Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преимущества и недостатки аутсорсингаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Все преимущества, которые можно получить от использования аутсорсинга, можно подразделить на 2 группы. К первой группе относятся так называемые стандартные преимущества, они присущи аутсорсингу любого вида деятельности. Они включают в себя возможность руководства не отвлекаться на управление обслуживающими функциями и вследствие этого уделять больше внимания основному бизнесу компании. Концентрация внутрикорпоративного внимания на основных целях компании путем делегирования второстепенных функций аутсорсерам чрезвычайно важно. Компания может сфокусироваться на удовлетворении потребностей клиентов и развитии новых технологий. А компания, которая концентрирует свое внимание на основных функциях, может проводить оптимальный реинжиниринг с целью повышения эффективности своей работы, улучшая такие показатели, как стоимость, качество, сервис и временные затраты. Аутсорсинг персонала позволяет избавиться от многих проблем, связанных с привлечением, обучением и удержанием квалифицированного персонала, а также его заменой на время отпуска, болезни, обучения. Все это обеспечивается поставщиком услуг, в результате бизнес-процессы идут непрерывно. И если вдруг ситуация на рынке изменится, то компании не нужно волноваться о сокращении численности своих сотрудников, перепрофилировании деятельности, уменьшении объемов производства и т. п. С помощью аутсорсинга вы можете избежать расходов на инвестиции в оборудование и программное обеспечение, необходимое для поддержки передаваемых бизнес-процессов, на содержание офиса и аппарата управления. К тому же происходит снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру, который осуществляет выполнение порученных ему функций дешевле вследствие специализации в узкой предметной области и благодаря эффекту масштаба, достигаемого при выполнении однотипных операций одновременно для множества клиентов. Вследствие того что при решении сходных задач компании-аутсорсеры уже накопили большой опыт, они используют новейшие технологии и высококвалифицированный персонал. Компания, которая специализируется на предоставлении определенных услуг, первой сталкивается с возникающими проблемами в данной области, инвестирует в выработку решений задач и развитие соответствующих технологий, в постоянное повышение квалификации своего персонала. Компании-аутсорсеры акцентируют свое внимание на конкретной предметной области, что позволяет им обеспечивать надежное и качественное исполнение передаваемой ей на аутсорсинг функции. Благодаря выполнению однотипных операций для множества клиентов поставщик-аутсосер может удерживать конкурентоспособные цены на свои услуги. Обеспечить такое же качество самостоятельно заказчик не может, так как для этого необходимы значительные инвестиции в развитие персонала, оборудование, программное обеспечение. При оценке экономической эффективности перехода на аутсорсинг многие компании эти компоненты затрат исключают из расчета и просто сравнивают стоимость услуг с затратами на содержание персонала, вовлеченного в передаваемый бизнес-процесс, но это считается ошибочным. И если просчитать все перечисленные выше факторы, то в конечном итоге чаша весов склоняется в пользу аутсорсинга. А если смотреть на проблему с точки зрения отношения «цена – качество», а не просто сравнивать цену, то использование аутсорсинга является предпочтительным. Компания, использующая аутсорсинг, может позволить себе воспользоваться ресурсами, доступ к которым в противном случае был бы невозможен (например, при расширении географии деятельности фирмы или при создании новой компании). Еще одним достоинством использования аутсорсинга является снижение риска. Аутсорсеры вкладывают средства одновременно во многие компании. А компания-заказчик на развитом рынке аутсорсинга имеет возможность выбрать именно тех аутсорсеров, которые обладают наибольшим опытом в данной области. Вы также можете увеличить стоимость бренда компании в результате более качественного обслуживания своих клиентов сторонней организацией. Ко второй группе преимуществ относятся преимущества, специфичные для аутсорсинга финансовой функции. Их суть в том, что вся ответственность