Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникации в экономической, производственной и коммерческой сфере.

Поиск

Сообщение никогда не отправляется ради сообщения как такового. Его цель – организовать действия получателя (или самого отправителя, как в случае размышления о своих действиях).

Коммуникативное событие – комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями. В научной литературе принято выделять бытовую и производственную сферы коммуникации.

Сфера бытовой коммуникации представляет собой преимущественно межличностную сферу общения.

Сфера производственной коммуникации в недавнем прошлом нашей страны была в иоле зрения научных интересов инженерной психологии. Стиль общения руководителя с подчиненными, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты производственной деятельности могут как улучшить работу предприятия, так и полностью развалить ее.

В связи с бурным развитием рыночных отношений после известных событий начала 90-х гг. XX в., произошедших в нашей стране, на базе бытовых и производственных коммуникаций образовалось множество различных их модификаций.

Сфера бизнес-коммуникации, или делового общения, выделилась из производственной сферы в связи с отказом от всеобщего и всеобъемлющего планового социалистического хозяйствования, узакониванием права частной собственности на сырье и средства производства в экономике, а также бурным развитием рыночно-коммерческих отношений в обществе.

Сфера политического дискурса. Возникновение множества партий, политических движений, фронтов, фракций, организаций, течений и групп требует от активного участника общественно-политической жизни социума умения быстро и квалифицированно ориентироваться в политическом коммуникативном пространстве.

Сфера образовательного дискурса в нашей современной стране раскрывает новые грани в связи с дифференциацией образования, появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и связях с общественностью у образовательных учреждений. Набор в вуз, встречи с будущими студентами, профориентация, консультационные услуги, тестирование – вот неполный ряд направлений коммуникации образовательных учреждений со своими потребителями.

Сфера педагогического дискурса – например, разговор преподавателя со студентом – представляет собой отдельную область рассмотрения процесса коммуникации.

Сфера научного дискурса также достаточно традиционна. На сегодняшний день для ученых и специалистов актуальными являются вопросы целого спектра научных проблем от создания виртуального глобального научного сообщества (через Интернет) до организации коммуникативных событий, таких как научные конференции и конгрессы. В ряде стран организация научной коммуникации стала предметом бизнеса.

Сферы шоу-бизнеса и спортивного бизнеса – их коммуникативные сферы достаточно молоды, хотя и имеют определенную предысторию в нашей стране. На западе же элементы public image звезд эстрады и героев спорта давно создаются профессионалами в области коммуникации и имиджмейкерства.

Сфера туристического бизнеса является весьма интересной в смысле коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации.

Международная коммуникация осуществляется на различных уровнях как в виде официальной (традиционно), так и в виде народной (в последнее время) дипломатии. Существует обширная литература по особенностям меж – культурного общения, дипломатическому этикету, дипломатическому протоколу и т.п.

Медицинский и юридический дискурс. "Слово лечит" – эта общеизвестная истина приводит к размышлению, как именно это происходит и как работать со словом. Беседа врача и больного не должна протекать спонтанно, иначе возможны фатальные случайности. Так, в известной старой советской кинокомедии "Зайчик" со знаменитым актером Леонидом Быковым в главной роли больной, неверно поняв слова врача, решил, что ему осталось жить не больше месяца.

Толкование законов также может сыграть судьбоносную роль в жизни человека или организации.

Сфера религиозного дискурса обслуживает потребности коммуникации в таком социальном институте, как церковь. Здесь важна проблема понимания и интерпретации, недаром наука герменевтика (теория интерпретации) возникла именно вследствие необходимости толковать старые тексты Священного писания.

Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность.

На эффективность восприятия информации собеседниками влияют культурный, образовательный и социальный уровни профессионализма коммуникатора. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, демонстрация уважения к ней, умение общаться с реципиентами на равных, т.е. не просто подстраиваться и заигрывать, а проявлять равенство психологических позиций со своей стороны – коммуникатора и с другой – аудитории. В 80-х гг. XX в. Дж. Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникации. Он исходил из того, что телевидение как источник информации больше действует на эмоции, чем на разум участника коммуникативного акта. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержанием, а напрямую зависит от "харизмы" той личности, которая возникает на экране в качестве коммуникатора. Дж. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности:

1) герой – идеализированная личность, выглядит "как мы хотим", говорит то, "что мы хотим";

2) антигерой – "простой человек", один из нас. Выглядит "как мы все", говорит то же, "что и мы". Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем;

3) мистическая личность – чужд нам ("не как мы"), необычен, непредсказуем. Такой тип коммуникатора подходит, например, для поздних, ночных передач.

При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для реципиентов с высоким уровнем образования предпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно также, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.

В системе коммуникации различают функции коммуникатора (источника информации) и аудитории. К функциям коммуникатора относят:

-информирование;

-научение;

-пропаганду;

-просвещение;

-воспитание;

-функции координации подсистем общества для реализации общих целей.

Отечественный социолог Б. А. Грушин добавляет к ним функции организации поведения, создания эмоционально-психологического тонуса и коммуникативную (функцию связи между членами общества). Исследователь теории журналистики Е. П. Прохоров называет еще и культурно-рекреативные, а специалист в области социологии печати С. Г. Корконосенко – управленческие функции.

В научной литературе поднимается вопрос и о функциях аудитории, к которым относят понимание, принятие решения, а также эвристическую функцию.

Рассматривая аудиторию СМИ, например, можно выделить, что в момент восприятия сообщения реципиенты разобщены на группы людей. Не всегда можно точно сказать, каков количественный размер зрительской аудитории того или иного эфирного телевизионного канала. Она неопределенна, анонимна, рассредоточена, но при этом обладает типическими характеристиками, изучение которых крайне важно для налаживания коммуникативного процесса. Аудитория подвижна и изменчива, постоянная фиксация ее изменчивости вызывает некоторые затруднения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.64 (0.01 с.)