием (жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы и т. д.).

Профессионально-квалификационная структура кадров складывается из профессионального и квалификационного разделения труда. Под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков. Специальность – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Квалификация работ определяется уровнем специальных знаний и практических навыков и характеризует степень сложности выполняемого работником конкретного вида работы. Соответствие его способностей, физических и психических качеств той или иной профессии означает профессиональную пригодность работника.

Вторым особенно важным ресурсом является информация. Информационное поле содержит несколько видов информации:

1) деловую;

2) юридическую;

3) информацию для специалистов;

4) социально-бытовую (для маркетинговых исследований);

5) техническое и программное обеспечение.

Предпринимателя в первую очередь должна интересовать деловая информация. Она включает в себя экономические, политические, биржевые, военные новости, данные статистики, данные о коммерческих предложениях и уже совершенных сделках. Владение этой информацией позволит эффективно управлять компанией.

Остальные виды информации могут добывать и перерабатывать соответствующие службы.

Эффективно подобранные человеческие и информационные ресурсы позволят быстро решить проблему с финансированием и материально-техническим обеспечением компании.

 

7.3. Где же вы – поставщики? (Круг поставщиков)

 

Ресурсы, которые необходимы для функционирования организации, сводятся к основным четырем группам:

1) людям;

2) информации;

3) капиталу;

4) материально-техническим ресурсам.

Вы, как подкованный предприниматель, уже знаете, что важны все четыре вида. Но особенную ценность представляют человеческие ресурсы. Вторыми по значению являются информационные ресурсы. Если говорить о поставщиках информации, то ими будут являться те люди, которых вы наймете на работу. Юристы предложат юридическую информацию, маркетологи проведут необходимые исследования, конкурентная разведка доложит то, что скрывает конкурент, экономисты спрогнозируют ситуацию на рынке. А вы, как предприниматель, используете свою предпринимательскую способность и качества лидера, которые также являются экономическими ресурсами, и найдете выгодные каналы сбыта продукции, привлечете необходимые инвестиции, наладите предпринимательские связи.

Кто является поставщиком человеческих ресурсов, которые будут работать на ваш общий успех? Конечно же, не аист. Для того чтобы предприятие имело успех, нужны специалисты. Вот и ищите их в специальных местах. Это могут быть биржи труда, кадровые агентства. Давать объявления о найме на работу можно только в том случае, если вы имеете четкое представление о том, специалист какой квалификации вам необходим, или у вас отлично работает отдел кадров. Когда фирма только начинает свою деятельность, отлично работает метод рекомендаций. Ваш старый друг порекомендовал своего друга в качестве отличного юриста, бухгалтера, менеджера по продажам и т. д. Скорее всего это окажется правдой, если, конечно, ваш друг не вынашивает планов мести вам.

Теперь подумайте хорошо, кому вы собираетесь задать вопрос о финансировании ваших затей. Поставщики этих ресурсов весьма разнообразны. Для начала можно привлечь собственные средства. Их нет или очень мало? Тогда необходимо найти других поставщиков. Это будут заемные средства. Они предоставляются на определенный срок и должны иметь конкретную цель. Профинансировать ваши идеи могут банк, бюджет, инвесторы, частный кредитор, собственный папа. В общем-то, это не важно, поскольку для всех поставщиков такого рода ресурсов интересуют ваши ответы на два вопроса: для чего нужны деньги и как быстро вы сможете их отдать. Для получения денег опять придется воспользоваться собственным неограниченным видом ресурса – предпринимательской способностью.

Редко у кого при слове «поставщик» возникает образ кадрового агентства или банка. Большинство представит себе оптовый склад или какую-нибудь сырьевую базу. Действительно, предприниматель может иметь в своем распоряжении огромное количество специалистов и неограниченные финансовые ресурсы. Однако необходимы материалы и сырье, из чего производить продукцию, оборудование, спецодежда для рабочих, средства труда, даже ручка, которой директор подпишет очередной удачный контракт. Все вместе это называется материально-техническими ресурсами фирмы. Движение таких ресурсов называется материально-техническими потоками.

Существует целая система управления материально-техническими потоками. Логистика снабжения, или закупочно-заготовительная логистика, – это подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему. Сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и запасные части поступают с рынка закупок на склад предприятия непосредственно либо через сеть промежуточных складов торгово-посреднических организаций.

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочно-заготовительной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.

1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).

2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Основу экономической эффективности закупочно-заготовительной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен главный, но существенную роль также играет анализ других факторов (в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок).

Общей проблемой для большинства компаний является следующая дилемма: как осуществить производственную программу – путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами либо задерживая выпуск продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов?

В западной практике закупочно-заготовительной деятельности выработан ряд общих правил или рекомендаций, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение производства, создают условия для выживания в конкурентной борьбе.

Неплохо бы усвоить эти правила и российским предпринимателям. Этот своеобразный кодекс характеризуют этические нормы партнерства. Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции при прочих равных условиях лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками, с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны.

