Производство и потребление информации целевыми аудиториями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство и потребление информации целевыми аудиториями.



В коммуникации информация предназначается получателю, который затем ее использует. Информацию в данном контексте мы понимаем как комплекс сведений, необходимых для успешного функционирования коммуникативной системы. Согласно точке зрения Ф. И. Шаркова социальная информация по своему содержанию является совокупностью знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества и воздействия сознания на общественную практику. Она включает в себя сведения, отражающие объективную и субъективную социальную реальность о процессах, мотивах, чувствах, настроениях, фактах, основанных на интересах и потребностях различных социальных групп. Потоки информации, циркулирующие в обществе, обслуживают различные социальные образования (социальные институты, организации, группы и др.). Становление развитого государства невозможно без формирования информатизированного общества. Развитая распределенная компьютерная сеть в сочетании с развитой телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами играет ключевую роль в формировании информационного общества. Технологические факторы развития глобальной информационной инфраструктуры, прежде всего Интернет, Интранет и другие глобальные компьютерные сети и спутниковые системы, сегодня играют особо важную роль. Соединение указанных сетей с аудиовизуальными средствами открывает новые перспективы.

Важным фактом в процессе коммуникации является взаимодействия текста с аудиторией.

Применительно к концепции информации это, с одной стороны, проблема информационной насыщенности текста, а с другой – проблема высокой информативности текста. От уровня информационной насыщенности текста зависит его действительная информативность – степень перехода потенциальной информации в принятую и далее переработка ее в реальную информацию.

При составлении текста необходимо: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории.

При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории.

Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.

Для прагматической ценности информации необходимо знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие требования.

1. Текст должен быть небанальным (содержать оригинальные сведения, новую информацию, сведения, ранее неизвестные аудитории; углублять, систематизировать уже известную информацию; давать новую интерпретацию уже имеющихся данных). Необходимо отметить, что неэффективна не только давно известная информация, но и совершенно новая. Лишенная базы ранее накопленных знаний, она не будет воспринята аудиторией должный образом.

2. Следующее требование к тексту – его декодируемость, доступность сообщения для понимания. При написании текста необходимо учитывать язык аудитории, уровень ее образованности.

3. Требование релевантности (от англ. relevant – "уместный, относящийся к делу") подразумевает ценность, значимость сведений для аудитории. Свойством релевантности в наибольшей мере обладают тексты, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории.

В семантическом плане выделяют четыре структурных компонента или четыре вида информации: дескриптивная (d), прескриптивная (р), валюативная (v) и нормативная (n).

Дескриптивная (descriptio – "описание") – информация, опирающаяся на факты. Описывает и представляет аудитории все богатство окружающего – принадлежащих миру событий, явлений, законов, процессов и человеческих отношений, характеров, судеб.

Прескриптивная (prescriptio – "предписание") – информация как представление о "желаемом будущем" (представление сведений, фактов, а тем более их осмысление, протекает в свете социального идеала).

Валюативная (лат. valere – иметь смысл, значение, значить) – информация как оценка происходящего события, наметившейся тенденции или выявившейся закономерности. Оценка может быть высказана прямо или содержаться в самом характере подачи материала.

Нормативная (лат. norma) – информация, дающая ответ на вопрос "что делать" в связи с определенно оцененными фактами жизни.

Когнитивная информация (от лат. cognitio – "познавание, узнавание, познание") – информация, которая распознается, извлекается, интерпретируется и перерабатывается когнитивной системой живых существ.

Эффективность поведения живых существ зависит от их способности различать (распознавать) объекты окружающей среды и происходящие в ней события. Для того чтобы выжить, они должны использовать извлекаемую из внешнего мира информацию и соответствующим образом ее перерабатывать. Они получают ее при помощи органов чувств, которые могут реагировать на температуру, свет, давление, электрический ток, силу тяжести и различные химические вещества. Живые существа способны распознавать множество входных сенсорных сигналов, причем только некоторые из изменений в чувствительных клетках подвергаются специальной обработке в их когнитивной системе (мозге), становятся воспринимаемыми, интерпретируются как информация о внешнем мире и, если речь идет о человеке, осознаются.

Процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор операций, выполняемых над входной информацией. Эта модель также допускает, что реакция на события является результатом серии таких этапов и операций (например, кодирование информации, восприятие, извлечение информации из памяти, формирование понятий, суждение и построение высказывания и т.п.).

