Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и значение логики в работе специалиста гуманитарного профиляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы придерживаемся широкого понимания понятия «специалист гуманитарного профиля». В это понятие мы включаем и традиционные профессиональные категории специалистов-гуманитариев, то есть историков, философов, филологов и юристов, и новые профессиональные категории: специалистов по связям с общественностью, журналистов, экономистов, финансистов, специалистов в области рекламы, госуправления, сервиса и туризма. Известно, что профессиональная деятельность данной категории специалистов связана как с решением практических задач, требующих логического анализа производственных ситуаций, так и с участием их в различного рода производственных спорах и дискуссиях. Понятно, что успех данной категории специалистов в указанных видах деятельности непосредственно зависит от понимания ими законов и правил построения убедительных рассуждений и приобретения ими практических навыков анализа рассуждений на этой основе. Следует отметить, что все люди, независимо от того, изучали они логику или нет, не гарантированы от ошибок в рассуждениях. Однако это не должно быть основанием для скептического отношения к необходимости изучать логику. Дело заключается в том, что каждый человек до всякого процесса логического рассуждения изначально интуитивно настроен на принятие либо отклонение определенных положений (тезисов) в силу ряда внутренних психологических факторов: некоторых определённых установок подсознания – архетипов, говоря словами К. Юнга (1875 – 1961), сформировавшихся на основе раннего жизненного опыта, идеологических установок и различного рода ценностей, приобретенных позже, а также – в конечном счете – от темперамента и уровня общего интеллектуального развития личности. Весь этот субъективный психологический фон a priori, до всякого логического анализа рассуждения, настраивает личность на принятие либо отбрасывание определённых тезисов в форме утверждения либо отрицания чего-либо. Тем не менее следует констатировать, что имеется принципиальная разница между человеком, который изучал логику и который никогда её не изучал. Первый может допустить ошибку в рассуждении, но, актуализировав в сознании свои логические знания, найдет эту ошибку и, имея в качестве ориентира исследования истину, исправит свое рассуждение, сделает его адекватным. Второй же, допустив ошибку в рассуждении, не в состоянии этого сделать, даже имея настрой на поиск истины. Все ошибки в рассуждениях в логике и теории аргументации делятся на паралогизмы и софизмы. Паралогизм – непреднамеренная логическая ошибка рассуждающего, связанная с нарушением законов и правил логики и возникающая вследствие низкого уровня его интеллектуального развития. В рассуждениях чаще всего она проявляется в виде принятия некоторого утверждения и его отрицания в случае, если промежуток между ними заполнен какими-то другими мыслями. Способ недопущения данной ошибки – самостоятельное осмысление материала учебника по логике, что формирует установку «бдительности» по отношению к демонстрации рассуждения. Более тонкой и трудноуловимой ошибкой рассуждения является софизм. Софизм (от греч. σοφ i α – мудрость) – это специально сконструированная и замаскированная под правильное рассуждение преднамеренная логическая ошибка человека, цель которой – убедить других людей в правильности своей точки зрения путём придания ей иллюзорной истинности и тем самым извлечь из беседы с другими людьми некоторые практические выгоды для себя. Из разъяснения смысла термина «софизм» следует, что софистические рассуждения являются разновидностью интеллектуального мошенничества и должны подлежать санкции морального осуждения. Понятно, что софизмы не должны иметь места в научном познании, целью которого является поиск объективной истины. Как известно, основоположником софистики является древнегреческий философ Протагор (V век до н. э.), который в поисках абсолютных истин для руководства в жизни впервые обнаружил для себя, что свойство суждения быть «истинным» либо «ложным» существенно зависит от гибкости человеческого мышления. Видимо, отсюда проистекает кредо философии Протагора: «Человек есть мера всех вещей». В истории логики и философии сохранился следующий софизм Протагора (или софизм Эватла). Когда Протагор проводил платные занятия по софистике, в помещение вошёл юноша Эватл. Он сказал Протагору, что хотел бы овладеть искусством софистики, но не имеет денег для того, чтобы заплатить ему за обучение. В ответ Протагор разрешил Эватлу посещать его занятия при условии заплатить ему за обучение из своего первого гонорара, который он получит, как только выиграет дело в судебном процессе. Эватл согласился. Однако прошло много времени после окончания обучения, а Эватл деньги всё ещё не приносил. Протагор разыскал Эватла и сказал ему, что он обратится в суд, а суд может вынести только два решения: первое – чтобы Эватл не платил ему, второе – чтобы он заплатил ему за обучение. Но в первом случае это означает, что Эватл выиграл свой первый судебный процесс и должен заплатить Протагору по их договору, а во втором случае Эватл должен заплатить Протагору по решению суда, что в конечном счете означает, что Эватл должен заплатить Протагору во всех случаях. Полагая, что он загнал Эватла в интеллектуальный тупик, из которого нет иного выхода, как заплатить, Протагор очень удивился, когда в ответ Эватл сказал, что если суд вынесет решение, чтобы он заплатил Протагору за обучение, то это означает, что он проиграл свой первый судебный процесс и не должен платить Протагору по их договору, а если суд вынесет решение, чтобы он не платил за обучение, то он не заплатит Протагору по решению суда; получалось, что Эватл не должен платить Протагору во всех случаях. Изучающему общую логику предлагается вернуться к анализу этого софизма в конце изучения курса общей логики и найти в этих софистических рассуждениях Протагора и Эватла замаскированные логические ошибки. Формированию способности быстрой и правильной аргументации помогает решение разного рода логических задач. Например, такой: встретились три друга Белов, Рыжов и Чернов. «Примечательно, что фамилия каждого из нас не соответствует цвету волос, которые мы носим», – сказал черноволосый. «Ты прав», – подтвердил Белов. Какого цвета волосы были у друзей? Данная способность специалиста с гуманитарным образованием всегда будет востребованной в различного рода производственных спорах и дискуссиях. В этой связи будущему специалисту с гуманитарным образованием необходимо внимательно прочитать и осмыслить книгу С. И. Поварнина (1870 – 1952) «Спор. О теории и практике спора». Третье издание. М.: Наука, 2009. Эта книга является удачным учебным пособием по эристике, т. е. учению о споре. Согласно Аристотелю, эристика – это борьба в споре нечестными средствами. Эристика родственна софистике. Традиционно она представляет собой аргументацию, приводимую лишь в целях убеждения и победы в споре, и не ставит перед собой задачу поиска объективной истины. (27, с. 805). В том же духе понимает и развивает эристику А. Шопенгауэр (1788 – 1860), определяя её как искусство спора, или духовного фехтования, с целью остаться правым в споре (Там же, с. 805). На фоне сказанного книга С.И. Поварнина имеет ряд неоспоримых достоинств. С.И. Поварнин сознательно вводит в свою книгу разделы о доказательствах и различных видах споров, делит уловки (приёмы спора) на позволительные и непозволительные, описывает большое количество логических ошибок в рассуждениях, меры по борьбе с софизмами и уловками. Все это делает книгу Поварнина эффективным вспомогательным средством общей практической логики в области гуманитарного познания. Наконец, следует отметить, что изучение курса общей практической логики является благотворным фактором личностного становления будущего специалиста с гуманитарным образованием, так как оно дает возможность человеку сознательно, на дискурсивном уровне выбрать и обосновать принципы своего поведения на пути к поставленной цели и на этом основании максимально мобилизовать свою волю при решении поставленных жизнью задач в различных сферах своей деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.009 с.) |