В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться нескольких принципов:

1) обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;

2) не забывать демонстрировать на деле общность интересов;

3) знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;

4) проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

5) соблюдать принятые на себя обязательства;

6) учитывать в деловой практике интересы поставщика;

7) поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.

Для поиска поставщиков и соответственно начала поставок необходимо решить вопрос количества материалов. Дата начала поставок и продолжительность периода их поступления зависят от производственных программ компании, которые в свою очередь определяются результатами изучения рынков сбыта. Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потребностей основывается на стратегии управления запасами. Прежде всего определение потребностей означает выявление продуктов и услуг по их качеству, количеству в основном двумя методами:

1) путем определения потребностей на основе заказов;

2) планомерного определения потребностей на основе расходов.

В любом случае именно потребность в запасах и определяет количество поставщиков.

В западных странах приобретаемая фирмами продукция производственного назначения классифицируется по видам заготовленного товара и способам их закупки. Из всего многообразия традиционно выделяются следующие виды товаров:

1) сырье и основные материалы;

2) топливо;

3) комплектующие и оборудование.

Такое деление обосновывается примерно однотипной удельной стоимостью, а также условиями хранения и применения отдельных видов этих товаров.

Способы поставки закупаемых материалов весьма разнообразны. Товары, потребность в которых возникает непредвиденно и которые не требуют длительного хранения, закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению. Материалы разового и постоянного потребления, требуемые к определенному моменту, закупаются на условиях договорной поставки, оговаривающей точное время подвоза. При таком способе поставки объем запасов материалов в фирме уменьшается, а связанные с ним издержки сокращаются. Способствуют резкому снижению производственных запасов регулярные поставки таких партий материалов, которые доставляются потребителю через определенные интервалы времени в соответствии с графиком потребности в них производства на тот или иной период. В целях упрощения процедуры оформления заказов и снижения накладных расходов применяются групповые поставки нескольких видов родственных товаров, приобретаемых и мелкими партиями. В этих же целях фирмы стали использовать автоматизированную систему компьютерной связи. Фирмы осуществляют также конъюнктурные и спекулятивные закупки товаров.

К выбору поставщика необходимо относиться очень серьезно, поскольку от его добросовестности, исполнительности и деловой ответственности зависят ваше производство и в конечном итоге продажа готовой продукции, удовлетворение спроса клиентов.

Как выбрать из имеющихся поставщиков лучшего? Для начала нужно получить от них хоть какие-нибудь предложения. Не волнуйтесь: вы их обязательно получите. Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются:

1) конкурсные торги;

2) письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

Конкурсные торги (тендеры) – распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в том случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого предложения и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.

Проведение тендера включает в себя следующие этапы:

1) рекламу;

2) разработку тендерной документации;

3) публикацию тендерной документации;

4) приемку и вскрытие тендерных предложений;

5) оценку тендерных предложений;

6) подтверждение квалификации участников торгов;

7) предложение и присуждение контракта.

Организация конкурсных торгов – сложная и многоплановая работа. Тендерная документация, как правило, имеет довольно большой объем и выполняет ряд важных функций, а именно: инструктирует участников торгов о процедуре торгов, дает описание закупаемых товаров или услуг, устанавливает критерии предложений, определяет условия будущего контракта. Оценка тендерных предложений ведется в строгом соответствии с критериями, приведенными в тендерной документации. Основные правила процедуры оценки таковы:

1) предварительное назначение членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений;

2) рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации;

3) безусловное следование объявленным в тендерной документации процедурам оценки;

4) отсутствие каких-либо переговоров с участниками торгов. Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений, в котором должно быть показано, как оценивались тендерные предложения, обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению контракта.

Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение.

Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение поставки товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый – инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции свои предложения (или оферты). Эти документы аналогичны предложениям, получаемым от поставщиков при проведении конкурсных торгов. В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают в себя следующие реквизиты: наименование товара, количество и качество товара, цену, условия и срок поставки, условия платежа, характеристику тары и упаковки, порядок приемки-сдачи.

Оферты могут быть твердыми и свободными (инициативными). Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения.

Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу в пределах срока действия оферты подтверждение о принятии предложения. Продавцу могут быть направлены и контрусловия покупателя. Если контрагентам не удается прийти к соглашению в течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета обязательств продавца, взятых им по твердой оферте.

Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать в себя как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.

При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и пр.), кроме цены, которая появится в ответном предложении.

В том случае, если потенциальный покупатель обращается к своим постоянным контрагентам, то вместо запроса может быть выслан заказ.

Оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись разными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основным критерием для отбора предложения является высшее качество в сочетании с минимальной ценой.

Постепенно у компании формируется круг постоянных поставщиков, а поиски новых возникают лишь в связи с расширением производства.