за организацию учета и правильность его ведения перекладывается на аутсорсинговую компанию. И если при этом были неправильно рассчитаны налоги или несвоевременно предоставлена отчетность, то возмещение убытков, связанных со всем этим, происходит за счет поставщика услуг или по страховому договору (так как большинство серьезных бухгалтерских и аудиторских фирм страхуют свою профессиональную ответственность). Пользуясь услугами аутсорсинга, вы и ваша компания получаете доступ к юридическим и налоговым ресурсам аудиторских компаний. Другими словами, аутсорсинговая компания становится «семейным доктором» для клиентского бизнеса. Все вопросы решаются профессионалами своего дела, которые детально знают специфику работы предприятия клиента. Если в ходе аутсорсинга возникают трудные ситуации, то аудиторская фирма может найти нетрадиционные решения проблем, а затем отстоять их в споре с налоговыми органами или в суде, если это требуется. Следовательно, происходит снижение риска принятия ошибочных решений, а шансы на успех в спорах с налоговыми органами при защите выгодных для клиента решений по тем спорным вопросам, для которых существует двоякое толкование действующего законодательства, возрастают. Но, все же имея так много достоинств, использование аутсорсинга бизнес-процессов имеет отрицательные стороны, которые задерживают его распространение. С чем же связан тот факт? К первому фактору можно отнести то, что многие просто не знакомы с принципами аутсорсинга бизнес-процессов. Есть и другие, более весомые причины. Например, многие компании боятся потерять контроль над ситуацией и компанией, избегают доверять посторонним коммерческие тайны. Эти опасения небезосновательны как в России, так и за рубежом, и решение таких проблем лежит в тщательном выборе поставщика аутсорсинговых услуг на основании его опыта и сложившейся репутации на рынке. Многие считают, что понесут огромные дополнительные расходы сил и средств на этапе перехода. Также существует чисто психологический барьер, который связан с передачей «своей» бухгалтерии в «другие» руки. Россия имеет еще одну особенность ведения бизнеса. Компании не просто заботятся о конфиденциальности информации, они напрямую не заинтересованы в открытости, так как бухгалтерский учет многих компаний носит полулегальный характер. Еще один недостаток заключается в том, что многие компании были созданы еще в советский период, а в новых компаниях работают люди, которые имеют старую закалку и ведут дела по старинке. Это обусловливает сильную вертикальную интеграцию предприятий, которые ведут, по сути дела, натуральное хозяйство. Руководство таких промышленных групп просто боится перемен, что мешает им отказаться от самостоятельного выполнения некоторых функций. Для того чтобы решить эти проблемы, во многих случаях они идут путем выделения вспомогательных подразделений в дочерние предприятия, которые осуществляют «внутренний» аутсорсинг ряда функций в рамках группы. Но это ведете следующему: 1) при такой стратегии или компания окончательно переходит на аутсорсинг; 2) снижается эффективность компании в целом из-за сложности управления громоздкими структурами. Поэтому следует ожидать, что российские предприятия будут в дальнейшем более внимательно присматриваться к аутсорсингу. К тому же отсутствие правовой базы совершенно не способствует развитию аутсорсинга. Росту на российском рынке аутсорсинга помогло бы наличие детально проработанной правовой базы. При использовании аутсорсинга возникает связь «клиент – аутсорсинговая компания – сотрудник», что требует отражения в существующем законодательстве, и прежде всего законодательстве о труде. Необходимо четко регламентировать права, обязанности и ответственность каждого из участников этого процесса в сфере управления производством, обеспечения охраны труда и техники безопасности, решения социальных вопросов. Но то законодательство, которое существует на сегодняшний момент, не дает четких ответов на многие практические вопросы, которые возникают при предоставлении услуг такого рода. Эта неопределенность усложняет проблемы, связанные с преодолением психологического барьера со стороны наемного персонала при переводе на работу в новую организацию. Решение данных вопросов является задачей государственной важности.
