Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебные материалы и методические разработкиСтр 1 из 7Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Екатеринбург 2011
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению 031300 «Журналистика». Дисциплина относится к базовой частипрофессиональногоцикла рабочего учебного плана.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ 1. Требования к уровню подготовки студентов Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями: ü свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного-национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17); ü понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4); ü понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21).
2. Требования к результатам освоения дисциплины В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции: Ø культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); Ø знание особенностей массовой информации, задач, методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25); Ø умение собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40). В результате освоения компетенций студенты: ü знают основные логические формы, правила дедуктивного и индуктивного вывода традиционной формальной логики; ü умеют анализировать логическую структуру текста, находить логические ошибки, делать логические выводы; ü владеют практическими навыками построения дедуктивного и индуктивного доказательства и опровержения.
3. Технологии обучения В ходе освоения дисциплины используются тренинги навыков логического мышления; дискуссии, работа в малых группах. Учебные материалы и методические разработки Учебные материалы и методические разработки для реализации активных форм обучения: сценарии дискуссий, задания для тренингов логического мышления и работы в малых группах. II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ПО МОДУЛЯМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Учебно-тематический план занятий (очная форма обучения)
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
IV. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ
ДИСЦИПЛИНАМИ
V. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Задачи: В ходе занятий студенты: ü сформируют представление о природе логического мышления, логической структуре рассуждения, взаимосвязи логического мышления, языка и социальной коммуникации; ü приобретут знания правил определения, деления, ограничения и обобщения понятий; непосредственного преобразования простых суждений, табличного определения логического значения сложных суждений, правила дедуктивного и индуктивного вывода, теорию доказательства и опровержения; ü освоят методы выявления логических ошибок в рассуждениях; ü приобретут опыт построения правильных умозаключений, доказательства и опровержения тезисов, анализа логической структуры рассуждения и текста. МОДУЛЬ 2 Понятие Основные понятия: Содержание и объем понятия. Определение понятия. Деление понятия Классификация и типология. Виды понятий по содержанию и объему. Отношение между объемами понятий. Обобщение и ограничение понятий. Задания: I. Дать логическую характеристику понятиям (определить вид по содержанию и объему): Академик, черный кролик, тишина, вечный двигатель, красота, Л. Н. Толстой. Например: Академик – общее, нерегистрирующее, разделительное, конкретное, положительное, безотносительное.
II. Проверить правильность определения: 1. Логика есть искусство рассуждения. 2. Жидкость есть то, что может течь. 3. Человек есть млекопитающее, обладающее способностью членораздельной речи.
4. Человек есть животное, обладающее мягкой мочкой уха. 5. История – наука, изучающая развитие общества. Например: В определении «Логика есть искусство рассуждения» допущена ошибка – «несоразмерность определения».
III. Проверить правильность деления: 1. Люди делятся на дающих и берущих в займы. 2. Науки – на естественные, общественные, этику, логику и метафизику. 3. Город делится на улицы, площади, скверы. 4. Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной. 5. Палеозойская эра Земли делится на кембрий, силур, девон. Например: В делении «Люди делятся на дающих и берущих в займы» допущена ошибка – «члены деления не исключают друг друга».
IV. Чем отличается объем понятия «человек» в следующих суждениях: 1. «В человеке все должно быть прекрасно». 2. У этого человека повышенное кровяное давление. 3. Иногда человек живет свыше ста лет. Например: Понятие «Англичане» в суждении «Англичане любят чай» является собирательным понятием и, таким образом, единичным по объему. В суждении «Англичане – подданные королевы» понятие «Англичане» является разделительным и, следовательно, общим по объему.
V. Являются ли следующие понятия совместимыми (попарно): а) трамвай, троллейбус; б) катет, треугольник; в) черный квадрат, красный квадрат; г) лейтенант, старший лейтенант; д) грамм, килограмм. Например: Понятия «трамвай, троллейбус» не являются совместимыми, так как их объемы не имеют общих элементов.