 

7.4. Один или куча мала? (Как рассчитать оптимальное число поставщиков)

 

Как определить оптимальное число поставщиков? Для каждой компании оно свое. К сожалению, единой формулы, позволяющей однозначно ответить на этот вопрос, нет. Число поставщиков зависит от размеров производства, отрасли деятельности, от имеющих запасов предприятия. К тому же количество поставщиков не фиксировано и ни в коем случае не должно быть таковым. Проблему поставок нельзя пускать на самотек. Иначе можно терпеть колоссальные убытки от простоя производства из-за недостатка ресурсов, либо материалов окажется слишком много, что их негде будет хранить. Это также влечет за собой убытки и упущенную прибыль. Расчет оптимального количества поставщиков – это многоступенчатый процесс.

Для начала необходимо оценить и классифицировать имеющиеся ресурсы. Очень прост и удобен для этого метод ABC-классификации.

Сущность этого метода заключается в том, что производится классификация всех запасов по комплексному параметру, учитывающему важность, стоимость, дефицитность и иное, и для каждой выделенной категории формируются свои методики управления запасами, что в конечном итоге означает определенные отношения с поставщиками. Обычно прибегают к трехступенчатому ранжированию номенклатурных позиций: на классы A (важные, дефицитные), B (вспомогательные, легкодоступные) и C (средний вариант). Можно сказать также, что для различных категорий номенклатурных позиций устанавливаются различные уровни контроля над их запасами.

ABC-анализ базируется на принципе Парето (Вильфредо Парето, XIX в.), сформулировавшего правило, суть которого сводится к следующему: контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. Часто еще сформулированное В. Парето правило именуют правилом 80 / 20, что можно истолковать следующим образом: надежный контроль 20 % номенклатурных позиций позволяет на 80 % контролировать систему (т. е. запасы – в нашем случае).

Далее производится классификация ресурсов по XYZ-анализу.

Результат XYZ-анализа – группировка ресурсов по трем категориям:

1) категория X – ресурсы, характеризующиеся стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза;

2) категория Y – ресурсы, характеризующиеся известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования;

3) категория Z – ресурсы, потребляющиеся нерегулярно, с невысокой точностью прогнозирования (какие-либо тенденции отсутствуют).

Наложением результатов XYZ-анализа на данные ABC-метода получаем 9 групп ресурсов, для каждой из которых менеджеры фирмы должны разработать свои техники управления. Группы AX, AY и AZ требуют наибольшего внимания: для них необходимы тщательное планирование потребности, нормирование расхода, скрупулезные (ежедневные) учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. Причем для категории AX следует рассчитывать оптимальный размер закупок. Для категории AZ эффективнее использовать систему снабжения по запросам с обязательным расчетом величины страхового запаса. Для ресурсов категории CX, CY, CZ применяются укрупненные методы планирования, а функции контроля чаще всего делегируются низшим ступеням управления.

В процессе планирования закупок необходимо определить:

1) какие материалы требуются;

2) количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;

3) время, когда они понадобятся;

4) возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;

5) требуемые площади ваших складских помещений;

6) издержки на закупки;

7) возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.

Существует множество методик определения того, сколько материалов необходимо закупать для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом.

Например, в прошлом году было использовано 1000 единиц сырья, что за неделю составило 1000 / 52 = 19 единиц. Это количество может быть использовано в будущем.

Потребность в материалах можно рассчитать, рассматривая определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается при помощи методики MRP-1 (планирования потребности в материалах). Принцип ее прост: исходная точка – это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов закрепляется в списках. При этом должны быть известны время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии. Далее, исходя из времени поставок конечного продукта потребителю, определяют брутто-потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалах.

Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитывают:

1) наличный запас;

2) плюс уже заказанные материалы и уже запланированное собственное производство;

3) минус уже предназначенный для предыдущей серии продукции заказ.

На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукта.

Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируют, исходя из потребностей в конечном продукте.

Если спрос потребителей колеблется, следует пользоваться методом сглаживания таких колебаний. Применение этого метода целесообразно в случаях регулярно повторяющихся (например, сезонных) колебаний спроса на конечный продукт. Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в предшествующем периоде и прогнозными значениями, рассчитанными для этого же периода: Прогноз на новый период = Прогноз на предшествующий период + фактическое потребление в предшествующем периоде – прогноз на предшествующий период.

Весомость цифр в отдельные периоды корректируется с помощью так называемого фактора а, значение которого находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение а, тем весомее влияние ближайших прошедших периодов, а метод более подходит для оценки фактического потребления.

В логистике используются и другие методы определения потребности в материалах, как то:

1) детерминированный;

2) стохастический;

3) эвристический.

Первый используется, когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. Второй, когда основой для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность. С помощью третьего метода потребность определяется на основе опыта работников.

Все рассмотренные методы определения количества, времени и периодичности закупок имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг или определения потребностей в материалах. Выбор зависит от:

1) профиля фирмы;

2) возможностей заказчика;

3) типа изделий;

4) наличия и вида складов;

5) системы контроля за состоянием запасов.

После того как определено, что и в каком количестве необходимо закупать, надо продумать, каким образом это делать.

Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупок являются оптовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов. У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки. Рассмотрим наиболее часто используемые методы.

1. Закупка товара одной партией.

Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки).

Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.114 (0.139 с.)