3.4. Кто нужен вам для ведения бизнеса? (сферы аутсорсинга)
Для того чтобы доказать эффективность аутсорсинга, были проведены соответствующие исследования. Как показали их результаты, почти 1/3 западных компаний, которые использовали услуги субподрядчиков из стран третьего мира, не получили прогнозируемого снижения прибыли. Около 10 % из них даже столкнулись с неожиданным ростом издержек. И всего лишь около 22 % из примерно 80 опрошенных руководителей IT-фирм заявили, что аутсорсинг позволил им снизить производственные издержки более чем на 20 %. По мнению консультанта «People», проблема компаний, которые хотят воспользоваться услугами аутсорсинга, состоит в том, что они неправильно рассчитывают дополнительные издержки, которые возникают при управлении своими иностранными филиалами. Как показала практика, управленческие расходы при использовании аутсорсинга могут составить от 5 % стоимости контракта в среднем по отрасли до 15 % в случаях отдельных компаний. Компании, которые переводят часть своих операций за рубеж, обычно сталкиваются с такими проблемами, как: 1) перебои в производственном процессе; 2) рост текучести квалифицированных кадров; 3) падение боевого духа среди работников. Что касается России, то здесь проблема использования аутсорсинга состоит в доверии аутсорсинговой компании, а также и в том, что компании еще не до конца верят в то, что использование аутсорсинга им действительно выгодно. Но постепенно отечественные компании начинают использовать некоторые виды аутсорсинга (например, IT-аутсорсинг и охрана). И в конечном итоге некоторые из них начинают использовать и другие виды аутсорсинга. Но перед ними встает следующий вопрос: а какие виды необходимы, кто нам нужен для эффективного ведения бизнеса? Если рассматривать аутсорсинг финансовой функции, то он может быть интересен довольно широкому кругу компаний, при этом у разных компаний имеются различные причины этого интереса. Например, рассмотрим нефтяную компанию, которая имеет дочерние подразделения в регионах. Каждая из «дочек», как мы уже рассматривали выше, ведет учет и предоставляет отчетность по-своему. Это затрудняет консолидацию отчетности и управление компанией, которая в налоговых и других целях может прибегнуть к аутсорсингу. Компания-аутсорсер, которая предоставляет услуги по внешнему ведению бухгалтерского учета, обеспечит целенаправленный сбор и централизованную обработку информации по всем предприятиям группы. Другим примером являются средние и малые предприятия, целями которых являются построение прозрачных систем финансового учета (в том числе на основе МСФО) и внедрение эффективного внутреннего контроля и управленческого учета. При всем этом эти предприятия могут не иметь в своем штате квалифицированных сотрудников, специалистов в этом деле. Если вы начнете поиск такого сотрудника, который будет обладать высокой квалификацией и практическим опытом работы в необходимых областях (российском бухгалтерском и налоговом учете, МСФО, финансовом контроллинге, внутреннем аудите, управленческом учете и бюджетировании), то результат поиска может стать отрицательным, а то и может затянуться на неопределенное время, да к тому же стоимость такого сотрудника будет достаточно высокой. Одновременно профессиональные бухгалтерские организации, которые занимаются аутсорсингом, имеют в своем составе нужных специалистов с соответствующей квалификацией. Они привлекают их для одновременного участия в обслуживании ряда клиентов. Каждый клиент оплачивает только часть времени каждого из специалистов, в результате снижается общая стоимость услуг для каждой отдельно взятой компании. Аутсорсинг финансовой службы может послужить стержнем централизации и стандартизации системы учета и отчетности. Сегодня, в период экономического роста, аутсорсинг особенно актуален для отечественных компаний. Это связано с тем, что руководство компании все свое внимание и ресурсы должно сконцентрировать на развитии бизнеса и поиске новых решений, рынков, продуктов, а рутинные дела и операции доверить профессионалам в соответствующей области. В нашей стране широко используются следующие виды аутсорсинга: информационных технологий, охраны, автотранспорта и других административных функций. Но эти функции не связаны с производством и коммерческой тайной. К передаче на сторону финансовую функцию руководители компаний относятся довольно осторожно. В то же время во многих странах внешняя бухгалтерия уже много лет находится в обычном списке используемых видов аутсорсинга. Руководство западных компаний не хочет тратить время на организацию и развитие бухгалтерских служб. Им необходимы лишь своевременное получение требуемой информации для управления предприятием и предоставление обязательной отчетности. Любая нормально развивающаяся компания