Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление уровнем запасов товара

Поиск

Уровень запаса товара - его объем, который фирма про­изводитель должна иметь для своевременного удовлетворе­ния запросов потребителей. Запасы требуют значительных капиталовложений и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих маркетинговую политику фирмы. Недооценка этого фактора приводит к тому, что фирме при­ходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предпо­лагалось. Изменение объемов запасов в значительной степе­ни зависит от превалирующего на данный момент времени отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса фирм настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, уве­личивают объем инвестиций в создание запасов. Однако колебания уровня запасов не вызываются одним лишь инве­стированием. Важными факторами выступают здесь качест­во принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.

Существуют три вида товарных запасов: сырьевые (в том числе комплектующие материалы и топливо); товары, нахо­дящиеся на стадии изготовления; готовая продукция. В зави­симости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории:

- технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую. В тех случаях, когда перемещение запасов занимает много време­ни, их объем будет велик. При длительных сроках реали­зации заказов, например при больших промежутках вре­мени между изготовлением товара и его прибытием в готовом виде на склад, общее количество запасов окажет­ся сравнительно большим. Точно также при больших временных интервалах между моментом вы хода то вара со склада и моментом его получения заказчиком будет на­капливаться значительное количество технологических запасов. К примеру, при среднем уровне спроса на дан­ный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его по­ставки заказчику, равном двум неделям, общий объем технологических запасов этого товара составит в среднем 400 изделий. Для оценки среднего количества технологи­ческих запасов используется следующая формула:

где Y -общий объем технологических запасов;

S - средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;

Т- среднее время транспортировки;

- текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров. Особен­ность большинства маркетинговых систем фирм за­ключается в том, что товары заказываются в количест­вах, избыточных по отношению к необходимым в дан­ный момент объемам. Для этого есть целый ряд причин: задержка с получением заказанных товаров в полном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности по­средников) хранить какое-то время те или иные товары на складе; скидки, предоставляемые заказчикам при продаже им товаров крупными партиями; налогообло­жение торговых сделок с минимальным размером пар­тий, делающее невыгодной отправку заказчику товаров в количествах меньше установленного размера, и неко­торые другие. При этом существуют определенные ограничения на размер товарных запасов. Ограничите­лем выступают издержки их хранения, поэтому возни­кает необходимость достижения баланс между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказы­вания, а с другой - хранения товаров. Этот баланс достигается путем выбора оптимального объема партий заказанных товаров или определением экономическо­го (оптимального) размера заказа, который вычисляет­ся по формуле

где EOQ (economic order quantity) - оптимальный размер за­каза;

А - затраты на производство; D - средний уровень спроса; G - удельные затраты на производство; r - затраты на хранение;

- резервные, или «буферные», запасы. Иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спро­са» (к этой категории запасов относятся также спекуля­тивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изме­нений спроса или предложения на ту или иную продук­цию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом). Такие запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предназначения сроков реализации заказов. Отсюда и следует необходимость в создании резервных запасов.

Система управления запасами преследует цель непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом товара. Эта цель достигается путем решения следующих задач: учета текущего уровня запасов на складах различных уров­ней; определения размера гарантийного (страхового) запаса; расчета размера запаса; определения интервала времени между запасами.

Перечислим основные системы управления запасами, решающие указанные выше задачи.

1. Система с фиксированным размером заказа.

Основополагающий параметр такой системы - размер заказа, который строго фиксирован и оптимален, при этом критерием оптимальности является минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. При этом необходимо учитывать влияние на этот критерий трех фак­торов: используемой площади складских помещений, издер­жек на хранение запасов, стоимости оформления заказа.

Оптимальный размер заказа по критерию минимизации затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывает­ся по известной формуле Вильсоне

где ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.;

А - затраты на поставку единицы заготовленного товара, руб.;

S - потребность в заказываемом товаре, шт.;

i - затраты на хранение единицы заказываемого товара, руб./шт.