VI. С помощью круговых схем изобразите отношения между объемами понятий, заштрихуйте результат сложения и умножения этих понятий: а) измерение, взвешивание, вычисление массы тела; б) космонавт, инженер, врач на комическом корабле; в) двигатель, вечный двигатель; г) минута, секунда; д) железная дорога, средства перевозки грузов. VII. Ограничьте и обобщите понятия: Университет, память, текст, перевод, совершенство, точная наука, подземное сооружение, социальная революция, государственный гимн. Например: Ограничение понятия «университет» – педагогический университет – Ленинградский педагогический университет. Обобщение понятия «университет» – высшее учебное заведение – учебное заведение.
VIII. Имеет ли место операция ограничения при следующих мыслительных операциях? Гимн – торжественная песнь, жизнь – одна из форм существования материи, сутки – светлая часть суток, реактивный самолет – реактивный двигатель, город – микрорайон. Например: При переходе от понятия «гимн» к понятию «торжественная песнь» операция ограничения не имеет места, потому что понятие «торжественная песнь» больше по объему, чем понятие «гимн», при ограничении понятия должно быть наоборот.
IX. Имеет ли место операция обобщения при следующих мыслительных переходах? Демократия – власть народа, древний музыкальный инструмент – эолова арфа, дом – улица, племя – нация. Например: Понятия «демократия» и «власть народа» являются равнообъемными, следовательно, операции обобщения понятий в этом случае нет.
Литература Основная: 1. Гетманова А. Д. Логика. М., 2004. Гл. 2: Понятие. С. 2–60. 2. Иванов Е. И. Логика. М., 2001. Разд. 1: Понятие. С. 331–352. Дополнительная: 3. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фомина Н. И. Упражнения по логике: Учеб. пособие. М., 2005. Гл. 1: Понятие. С. 4–24. Доступность литературы: № 1, 2 – в библиотеке Гуманитарного университета; № 3 – в СОУНБ им. Белинского.
МОДУЛЬ 3 Простое суждение Основные понятия: Суждение и предложение. Логическая структура простого суждения. Объединенная классификация суждений по качеству и количеству. Непосредственные преобразования простых суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату. Задания: I. Определить логическую структуру и тип простого суждения: 1. Ни один человек, стоящий высоко, не избегает зависти. 2. Никто не свободен, кто не управляет собой. 3. Никто не свободен, кто не управляет собой. 4.Природные свойства часто можно скрыть, иногда победить, но редко истребить. 5. Немногие знают самих себя. II. Превратить суждения: 1. Тирания есть неответственная власть. 2. Есть многое, чего не следует предпринимать. 3. 4. Хорошие ораторы не всегда есть хорошие государственные люди. 4. Есть такие предметы, изучение которых находится в большом почете и которые, однако, мало полезны. 5. Немногие даже из лучших наших стремлений бывают удовлетворены. 6. Ничто не безвредно, что может быть ошибочно принято за добродетель.
III. Сделать обращение суждений: 1. Счастливые часов не наблюдают. 2. Никто не свободен, кто не управляет собой.. 3. Порочный погибнет от своей порочности. 4. Ненадежно все еще несовершившееся. 5. По крайней мере один металл – жидок. 6. Все мои друзья простудились. IV. Противопоставить предикату суждения: 1. Ни один старый скряга не жизнерадостен. 2. Все непрожорливые кролики черные. 3. Не всякая ошибка ставится в вину. 4. Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (посл. Иак., 3:17). 5. Тем, кто дает прекрасные обещания, часто нельзя доверять. 6. Дождливые дни навевают скуку. 7. Музыка, которую нельзя услышать, не стоит того, чтобы за нее платили деньги. V. Сделать все возможные заключения по логическому квадрату: 1. Зонтик – очень нужная вещь в путешествии. 2. Некоторые картины свидетельствуют о зрелости их авторов. 3. Некоторые судьи не вспыльчивы. 4. Я никогда не пренебрегаю важными делами. 5. Некоторые из тех, кто достоин славы, получают награды. 6. Некоторые яблоки не сладкие. Алгоритм решения задач I. Определить логическую структуру суждения, то есть найти субъект, предикат, связку, квантор. II. Если есть необходимость, то привести суждение в нормальную форму. III. Установить тип суждения (А, Е, I, O). IV. Сделать непосредственное умозаключение согласно схеме.