сталкивается с тем, что возникла необходимость реорганизовывать работу своей финансово-экономической службы, в которую также входит реорганизация бухгалтерии, которая несет ответственность за полноту и качество предоставляемой внутренней и внешней информации. Если ваша бухгалтерия отнимает очень много времени, а вы должны больше времени уделять бизнесу, то у вас есть несколько выходов из этой ситуации: 1) вы должны начать досконально разбираться во всех тонкостях бухгалтерского учета (это не всегда возможно, так как постоянно будут возникать временные препятствия); 2) вы станете заложником бухгалтерии (этого нельзя допускать ни в коем случае, так как вашего внимания недополучат другие функции предприятия, что в конечном итоге может привести к краху вашего дела). Не лучше ли обратиться к профессионалам, которые предоставляют услуги по ведению бухгалтерского учета? К тому же на сегодняшний день не каждая компания может себе позволить иметь в штате опытного менеджера по персоналу, который бы смог подобрать идеальную команду из квалифицированного персонала, например в бухгалтерии. Если вы будете использовать услуги аутсорсинга финансовой функции, то можете не сомневаться, вам предоставят грамотных специалистов с накопленным опытом решения похожих проблем. Передавая финансовую функцию на аутсорсинг, вы значительно сократите время на пустые разговоры и получите высокое качество и надежность предоставляемых услуг. Если при принятии подобного решения для вас важен вопрос конфиденциальности полученной и предоставленной информации, то вы подписываете контракт, который означает то, что кто его подписывает, отвечает за его выполнение (одним из пунктов контракта является пункт о конфиденциальности информации). Если вы входите в состав владельцев акционерным обществом, и акционеры стремятся к тому, чтобы компания становилась открытой, то аутсорсинг – это несомненное решение для этой проблемы. Стать публичной для компании означает не только вовремя и в полном размере платить налоги, но еще иметь доступ к кредитным ресурсам и инвестициям. В сложившейся ситуации любой акционер будет спать спокойнее, если в своем портфеле он будет иметь акции общества, в котором бухгалтерию ведет известная и независимая компания. Сейчас в России наметилась тенденция на уход от старых схем ведения бизнеса и деление бухгалтерии на теневую и официальную. Если ваша компания собирается выходить на международный рынок капитала, то использование в деятельности независимой внешней бухгалтерии служит основанием для заявления о своих намерениях построить прозрачную финансовую систему, что в глазах иностранных инвесторов и партнеров является дополнительным аргументом в пользу именно вашей компании. Развитие рынка показывает, что аутсорсинг бизнес-процессов постепенно становится обычной практикой для крупных международных компаний. Можно сказать, что рыночные ниши тех или иных видов аутсорсинга на данный момент пока не полностью заняты. Если рассматривать ближайшее будущее, то можно говорить с уверенностью, что появится большое количество поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач. Даже при наличии недостатков аутсорсинга его достоинства очевидны, и чаша весов склоняется больше к положительному ответу на вопрос, использовать его или нет. Вам остается лишь более тщательно отбирать партнеров и заключать эффективные контракты. И можно предположить, что в ближайшее время будет происходить бурный рост аутсорсинга в нашей стране. Все это позволяет утверждать, что для компании передача на сторону тех или иных функций несомненно выгодна.
Глава 4. Ваш персонал
Ваши кадры – какие они?
Вы организовали фирму, решили, какую продукцию будете выпускать или какие услуги оказывать, выбрали поставщиков, посредников и клиентов. Однако вам не обойтись без сотрудников. Как ни банально это звучит, кадры решают все. От них будут зависеть эффективная работа вашей фирмы, ее прибыльность и долгосрочное выживание в жесткой конкурентной среде. Вы должны подобрать персонал, который будет отвечать высоким профессиональным требованиям и одновременно разделять ваши цели. Не менее важно удержать набранных сотрудников, побудить лучше работать, сделать их них настоящую команду. Ваши задачи, связанные с управлением персоналом, можно определить следующим образом: 1) создание работоспособного коллектива, т. е. общности людей, имеющих одинаковые цели, работающих одной командой, трудящихся во благо организации; 2) повышение уровня квалификации работников предприятия. Даже если вы наняли опытных профессионалов, необходимо заниматься их дальнейшим совершенствованием, чтобы выживать в постоянно изменяющейся бизнес-среде; 3) создание здоровой атмосферы в коллективе, так как командный дух является залогом его успешной работы; 4) создание высокопрофессионального