Эта формула дает оптимальный размер заказа при усло­вии мгновенного пополнения запаса на складе. В том же случае, если это пополнение производится за некоторый промежуток времени, то ОРЗ рассчитывается по другой

где К - коэффициент, учитывающий скорость пополнения запаса на складе.

Параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа рассчитываются, если заданы такие ис­ходные данные: потребность в заказываемом товаре, шт., оп­тимальный размер заказа, шт.; время поставки, дни; возмож­ная задержка поставки, дни.

2. Система с фиксированным интервалом времени между заказами.

В этой системе заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстают друг от друга на рав­ные интервалы, например раз в месяц, один раз в неделю и т. д. Определить интервал времени между заказами можно с учетом оптимального размера заказа, как это делалось в системе с фиксированным размером заказа. Оптимальный размер заказа позволяет минимизировать совокупные за­траты на хранение запаса и повторение заказа, а также до­стичь наилучшего сочетания взаимодействующих факто­ров, таких как используемая площадь складских помеще­ний, издержки на хранение запасов и стоимость заказа. Расчет интервала времени между заказами проводится по формуле

,

где N - количество рабочих дней в году, дни;

ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.;

S - потребность в заказываемом товаре, шт.

Рассчитанный интервал времени между затратами не мо­жет рассматриваться как обязательный к применению, т. е. он корректируется на основе экспертных оценок, например, при полученном расчетном результате в четыре дня использовать интервал в пять дней, чтобы производить заказы один раз в неделю.

В рассматриваемой системе управления запасами момент заказа определен заранее и он не меняется ни при каких об­стоятельствах, поэтому постоянно пересчитываемым параметром является размер заказа, определяемый путем про­гнозирования уровня потребления до момента поступления заказа на склад организации. Расчет размера заказа в системе с фиксированным интервалом времени между заказами про­изводится по формуле

где РЗ - размер заказа, шт.;

МЖЗ - максимальный желаемый заказ, шт.;

ТЗ - текущий запас, шт.;

ОП - ожидаемое потребление за время поставки, шт.

Параметры системы управления запасами с фиксиро­ванным интервалом времени между заказами рассчитыва­ется, если даны такие исходные данные: потребность в за­казываемом товаре, шт.; интервал времени между заказами, дни; время поставки, дни; возможная задержка поставки, дни.

Обе рассмотренные системы управления запасами ба­зируются на фиксации одного из двух параметров - раз­мера заказа или интервала времени между заказами, что при условии отсутствия отклонений от запланированных показателей и равномерном потреблении запасов вполне приемлемо. Однако на практике встречаются более слож­ные ситуации. Так, при значительных колебаниях спроса рассмотренные системы управления запасами могут обес­печить бесперебойное снабжение потребителей без значи­тельного повышения объема запасов. При наличии систе­матических сбоев в поставке и потреблении система с фик­сированным размером заказа и система с фиксированным интервалом времени между заказами становится неэффективными. В таких ситуациях проектируются иные системы управления запасами, составленные из элементов двух вы [нерассмотренных систем управления запасами. Наиболее распространенными из них являются: система с установ­ленной периодичностью пополнения запасов до постоян­ного уровня; система «минимум-максимум».

3. Система с установленной периодичностью пополне­ния запасов до постоянного уровня.

Входной параметр такой системы управления запасами - период времени между заказами. Система ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Чтобы предотвратить завышение объема запасов, содержащихся на складе, или их дефицит, заказы производятся не только в установленные моменты времени, но и при достижении за­пасом порогового уровня. Такая система включает в себя элемент системы с фиксированным интервалом времени между заказами (установленную периодичность оформле­ния заказа) и элемент системы с фиксированным размером заказа (отслеживание торгового уровня запасов). Параметры системы рассчитываются, если задать такие исходные дан­ные: потребность в заказываемом товаре, шт.; интервал вре­мени между заказами, дни; время поставки, дни; возможная задержка поставки, дни. Для определения времени между за­казами (или периодичности пополнения запасов) использу­ется формула для «Y» в системе с фиксированным интерва­лом времени между заказами.