Пример 1
Превратить суждение Металлы от нагревания расплавляются. I. Логическая структура суждения: а) субъект – понятие «металлы» (субъект по определению предмет мысли, или, другими словами, то, на что направлена мысль); б) предикат – «от нагревания расплавляются»; в) связка пропущена – подразумевается «есть»; г) квантор пропущен, следовательно, подразумевается квантор общности «все». II. Приводим суждение в нормальную форму: а) предикат данного суждения не содержит существительного и, следовательно, не выражен полным именем. Воспользовавшись методикой приведения в нормальную форму, предложенной Л. Кэрроллом, в качестве «вселенной рассмотрения» возьмем понятие «вещество», и в результате предикат будет иметь вид – «расплавляющиеся от нагревания вещества». б) нормальная форма исходного суждения, таким образом, имеет вид: Все металлы есть расплавляющиеся от нагревания вещества. III. Логическая структура исходного суждения: Все S есть P, следовательно, исходное суждение – суждение типа А. IV. Превращение. При превращении связка меняется на противоположную и предикат – на противоречащее понятие; качество суждения меняется, количественная характеристика – нет (другими словами, суждение типа А перейдет в суждение типа Е, и предикат поменяется на противоречащее понятие). Результатом превращения исходного суждения будет суждение: Все металлы не есть не расплавляющиеся от нагревания вещества. Логическая структура превращенного суждения по отношению к исходной будет иметь форму: Все S не есть не P. Обратим суждение Металлы от нагревания расплавляются. Анализ логической структуры см. в предыдущем примере. Суждение типа А подвергается обращению с ограничением и переходит в суждение типа I, при этом в соответствии со схемой обращения субъект и предикат в обращенном суждении меняются местами, т. е. суждение, имеющее логическую структуру все S есть P, перейдет в суждение с логической структурой некоторые P есть S. В результате обращения суждение будет иметь вид: некоторые расплавляющиеся от нагревания вещества есть металлы.
Пример 2
Некоторые из тех, кто достоин славы, получают награды. субъект: «люди, достойные славы»; предикат: «люди, получающие награды»; связка: «есть»; квантор: «некоторые»; нормальная форма суждения: Некоторые достойные славы люди есть люди, получающие награды; исходное суждение – суждение типа I;
Превращение суждение типа I переходит в суждение типа О; превращенная форма: Некоторые достойные славы люди не есть люди, не получившие награды.
Обращение суждение типа I переходит в суждение типа I; обращенная форма: Некоторые люди, получившие награды, есть достойные славы люди.
Алгоритм решения 1. Ищем заключения и посылки. 2. Определяем логическую структуру посылки и логическую структуру заключения. 3. Определяем, суждениями какого типа является посылка и заключение. 4. Сравниваем логическую структуру посылки с логической структурой заключения: если изменение логической структуры заключения можно обосновать правилами одного из видов непосредственных умозаключений, то заключение следует из посылки, если нет – то не следует.
Пример Все юристы – законопослушны. СлеДУЕТ ЛИ из этого, что все законопослушные люди– юристы. Решение: 1. Посылка: «все юристы- законопослушны». 2. Заключение: «Все законопослушные люди – юристы». 3. Посылка – суждение типа А. 4. Заключение – суждение типа А. 5. Логическая структура посылки: Субъект – юристы; предикат – законопослушны; квантор общности – все. 6. Логическая структура заключения: Субъект – законопослушные; предикат – юристы; квантор общности – все. 7. Таким образом, субъект и предикат поменялись местами; это схема обращения, но при обращении суждение типа А должно переходить в суждение типа I. 8. Заключение не следует из посылки. Литература Основная: 1. Гетманова А. Д. Логика. М., 2004. Гл. 3: Суждение. С. 60–70. 2. Иванов Е. И. Логика. М., 2001. Разд. 2: Суждение. С. 352–368. Дополнительная: 3. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фомина Н. И. Упражнения по логике: Учеб. пособие. М., 2005. Гл. 2: Суждение. С. 27–36. Доступность литературы: № 1, 2 – в библиотеке Гуманитарного университета; № 3 – в СОУНБ им. Белинского.
