Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умозаключения с условными и разделительными посылкамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Проверить правильность заключения 1. Если человек не может прогрессировать и приближаться к совершенству, то он – животное, или божество; но человек – ни то, ни другое; следовательно, каждый человек способен к такому прогрессированию. 2. Кто старается развивать свой ум, для того награды за успехи в учении излишни; а на людей ленивых и относящихся безразлично к умственному развитию награды не оказывают никакого действия; поэтому награды или излишни, или недействительны. 3. Мы можем быть счастливы только или отрешившись от своих страстей, или борясь с ними. Если мы отрешаемся от них, то это состояние несчастное, так как оно унижает человека, и мы никогда не можем быть им довольны. Если мы боремся с ними, то это тоже положение несчастное, так как нет ничего тяжелее той внутренней борьбы, которую нам постоянно приходится вести с самими собой. Следовательно, мы никогда не можем быть истинно счастливыми. 4. Если наша душа погибает вместе с телом, то в таком случае, не обладая чувствами, мы не будем страдать после смерти; если же душа переживает тело, то она должна быть более счастлива, чем когда она была в теле. Следовательно, смерти бояться не надо. 5. Если бы все люди были способны к достижению совершенства, то некоторые достигли бы его; но так как ни один из них не достиг совершенства, то, значит, никто не способен к достижению его. 6. Доказательство Лейбница, что существующий мир есть лучший, какой только мог быть, таково: «Если бы действительно существующий мир не был лучшим из всех возможных миров, то значит лучшего Бог или не мог себе представить, или не мог сотворить и сохранять, или не хотел сотворить и сохранить; но (ввиду божественной мудрости, всемогущества и благости) неверно ни первое, ни второе, ни третье; поэтому существующий мир есть лучший из всех возможных миров». 7. Поэзия есть либо правда, либо ложь; если она ложь, то она вводит в заблуждение, а если она есть правда, то она – не что иное, как переряженная история, и ее можно уличить в самозванстве, так как она старается прослыть не тем, что она есть. Следовательно, некоторые философы поступали мудро, изгоняя поэзию из идеального государства. II. Записать в виде дилеммы: 1. «Действительно, великое и высокопарное хвастовство догматиков должно быть с корнем уничтожено, если не обретается никакого мерила для истинного существования вещей; или, наоборот, скептики будут уличены в легковесности и в посягательстве на то, в чем, все уверены, если что-нибудь окажется в состоянии открыть нам дорогу для постижения истины» (Секст Эмпирик). 2. Уехать? Куда? В Америку? Но ведь не так-то легко добиться славы на чужбине, не имея ни достаточных средств, ни достаточной подготовки. Уехать с ним? Но он будет обузой для нее, да и не на что ему ехать.
III. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу; б) по отрицающему модусу. Постройте их схему в символической записи. 1. Не наловишь рыбы – не сваришь уху. 2. Проголодаешься, так хлеба достать догадаешься. 3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник (А. И. Крылов).
IV. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. V. Опираясь на схему модуса, определите: следует ли с необходимостью заключение из посылок 1. Эта гроза даром не пройдет. Либо уже убьет кого-нибудь, либо дом сгорит (Н. А. Островский). 2. Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (А. П. Чехов). 3. Потеряв меня, сударь, она либо умрет от печали, либо умрет с голоду (М. Ю. Лермонтов).
Алгоритм решения каждое простое суждение обозначить переменной; с помощью логических союзов соединить простые суждения и сложные; записать модус умозаключения; определить вид умозаключения; проверить, является ли данный модус правильным для данного умозаключения. Пример 1
Проверить правильность заключения: Если согласиться с учением Пэли, то тот, кто не имеет представления о будущем, не имеет средств отличить добродетели от порока; тот, кто не может отличить добродетели от порока, не может совершить греха; следовательно, если согласиться с учением Пэли, то тот, кто не имеет представления о будущем, не может совершить греха. А – «тот, кто не имеет представления о будущем»; В – «тот, кто не имеет средств отличить добродетели от порока»; С – «тот, кто не может совершить греха». соединим простые суждения в сложные с помощью импликации: А В; В С; А С; Модус: А В В С А С это чисто условное умозаключение, правильный модус; заключение следует из посылок.
Пример 2 Сделать все возможные заключения, используя условную посылку, построить схему вывода, указать, какие выводы будут состоятельны: Если душа неразрушима, то она и нерождаема. 1. Если душа неразрушима, то она и нерождаема. АВ Душа неразрушима. А Она нерождаема. В 2. Если душа неразрушима, то она и нерождаема. АВ Душа рождается. – ______________ В Она разрушима
А 3. Если душа неразрушима, то она и нерождаема. АВ Душа разрушается. —— А
Душа рождается. —— В 4. Если душа неразрушима, то она и нерождаема. АВ Душа нерождаема. В _________________ _____ Она неразрушима А
Постольку условная посылка является суждением эквивалентности, то правильными будут все четыре модуса.