Постоянно рассчитываемым параметром является размер заказа. Как и в системе с фиксированным интервалом време­ни между заказами, его вычисление основано на прогнози­ровании уровня потребления до момента поступления на склад организации. Расчет размера заказа производится либо по формуле расчета «РЗ» для системы с фиксирован­ным интервалом времени между заказами, либо по формуле (в момент достижения порогового уровня)

где РЗ - размер заказа, шт.;

МЖЗ - максимальный желаемый запас, шт.;

ПУ - пороговый уровень запаса, шт.;

ОП -- ожидаемое потребление до момента поставки, шт.

Максимальный желательный запас представляет' собой тот постоянный уровень, пополнение до которого считает­ся целесообразным. Этот уровень запасов косвенно (через интервал времени между заказами) связан с наиболее ра­циональной загрузкой площадей сюита при учете возмож­ных сбоев в поставках и необходимости бесперебойного снабжения потребителя.

Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается исходя из зна­чения ожидаемого дневного потребления таким образом, что поступление заказа происходит в момент снижения теку­щего запаса до гарантийного уровня. Таким образом, отли­чительной особенностью системы является то, что заказы делятся на две категории: плановые, производимые через за­данные интервалы времени, и дополнительные, произ1юди-мые в том случае, если размеры запасов на складе доходят до порогового уровня. Очевидно, что необходимость дополни­тельных заказов может появиться только при отклонениях темпов потребления от запланированных.

4. Система «минимум - максимум».

Эта система управления запасами ориентирована на си­туацию, при которой затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримыми с потерями от дефицита запасов, поэтому в подобной системе заказы производятся не каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на скла­де в этот момент оказались равными или меньше установ­ленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополняла запасы до максимального желательного уровня. Таким образом, такая система управления запасами работает лишь с двумя уровнями запасов – минимальными и максимальными. Параметры системы рассчитываются, если заданы такие исходные данные: потребность в заказываемом товаре, шт.; интервал времени между заказами, дни; время поставки, дни; возможная задержка поставки, дни.

В этой системе гарантийный запас позволяет обеспечивать потребителя в случае предлагаемой задержки поставки и используется для расчета порогового уровня запаса, который играет роль «минимального» уровня. Если в установленный момент времени этот уровень найден, т.е. наличный запас равен пороговому уровню или достигает его, то заказ оформляется. В противном случае заказ не выдается и отслеживание порогового уровня, а также выдача заказа будут произведены только через заданный интервал времени.

Максимальный желательный запас в системе «мини­мум-максимум» играет ту же роль, что и в системе с уста­новленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.

3.4. Транспортировка товаров

Транспортировка товара - это обеспечение товародви­жения от места производства товара к месту его продажи и использования. От выбора перевозчика товара зависит уро­вень цен, своевременность доставки и состояние товаров в момент прибытия их к месту назначения.

Практика выработала ряд рекомендаций по предпочти­тельному использованию разных видов транспорта для транспортировки различных грузов:

железнодорожный транспорт. Эффективен с точки зре­ния таких показателей, как скорость поставки, стабиль­ность графика поставок, гибкость обработки грузов, и среднеэффективен по таким показателям, как стоимость на километр, частота поставок. Исходя из этого железнодорожный транспорт наиболее рентабелен для перевозки на дальние расстояния вагонных партий гру­зов навалом — угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции, химикатов. На железной дороге со­здано оборудование для эффективной грузообработки отдельных категорий товаров. Существуют платформы для перевозки автомобилей, могут предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгружен­ных товаров в другой пункт назначения прямо на марш­руте и обработка товаров в ходе перевозок;

водный транспорт. Эффективен с точки зрения таких по­казателей, как стоимость на километр, гибкость обработ­ки грузов, и неэффективен по показателям скорость по­ставок, частота поставок, стабильность графика поста­вок. Исходя из этого водный транспорт рентабелен для перевозки судами и баржами в прибрежных водах и по внутренним водным путям громоздких и скоропортя­щихся товаров невысокой стоимости, например камен­ного угля, зерна, нефти, металлических руд и др.;