руководящего звена, которое будет координировать действия работников, внедрять передовые разработки и технологии, действовать, ориентируясь на основную цель существования вашей фирмы. Управление персоналом есть самое сложное направление управленческой деятельности, поскольку каждый сотрудник уникален: имеет свои потенциальные трудовые возможности, свои черты характера, свои цели. Поэтому руководители (в зависимости от размеров фирмы – вы, ваш заместитель, менеджер по персоналу) обязаны знать психологию каждого подчиненного им работника и на этой основе так воздействовать на него, чтобы на работе полностью раскрылись и реализовались его потенциальные возможности, а его цели совпадали с целями фирмы или по крайней мере не шли с ними вразрез. Для выстраивания эффективных взаимоотношений между вами и вашим персоналом, а также выбора максимально удобной стратегии руководства классифицируем всех работников вашей фирмы (это можно сделать по нескольким параметрам). 1. В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится на две категории: 1) промышленно-производственный персонал (работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием); 2) непромышленный персонал (работники, которые не связаны непосредственно с производством и его обслуживанием. В основном это работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятию). 2. В зависимости от выполняемых функций персонал делится на следующие категории: 1) рабочие (работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг); 2) руководители; 3) специалисты (бухгалтеры, экономисты, техники, механики, психологи, социологи, художники, товароведы, технологи и др.); 4) служащие (агенты по снабжению, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы и др.). Стратегия ваших отношений с персоналом – это внутренний маркетинг, к составляющим которого относятся: 1) корпоративная культура; 2) способы мотивации; 3) манипулятивные приемы; 4) контроль. Во внутреннем маркетинге (так же, как и в традиционном) есть «4P»: product, price, promotion и place. Этот подход к управлению персоналом помогает взглянуть на сотрудников как на собственных клиентов (ведь часто работе с клиентами уделяется больше внимания, хотя ваша зависимость от персонала серьезнее, сталкиваться с сотрудниками приходится ежедневно, именно они определяют «внешний вид» вашей фирмы). Итак, продукт внутреннего маркетинга – это то, что ваша фирма может предложить персоналу. Во-первых, это различные мотивационные факторы (подробнее они будут рассмотрены в разделе о мотивации). Во-вторых, это факторы, которые будут способствовать продвижению продукции (товара или услуги – в зависимости от рода деятельности вашей фирмы): имидж фирмы, раскрученность бренда, эффективная реклама, словом, все то, что будет помогать вашему персоналу работать. «Стоимостью» в данном случае является мотивация сотрудника, т. е. его «готовность приложить усилия для добросовестного и качественного выполнения обязанностей»[2]. Продвижение продукта – это совокупность качественно организованной работы с персоналом и внутреннего пиара (этот вопрос тесно переплетается с темой корпоративной культуры). Способ доведения продукта до персонала определяется структурой фирмы. Структура фирмы – упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов (отдельных работников, отделов, служб), обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура определяет мобильность и реакцию вашей фирмы на изменения рыночной ситуации, устойчивость, механизмы контроля и мотивации. При выборе того или иного типа структуры необходимо учесть: 1) характер окружающей среды (конкурентный рынок или монопольное положение вашей фирмы, традиционное производство или использование современных информационных технологий); 2) «зрелость» персонала (ее критериями являются профессионализм подчиненных, желание выполнять задачи, поставленные руководством, и брать дополнительную ответственность); 3) личные качества руководителя (вы – жесткий диктатор, «отец родной» или «свой парень» для своих подчиненных?) Существует пять основных организационных структур. 1. Линейная структура. Служащий такой организации нацелен на выполнение основных производственных задач, имеет одного начальника, осуществляющего (по отношению к нему) все управленческие функции. Обычно это небольшая организация, действующая в стабильной среде. Ее достоинствами являются четкое выполнение непротиворечивых целей, несение ответственности конкретным человеком. Явный недостаток заключается в том, что один человек не может решить всех задач, сделать это оперативно и осознанно. 