Пример 3
Тит Ливий выражает дилеммой то затруднение, в какое был поставлен римский сенат, когда Тарквинии просили его возвратить им их богатства: «Если им не возвратить их, то этим мы дадим им предлог начать войну; если же возвратить, то это значит дать им в руки оружие и средства для нападения». Запишем в виде конструктивной дилеммы и сделаем заключение: А – «мы не возвратим богатства»; В – «мы возвратим богатства»; С – «мы дадим им предлог начать войну»; Д – «мы дадим им в руки оружие и средства для нападения». Схема рассуждения: А С В Д А V С C V Д Заключение: либо мы дадим им предлог начать войну, либо мы дадим им в руки оружие и средства для нападения. Тема 5. Индуктивные умозаключения
1. Какие виды неполной индукции используются в следующих примерах а) Демокрит выдвинул гипотезу об атомистическом строении вещества. Кант обосновал космогонистическую гипотезу о происхождении планет. Лейбниц является основоположником дифференциального и интегрального исчисления. Демокрит, Декарт, Кант, Лейбниц – философы. Следовательно, некоторые философы внесли значительный вклад в развитие естествознания. б) В 1581 г. Ермак начал освоение Сибири. В 1639 г. Иван Москвитин достиг Охотского моря. В 1648 г. Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан… Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в XVI–XVII вв. прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы. в) Много снегу – много хлеба; много воды – много травы. г) Собака, при удалении у нее мозжечка, потеряла способность координировать свои движения. Значит, в этой части мозжечка сосредоточены нервные центры, являющиеся причиной нормальной координации движений животного. е) Для того чтобы узнать вкусовые качества и состав слоеного торта, необходимо вырезать кусок торта так, чтобы все слои попали на пробу, причем в соответствующей пропорции.
2. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях, запишите их в виде схем а) «Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития». б) «Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Р. Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы». в) «Исследуя условные рефлексы, академик И. П. Павлов установил следующее: если удалить у собаки затылочную долю мозга, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образования зрительного рефлекса». г) «Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения». д) «Зная, что каждый химический элемент имеет особый отличающий его спектр, ученый Бунзен в 1860 г. открыл два новых щелочных металла: цезий и рубидий. Он исследовал щелочи, оставшиеся после испарения значительного количества минеральной воды из источника Дюргейм. Изучая спектроскопом пламя, которое давали эти соли из смеси солей, он нашел какие-то светлые линии, которые он никогда не наблюдал прежде и которые, как он знал, не давали ни поташ, ни сода. Тогда он принялся анализировать смесь и, наконец, выделил из нее два новых щелочных вещества».
3. Определить ошибки в следующих рассуждениях: а) Сэр Томас Мор… был послан в Кэнт с поручением исследовать причину засорения гавани в Сэндянге. Когда к нему пришли местные жители, то среди них оказался один старик, долго живший в этой местности. …Мор спросил его о причине появления песков. «Действительно, сэр, – ответил старик, – я старый человек; я думаю, Тендерденская колокольня – причина песков. Потому что я стар и помню постройку Тентерденской колокольни; помню и то время, когда колокольни здесь не было совсем. До постройки колокольни никто не говорил о каких-нибудь песках, которые заносили бы гавань, и поэтому мне кажется, что колокольня является причиной ухудшения и засорения гавани песком». б) Н. не выполнил своего обещания, значит, он вообще необязательный человек. в) Каждый съеденный огурец приближает нас к смерти. Аргументы: практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы; 99 % всех людей, умерших от рака, ели огурцы; 99,7 % всех лиц, ставших жертвами автомобильных катастроф, употребляли огурцы в пищу в течение двух недель, предшествующих фатальному несчастному случаю. г) Некий школьник предложил гипотезу: он утверждал, что органы слуха у пауков находятся в ногах… Положив паука на стол, он крикнул: «Бегом!» Паук побежал… Затем школьник оторвал пауку ноги и, снова положив его на стол, скомандовал: «Бегом!». На сей раз паук остался неподвижен. «Вот видите, – заявил торжествующе мальчик, – стоило пауку оторвать ноги, как он сразу оглох».
При выполнении указанных заданий необходимо помнить, что неполная индукция может быть энумеративной (через простое перечисление) или элиминативной (через отбор фактов). Последняя делится на научную и статистическую. Для обнаружения причинной связи и повышения степени вероятности заключения логика выделяет так называемые методы Дж. Милля. Наиболее типичные ошибки в индивидуальных умозаключениях: 1. Обобщение без достаточного основания – обобщение проводится по случайным, нетипичным или неоднородным признакам исследуемых явлений. 2. «После этого, значит, по причине этого» – смешение причинно-следственной связи и временной последовательности. 3. Поспешное обобщение – первые положительные результаты обобщаются без дальнейшего исследования или проверки.
Пример
Задача 1 пункт г)[см. стр. 30]. В данном случае мы имеем элиминативную индукцию, где рассуждение может быть построено по схеме метода различий: Если у собаки удалить мозжечок, то собака теряет способность координировать движения. Если у собаки не удалять мозжечок, то она не теряет этой способности.
В этой части мозжечка сосредоточены нервные центры, являющиеся причиной нормальной координации движения животного. Литература Основная: 1. Гетманова А. Д. Логика. М., 2004. Гл. 5: Умозаключение. С. 123–174. 2. Иванов Е. И. Логика. М., 2001. Разд. 3: Умозаключение. С. 374–389. Дополнительная: 3. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фомина Н. И. Упражнения по логике: Учеб. пособие. М., 2005. Гл. 3: Дедуктивные умозаключения (выводы из простых суждений). С. 48–68; Гл. 4: Дедуктивные умозаключения (выводы из сложных суждений). С. 68–94; Гл. 5: Индуктивные умозаключения. С. 94–108. Доступность литературы: № 1, 2 – в библиотеке Гуманитарного университета; № 3 – в СОУНБ им. Белинского. Модуль 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.013 с.) |