автомобильный транспорт. Грузовой автотранспорт по­стоянно увеличивает свою долю в перевозках, а в горо­дах он осуществляет основную массу грузовых перево­зок. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителей от лишних перевозок. Автотранспорт эффективен с точки зрения таких пока­зателей, как скорость поставки, частота поставок, ста­бильность графика поставок, и среднеэффективен по показателю гибкость обработки груза, а неэффективен по показателю стоимость на километр. Примеры грузов, перевозимых автотранспортом: одежда, книги, свежие фрукты, скот и др.;

трубопроводный транспорт. Трубопроводы — средство транспортировки нефти, природного газа, угольной пульпы и других продуктов от мест их добычи к рын­кам. Этот вид транспорта эффективен с точки зрения таких показателей, как частота поставок, стабильность графика поставок, среднеэффективен по показателю стоимость на километр и неэффективен по показате­лям скорость поставки и гибкость обработки груза. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но отно­сительно дороже, чем по воде. Большинство трубопро­водов используются их владельцами для транспорти­ровки собственных продуктов. Этот вид транспорта, наряду с воздушным, наиболее современный;

воздушный транспорт. Приобретает всю большую значи­мость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных, транспор­тировка грузов по воздуху предпочтительна в таких случа­ях, когда важна скорость доставки или когда необходимо достичь отдаленных рынков. Воздушный транспорт эф­фективен с точки зрения такого показателя, как скорость поставки, среднеэффективен по показателям частота и стабильность графика поставок, неэффективен по стои­мости на километр и гибкости обработки груза. Исполь­зование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, снизить издержки на упаковку.

В основу выбора того или иного транспортного средст­ва кладется комплекс показателей, таких как стоимость на километр, скорость поставки, частота поставок, стабиль­ность графика поставок, гибкость обработки груза. Так, если отправителя интересует скорость доставки, то он вы­бирает между воздушным и автомобильным транспортом, если его цель — минимизировать издержки доставки гру­за, то выбор делается между водным и трубопроводным транспортом.

Современная транспортировка грузов предполагает контейнерные перевозки, когда грузы размещают в контей­нерах, что значительно облегчает и удешевляет их последовательную транспортировку с помощью нескольких видов транспорта. Контейнеры легко перегрузить с одного вида транспорта на другой, а смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю груза определенную выгоду. С течением времени издержки разных видов транспорт а ме­няются, а это требует от фирм-отправителей грузов пере смотра схем транспортировки.

Товародвижение — процесс, в котором общий успех в значительной степени определяется координацией его эле­ментов, а именно: обработки заказов, складирования това­ров, управления его запасами, транспортировки. На фирмах создаются постоянно действующие отделы, куда входят ме­неджеры, ответственные за различные аспекты деятельности по организации товародвижения. Цель подобных отделов - разработка основных установок по повышению эффектив­ности товародвижения в целом.

Послепродажное обслуживание

 

Послепродажное обслуживание (послепродажный сер­вис) — совокупность услуг, оказываемых потребителям по­сле приобретения ими товара: монтаж, наладка, поставка за­пасных деталей, различные виды ремонта и т. д. Это одно из конкурентных преимуществ любой фирмы-производителя товаров, особенно технически сложных или товаров произ­водственного назначения.

Послепродажное обслуживание делится на гарантийное и послегарантийное. Первое осуществляется бесплатно. В гарантийный период производитель берет на себя все работы, от которых зависит длительная, безотказная эксплуа­тация потребителем товара, например консультацию по строительным вопросам, организацию шеф-монтажа и пусконаладочных работ. Производитель обучает персонал поку­пателя, контролирует правильность эксплуатации, работни­ки гарантийного послепродажного обслуживания без специ­ального вызова осматривают проданную технику и проводят необходимые профилактические работы, заменяют сломавшиеся части. Второе - проводится за плату, а его объем и цена определяются условием контроля на данный вид обслу­живания, прейскурантами и иными документами.