2. Функциональная структура. В этой организации отдельные функциональные задачи решают разные подразделения – техническое, плановое, финансовое. Велик риск «заболеть» функционализмом: если одно подразделение ставит свои цели выше целей другого или даже всей организации, целостность фирмы нарушается. Вряд ли фирма будет процветать в ситуации, когда производственный цех наращивает объемы выпуска, отдел снабжения экономит на сырье, а маркетологи требуют сокращения затрат всего предприятия ради увеличения рекламного бюджета. 3. Дивизиональная структура. Работы группируются вокруг конечного результата – продукта, потребителя, рынка. Если ваша фирма производит несколько продуктов, принципиально различающихся по своим свойствам, назначьте лиц, ответственных за производство и сбыт каждого конкретного товара. Это позволит отделить стратегические проблемы управления (долгосрочное пребывание на рынке, например) от текущих проблем управления, требующих немедленного решения (у какого поставщика закупить металл для производства шурупов?) Недостатки подобной системы – дублирование работ и функций, увеличение аппарата управления и, как следствие, снижение эффективности этого самого управления. 4. Матричная структура. Специалисты из разных отделов объединяются для работы над каким-либо специальным проектом (например, разработкой нового продукта или внедрением новой системы отчетности). В подобной структуре резко повышается эффективность использования ресурсов, особенно человеческих. Таким образом, можно «обогатить» работу сотрудников, но учтите, что потребуется время на притирку членов новой команды друг к другу, поэтому стоит заранее подумать об обучении работников искусству человеческих отношений и отношений в команде. 5. Сетевая структура. Независимые группы (фирмы, магазины, отделы и др.) объединяются в сеть для выполнения какой-либо задачи. Достоинство – появление интегрированных систем производства, сбыта, поставок, телекоммуникаций. Взаимоотношения внутри сети и сетевой организации с ключевыми партнерами строятся на основе соглашений, договоров и взаимного владения собственностью. Структура сохраняет свою целостность до тех пор, пока это считается выгодным. Сеть может образоваться как совокупность близких по размерам юридически самостоятельных фирм, поддерживающих устойчивость друг друга, или же как скопление маленьких фирм вокруг крупной компании. Сети действуют в пределах определенного региона либо в рамках одного вида деятельности. Благодаря подобной организации растет конкурентоспособность товаров, появляются возможности использования инноваций, происходит снижение управленческих расходов, исключается дублирование рабочей силы и производственных мощностей. Организационная структура фирмы непостоянна. Если необходимо сделать фирму динамично развивающейся и эффективной, захватить новые рынки, освоить новые продукты, технологии, если ваша фирма имеет достаточное количество ресурсов, можно радикально поменять структуру. Если же появляется возможность увеличить собственный рыночный сегмент, наладить выпуск нового продукта без излишних дополнительных затрат, а условия внешней среды неопределенны и непредсказуемы, можно прибегнуть к эволюционным формам структурной перестройки. В этом случае компания остается достаточно устойчивой и конкурентоспособной на протяжении всего периода перемен. Выбор организационной структуры наложит отпечаток на всю последующую деятельность вашей фирмы. Именно на нее вам придется опираться, работая со своим персоналом.
4.2. Климат в вашем офисе (корпоративная культура)
Корпоративная культура является не менее важным компонентом внутренней среды вашей фирмы, чем ее организационная структура. Корпоративная культура – это совокупность ценностей, традиций, норм и образцов поведения, разделяемых всеми работниками организации. Корпоративная культура определяет нравственный облик вашей фирмы, создает имидж организации. Общая культура объединяет людей, способствует созданию сплоченного и стабильного коллектива, имеющего единые цели. Люди, работающие в таком коллективе, сознают свою причастность к общему делу, преданны организации, заинтересованы в ее благополучии и развитии. Можно выделить два уровня корпоративной культуры: 1) поверхностный (видимый); 2) глубинный (невидимый). Второй уровень включает в себя те ценности и предположения, которые можно выявить и изучить с помощью наблюдения за поведением членов организации, специальных психологических тренингов и деловых игр. К первому уровню относятся элементы материальной культуры и события, факты, доступные для наблюдения: 1) архитектура здания; 2) стиль одежды персонала; 3) язык общения; 4) традиции; 5) герои и легенды; 6) лозунги; 7) внутренние мероприятия; 8) внешние мероприятия (например, промо-акции, рекламные кампании в средствах массовой информации). Список можно продолжать долго, но стоит остановиться и подробнее рассмотреть отдельные элементы видимой культуры. Самостоятельное строительство офисного