МОДУЛЬ 4 Сложное суждение Основные понятия: Виды сложных суждений. Табличные определения сложных суждений. Построение таблиц истинности. Определение логического закона, логического противоречия, логически нейтральной формулы, выполнимой формулы. Задания: |. Записать в виде формулы и определить правильность рассуждения с помощью таблиц истинности: 1. Речка движется и не движется. 2. Иванов плохо сдал экзамен, так как плохо себя чувствовал либо просто не знал материал. Он говорит, что плохо себя чувствовал. Значит материал он знал. 3. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является свидетелем по этому делу. Судья Иванов не может участвовать в рассмотрении дела, значит, он выступает свидетелем по этому делу. 4. Неверно, что одно и тоже суждение может быть одновременно истинным и ложным в одном и том же смысле и отношении. 5. Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу Литература Основная: 1. Гетманова А. Д. Логика. М., 2004. Гл. 3: Суждение. С. 75–83. 2. Иванов Е. И. Логика. М., 2001. Разд. 2: Суждение. С. 352–368. Дополнительная: 3. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фомина Н. И. Упражнения по логике: Учеб. пособие. М., 2005. Гл. 2: Суждение. С. 36–43. Доступность литературы: № 1, 2 – в библиотеке Гуманитарного университета; № 3 – в СОУНБ им. Белинского.
МОДУЛЬ 5 Умозаключения Основные понятия: Виды умозаключений: непосредственные и опосредованные, дедуктивные и правдоподобные. Непосредственные дедуктивные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату. Опосредованные дедуктивные умозаключения: простой категорический силлогизм (определение и состав, фигуры и модусы общие правила вывода и правила вывода для каждой фигуры), умозаключения со сложными суждениями (чисто условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные). Сокращенный силлогизм (энтимема и восстановление силлогизма из энтимемы). Сложные силлогизмы: полисиллогизм, сорит, эпихейрема. Правдоподобные умозаключения: индуктивные, умозаключения по аналогии. Темы 2, 4 Алгоритм решения 1. Найти посылки и заключение. 2. Найти субъект заключения (это будет меньший термин ПКС) и предикат заключения (больший термин ПКС). 3. Найти меньшую и большую посылки. 4. Найти средний термин ПКС. 5. Определить фигуру. 6. Определить модус. 7. Проверить общие правила ПКС. 8. Проверить, является ли данный модус правильным для данной фигуры.
Пример 1 Свидетельство есть такой род доказательства, который очень легко может оказаться ложным, основанием уверенности большинства людей в существовании пирамид в Египте является свидетельство; следовательно, основание уверенности большинства людей в существовании пирамид в Египте который очень легко может оказаться ложным. 1. Два суждения, которые стоят до слова «следовательно», – посылки; суждение, которое стоит после слова «следовательно», – заключение. 2. Субъект заключения = меньший термин ПКС: «основание уверенности большинства людей в существовании пирамид в Египте». предикат заключения = больший термин ПКС: «то, что очень легко может оказаться ложным». 3. Первая посылка является большей. Вторая посылка – меньшая. 4. Средний термин: «свидетельство». 5.Фигура: М – Р S – М S – Р По определению это первая фигура ПКС. 6. Большая посылка – суждение типа А, меньшая посылка – суждение типа А, заключение – суждение типа А, следовательно, модус ААА. 7. Общие правила ПКС не нарушены. 8. Модус ААА является правильным для первой фигуры ПКС, так как большая посылка является общим суждением, меньшая посылка является утвердительным суждением. Заключение следует из посылок. Пример 2
Поэзия – не наука. Характерные черты науки – истинность и всеобщность утверждений, а поэзия не обладает ни одной из этих черт. 1. Заключение: поэзия – не наука. Все остальные – посылки. 2. Меньший термин – «поэзия», больший термин – «наука». 3. Большая посылка – «Характерные черты науки – истинность и всеобщность утверждений». Меньшая посылка – «Поэзия не обладает ни одной из этих черт». 4. Средний термин: «истинность и всеобщность утверждений». 5. Фигура: Р – М S – М S – Р По определению – вторая фигура ПКС. 6. Большая посылка – суждение типа А, меньшая посылка – суждение типа Е, заключение – суждение типа Е, следовательно, модус АЕЕ. 7. Общие правила ПКС не нарушены. 8. Модус АЕЕ – правильный для второй фигуры, так как большая посылка – общее суждение, одна из посылок – отрицательное суждение, что соответствует правилам построения второй фигуры ПКС. Заключение следует. Алгоритм решения 1. Анализируем то, что дано, и что пропущено. а) Если пропущено заключение: находим в посылках три термина (средний термин и крайние термины); определяем, какого типа суждениями являются посылки; определяем, по каким фигурам можно сделать заключение; проверяем, не нарушены ли правила фигур; делаем заключение, если правила нарушены. б) Если пропущена одна из посылок: находим три термина; определяем, какая из посылок дана и какая пропущена; определяем, какого типа суждениями являются заключение и посылка; определяем, по каким фигурам восстанавливается данная энтимема; определяем, по какому модусу восстанавливается энтимема по каждой из фигур; определяем, является ли данный модус правильным для данной фигуры; Энтимема верна, если она восстанавливается до правильного модуса по двум фигурам.