В принципе возможны следующие варианты послепродажного обслуживания:

· исключительно персоналом производителя. Этот вари­ант рекомендуется для

технически сложных товаров, ког­да покупателей немного, а объем послепродажного об­служивания велик и требует высококвалифицированных специалистов;

· персоналом филиалов предприятия-производителя. Ре­комендуется на этапе

достаточного широкого распро­странения товара, когда число покупателей значительно увеличилось;

· консорциумом производителей отдельных видов обору­дования, а также узлов и

деталей. Этот вариант послепро­дажного обслуживания рекомендуется для достаточно сложной техники, например морских судов, тяжелых транспортных и пассажирских самолетов, электростан­ций. При этом генеральному поставщику не надо тратить средства на подготовку своего персонала по множеству специальностей, а специализация участников консорци­ума позволяет улучшить качество обслуживания потре­бителей;

· независимой специализированной фирмой. Такой ва­риант послепродажного

обслуживания особенно выго­ден для товаров индивидуального потребления и мас­сового спроса. При этом с изготовителя (поставщика) полностью снимаются все заботы о проведении по­слепродажного обслуживания, однако при этом требу­ются значительные отчисления в пользу посредника;

· посредниками (агентские фирмы, дилеры), несущими полную ответственность за

качество и удовлетворение претензий по послепродажному обслуживанию. Это ти­пичный вариант для послепродажного обслуживания автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники. Посредник, как правило, хо­рошо знает своих покупателей и условия эксплуатации техники, квалификацию эксплуатационника, особенно­сти рем иона, в который приобретена техника;

· персоналом предприятия-покупателя, которому пору­чается техническое

обслуживание товара. Как правило, это разного рода осмотры, ремонты, проверки в необхо­димых сочетаниях, определяемых временем, прошед­шим с начала эксплуатации товара и/или его последую­щего технического обслуживания, а все иные работы по послепродажному обслуживанию выполняются по ка­кому-либо вышеперечисленному варианту. Обычно к такому варианту послепродажного обслуживания при­бегают тогда, когда технически сложный товар приобре­тает предприятие, само являющееся производителем сложного промышленного оборудования. Оно, как пра­вило, располагает высококвалифицированными кадра­ми рабочих и инженерно-технического персонала, спо­собными после обучения у поставщика или на месте экс­плуатации техники вести все необходимые работы по техническому обслуживанию.

Качество послепродажного обслуживания - путь к коммерческому успеху фирмы. Мировая практика выра­ботала определенные правила организации эффективного послепродажного обслуживания, суть которых в том, что оно должно быть обещано покупателю, т. е. информация о послепродажном обслуживании, оказываемом фирмой, должна быть доведена до покупателей.

Гарантии послепродажного обслуживания и его качест­во должны превышать ожидания покупателей - в этом слу­чае они вызывают положительные эмоции у покупателя и стремление продолжать контакт с производителем данного товара. Поскольку службе послепродажного обслуживания следует иметь ясное представление о качестве работы, которое от нее ожидают, то должны быть разработаны стандарты обслуживания, т.е. правила работы сотрудников комплекса послепродажного обслуживания, обязательные для исполнения. При этом каждый стандарт начинается с перечисления того, что именно желает потребитель, затем сле­дует описание задания, которое надо выполнить, чтобы удовлетворить требования потребителя, указывается метод выполнения задания. Качество работы оценивается путем сравнения требований стандарта с фактическим положен и ем дел. Такой анализ проводится регулярно и результаты его обсуждаются с сотрудником, работа которого проверя­лась. Задача обсуждения - выработать и принять соответст­вующие меры, предупреждающие дальнейшие ошибки, вы­зывающие неудовлетворенность потребителя.

Объективное отражение качества работ послепродажно­го обслуживания - удовлетворенность клиента. Именно этим обусловлена необходимость систематического опроса клиентов путем, например, анкетирования или по телефону.

Послепродажное обслуживание - обратная связь про­изводителя товара с его потребителями, позволяющая по­лучать от них достоверную информацию о достоинствах и недостатках приобретаемых товаров, направлениях его со­вершенствования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.58 (0.014 с.)