Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы становления и развития логикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Со времен Аристотеля и до наших дней логика насчитывает немало этапов своего становления и развития. Представим схематически лишь ключевые этапы становления и развития логики. Логика Традиционная Современная (симв., мат.)
Сфера общей практической логики Сфера теоретической логики
Как показывает схема, в становлении и развитии логики следует выделить два основных этапа: этап традиционной логики и этап современной (математической, символической) логики. Хронологически этап традиционной логики выделяется в интервале с IV века д. н. э до появления первых работ по математической логике Дж. Булля: «Математический анализ логики» (1847), «Логическое исчисление» (1848), «Исследование законов мышления» (1854). Соответственно, этап современной логики начинается с указанных работ Дж. Булля, продолжается в наши дни и будет развёртываться в дальнейшем. Методологически эти этапы отличаются тем, что логические теории на традиционном этапе формулируются средствами естественного языка с использованием небольшого числа переменных в процессе формализации умозаключений, в то время как логические теории на современном этапе формулируются с использованием средств точного символического языка (формализованного языка) и в завершённом виде представляются в форме исчислений, которые рассматриваются как модели точных рассуждений. Внутри этих этапов мы выделяем следующие ключевые подэтапы становления и развития логики. В традиционной логике вслед за силлогистикой Аристотеля важным этапом является логика стоиков. В отличие от силлогистики Аристотеля, в ней впервые рассмотрены умозаключения, посылками которых являются сложные суждения и описаны свойства таких логических терминов, как «и», «или», «если… то…», «неверно, что…» («не»…). Это позволяет характеризовать логику стоиков как идейную основу логики высказываний – базового раздела современной (математической, символической) логики. Далее важно выделить логику Пор-Рояля как важный этап становления общей практической логики. Данный этап связан с опубликованием в монастыре Пор-Рояль (недалеко от Парижа) книги под названием «Логика, или Искусство мыслить» (1662 г.), авторами которой являются теологи-картезианцы А. Арно и П. Николь. В этой книге логика впервые структурируется как учение о понятии, суждении, умозаключении, доказательстве и опровержении и в силу этого является прообразом структуры учебников и учебных пособий по современной практической общей логике. В качестве завершающего подэтапа традиционной логики мы рассматриваем индуктивную логику Ф. Бэкона и Дж. Ст. Милля. Как известно, Ф. Бэкон в своём сочинении «Новый органон» подверг критике дедуктивную логику, указав на ограниченность дедукции как метода познания. В частности, он отметил, что дедукция не может быть логикой открытия. Эту функцию могут выполнять лишь индуктивные умозаключения, которые являются способом получения нового знания в естествознании. Более детально подход Ф. Бэкона был разработан в сочинениях Дж. Ст. Милля при описании методов установления причинных связей между явлениями, а сам этот подход в истории логики получил название «бэконо-миллевская индукция». В современной логике принято различать классические и неклассические логики. К классическим логикам относят системы двузначной логики высказываний, идейно восходящей к логике стоиков, логику предикатов первого и более высоких порядков, в которых выполняется принцип исключённого третьего, правило снятия двойного отрицания, правило сведения к абсурду. Соответственно, к неклассическим логикам в современной логике относят модальную, многозначную, паранепротиворечивую логики, логику квантовой механики, неклассические теории логического следования, а также двузначную логику, в которой не является законом принцип исключённого третьего, принцип снятия двойного отрицания, доказательство теорем существования методом рассуждения от противного (интуиционистская логика). Так как неклассические логики, а также логика предикатов разных порядков относятся к разряду теоретических логик, то мы в общей практической логике их не анализируем. В настоящей книге мы также не описываем различные виды правдоподобных умозаключений, укорененных в методологию открытий Ф. Бэкона и его последователей, а лишь кратко излагаем теорию простой традиционной силлогистики, основные принципы и законы общей практической логики, а также основы логики высказываний, построенной на семантическом уровне, что соответствует нашему плану изложения лишь базисной части общей практической логики. При этом как в силлогистике, так и в логике суждений (высказываний) мы выделяем правдоподобные умозаключения, сопряженные с дедуктивными умозаключениями. В заключение отметим следующие обстоятельства. В настоящее время в России осуществляется реформа высшего профессионального образования в соответствии с Болонской конвенцией. Эта реформа предполагает существенное увеличение часов на самостоятельное изучение студентами дисциплин, преподаваемых в вузах России, и сокращение часов аудиторных занятий, в том числе и лекционных. Причем особую методическую роль приобретает вводная лекция по преподаваемой дисциплине. В ней преподаватель обязан изложить ключевые моменты организации самостоятельной работы студента по изучению учебников, учебных пособий и дополнительной литературы по изучаемой дисциплине. В настоящей книге эта роль отводится теме «Предмет и значение логики». Эта тема изложена в виде пропедевтики ко всему учебному курсу общей практической логики.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.007 с.) |