здания, полностью отвечающего роду деятельности и культуре фирмы, могут позволить себе только крупные компании. При определении местоположения вашей фирмы обратите внимание на район города, в котором вы планируете разместиться (промышленный или спальный, деловой центр города), ваших соседей (например, солидной фирме, занимающейся недвижимостью, не к лицу находиться между залом игровых автоматов и пивным баром). Но любые недостатки внешнего состояния здания можно компенсировать продуманным интерьером. Здесь, конечно, лучше довериться профессионалам – дизайнерам и маркетологам. Но если вы полагаетесь на собственные знания и вкус, учтите, что в этом помещении работают люди, от которых зависит ваша прибыль. Работники не должны чувствовать дискомфорта, чтобы поддерживать высокую работоспособность на протяжении всего дня (главное, не перестараться: вдруг, окруженные милой домашней обстановкой, ваши сотрудники возьмут за правило отдыхать после обеда на мягких диванах, просматривая все любимые сериалы по ТВ до самого конца рабочего дня?) Попадая в ваш офис, клиенты с первого взгляда формируют свое представление о вашей фирме: надежны ли вы, надолго ли обосновались здесь или они попали в фирму-однодневку, совпадают ли их вкусы и культура с вашими. Важный элемент корпоративной культуры – миссия фирмы. Миссия – это уникальная качественная цель организации, раскрывающая смысл ее существования. Формулировка миссии содержит параметры рынка, охватываемого организацией, круг потребителей. Своей миссией ваша фирма может сделать все что угодно, кроме прибыли. Часто миссия имеет вид лозунга. Так, миссия IBM – «Думать!». Но в данном случае можно не стремиться к краткости, а полностью донести до общества ваши чаяния. Если у вас свечной заводик, то миссией вашей фирмы может стать производство парафиновых свечей. Но такая цель может принадлежать любой организации в любом уголке земного шара (могла быть и в XIX в.). Вы просто обязаны подчеркнуть свою индивидуальность, чтобы отличаться от конкурентов. Например, так: «Мы несем людям тепло и свет. Наша цель – предоставить людям качественную и недорогую альтернативу электрическим лампочкам. Мы производим экологически чистый продукт – парафиновые свечи. Мы честные налогоплательщики, и это наш вклад в подъем российской экономики, государственности, производства, науки, образования, подъем жизненного уровня людей». Корпоративные развлечения – характерная черта корпоративной культуры многих компаний. Подобные мероприятия сплачивают людей и эмоционально привязывают их к компании. Здесь фантазию руководителя ограничивает только бюджет фирмы. Если сложно придумать что-либо самостоятельно, помогут специалисты по кейтерингу и тимбилдингу. Ниже приведены некоторые приметы организации совместного досуга сотрудников. Американская компания SAS, занимающаяся разработкой корпоративного программного обеспечения, предоставляет своим сотрудникам возможность поплавать в бассейне и позаниматься на тренажерах до начала рабочего дня прямо в головном офисе компании. В течение дня работники бесплатно пьют соки, чай, кофе и едят шоколадное драже. Каждый сотрудник компании может получить два бесплатных сеанса массажа в неделю[3]. Конечно, не каждая фирма может позволить себе подобные удовольствия, но поход в кино, боулинг, картинг, выезд на пикник доступны любой фирме, даже состоящей из трех человек – генерального директора, его заместителя и главного бухгалтера. Корпоративные забавы могут быть не только развлечением, но и методом снятия напряжения в коллективе. В японских компаниях разгневанному клерку дозволяется выйти в особую комнату психологической разгрузки и как следует побить резиновой дубинкой резинового шефа. В некоторых же отечественных компаниях стреляют в начальников (на поражение) желатиновыми шариками с краской[4]. Это называется корпоративным походом в пейнтбольный клуб. Еще один массовый вид спорта – корпоративный футбол. Можно не только устроить соревнования между отделами, но и выяснить отношения с конкурентами. Говорят, в одном из районов Москвы есть даже регулярный турнир мелкого и среднего бизнеса[5]. Наконец, вот весьма оригинальный способ развлечь персонал, изобретенный директором известного издательства: ежегодно майским утром к издательскому крыльцу подают «Икарус», который забирает всех сотрудников на директорскую дачу. Там они (после вскапывания грядок, посадки картошки и прочих «садово-огородных полезностей») веселятся и празднуют день рождения издательства[6]. «Чаще напоминайте сотрудникам о достижениях вашего учреждения. Это благоприятно сказывается на настроении коллектива» (С. Паркинсон. 21-й совет предпринимателю)[7]. Пусть люди гордятся тем, что работают именно в вашей фирме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.196 (0.013 с.) |