Экспрессивная коммуникация – проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. В зависимости оттого, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессия может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации.

Русский язык располагает широким набором средств для реализации экспрессивной коммуникации, для репрезентации самых разных экспрессивных состояний и характеристик. Это стилистические, мотивационные, оценочные, эмотивные, образные и многие другие языковые и речевые средства, добавочные компоненты экспрессивности в составе значения слова и фразы (экспрессемы) или собственно выразительные слова и идиомы (экспрессивы). Но не вся информация может быть экспрессивной. Существуют определенные нормативные и функциональные ограничения к ее использованию: в зависимости от темы, от условий или от целевой установки общения повествование может строиться только с помощью нейтральных слов и выражений либо с преимущественным применением специальной или общенаучной терминологии, общепринятых клише, стандартизированных оборотов, как это происходит в строго научной и официально-деловой речи, особенно в их письменных формах и жанрах. В подобных текстах принято не употреблять экспрессивные слова и выражения. Определенные ограничения накладываются и на публичную речь – повествование, предназначенное для широкого, массового восприятия (устные и письменные формы средств массовой коммуникации, передачи телевидения, радио, публикации общенациональных и региональных газет и журналов, рекламные тексты и т.н.).

Влияние на содержание коммуникации сферы производства информации и сферы ее потребления. Коммуникативный процесс включает в себя последовательную перемену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Процесс обмена информацией начинается с ее формирования. Предаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкает единую цепь. В том случае, когда коммуникация осуществляется с помощью технических средств, обеспечивается кодирование и декодирование (шифрование и дешифрование) информации по различным каналам средств массовой коммуникации (с помощью соответствующей аппаратуры, идентичной на входе, и канала коммуникации).

Сфера производства информации влияет на выбор языкового кода. На выбор языкового кода также влияют тематика, жанр публикаций, тип радио – или телепередач. Выбор кода определяется реально функционирующими в прессе, радио и телевидении видами языков. Свой языковый код подбирается для людей соответствующего образовательного и культурного уровня.

По мнению В. П. Конецкой, коммуникации с помощью технических средств легче всего регистрируются и осуществляются посредством какого-либо носителя информации [61, с. 230].

Получатель информации должен уметь:

-быстро определить тематику информации по ключевым словам;

-правильно интерпретировать начало сообщения и, следовательно, предвосхищать его развертывание;

-восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы;

-правильно определить замысел высказывания (дискурса).

Эти умения соотносятся с системой кодирования – декодирования, обеспечивающей коммуникацию.

Речевое сообщение имеет структуру, включающую в себя вводную, основную части и заключение. Внутренняя структура речи отражает соотношение частей речи между собой, части и целого, динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка) и др.

При подготовке информации необходимо учитывать канал передачи информации и требования, предъявляемые к радио – и телепрограммам.

Радиопередачи строго разделены на три части: вступление должно длиться не более 30-35 секунд и иметь не более четырех различных сообщений; продолжительность основной части – 7-8 минут, должна содержать не более 10 новостей; в заключении обобщается не больше четырех основных новостей и по длительности оно соответствует вступлению или же может на 10-20% превышать его.

Лучше запоминается начало и конец любой информации, а трехкратное повторение дает максимальное запоминание.

Чтобы информацию запомнили, необходимо использовать краткие высказывания с простой грамматической структурой, прямым порядком слов, сокращать многословные и многоуровневые обороты, подчеркивание его смысловых значений при помощи пауз и интонации. Нецелесообразно использование в речи большого количества специальных терминов, которые усложняют понимание содержания. Если информация передается по радио – или телеканалу, необходимо обратить внимание на нормативное произношение, распределение смыслового ударения, интонацию, тональность, темп и ритм сообщения. Все эти нюансы передают оценочное отношение коммуникатора к информации, способствуют выразительности передаваемого сообщения. Значимость информации повышается при обращении к известным именам, авторитетам.

На формирование коммуникативных норм и правил передачи информации влияет специфика выбранного канала коммуникации. Дополнение вербальных коммуникативных средств изобразительными (фотографии, карикатуры, графики, схемы и т.п.) значительно усиливает воздействие информации на массовую аудиторию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.009 с.)