Пример 1
Если я знаю, что А, В, С, хотя и учены, но в то же время не умны, то могу ли я из этого сделать какой-нибудь вывод? (Спальдинг). Очевидно, что здесь пропущено заключение, даны две посылки: А, В, С – учены; А, В, С – не умны; средний термин – «А, В, С», крайние термины – «ученые», «умные» (возможен второй вариант – «не умные»).
Рассмотрим первый вариант: «А, В, С – ученые» – суждение типа А; «А, В, С – не умны» – суждение типа Е; поскольку средний термин стоит на месте субъекта в обеих посылках, то можно попробовать сделать заключения по третьей фигуре ПКС; по правилам третьей фигуры меньшая посылка должна быть утвердительным суждением, следовательно, меньшей посылкой будет суждение «А, В, С – ученые», а термин «ученые» – меньшим термином. Суждение «А, В, С – не умны» будет большей посылкой, а термин «умные» будет большим термином. по правилам третьей фигуры заключение будет суждением типа О. «Некоторые ученые не умны»;
Рассмотрим второй вариант: если суждение «А, В, С – не умны» рассмотреть как суждение типа А (предикат «не умные»), то из данных посылок можно сделать два заключения: «Некоторые ученые не умны». «Некоторые неумные люди суть ученые».
Пример 2
Вулканические извержения, землетрясения и эпидемии нельзя истолковать как предупреждения порочным людям, так как они поражают одинаково и невинного, и виновного. в этом примере дано заключение (1-е суждение) и одна посылка (2-е суждение). Необходимо восстановить пропущенную посылку. субъект заключения – меньший термин = «вулканические извержения, землетрясения и эпидемии», предикат заключения – больший термин = «то, что истолковывается как предупреждение порочным людям»; заключение – суждение типа Е; в посылку входит термин «они» = «вулканические извержения…», следовательно, дана меньшая посылка; «то, что поражает одинаково и невинного, и виновного»; средний термин; посылка – суждение типа А; из всего выше сказанного следует, что пропущена большая посылка. Итак, дано: S – М А S – P E Любая энтимема восстанавливается по двум фигурам, в зависимости от положения среднего термина в пропущенной посылке. Наша энтимема восстановится по первой и второй фигуре. большая посылка может быть суждением только типа Е, так как заключение – суждение типа Е, а меньшая посылка – А; следовательно, и по первой, и по второй фигуре заключение сделано по модусу ЕАЕ, который является правильным и для первой, и для второй фигуры; следовательно, энтимема верна, т. е. заключение следует из посылок. Тема 3. Алгоритм решения каждое простое суждение обозначить переменной; с помощью логических союзов соединить простые суждения и сложные; записать модус умозаключения; определить вид умозаключения; проверить, является ли данный модус правильным для данного умозаключения. Пример 1
Проверить правильность заключения: Если согласиться с учением Пэли, то тот, кто не имеет представления о будущем, не имеет средств отличить добродетели от порока; тот, кто не может отличить добродетели от порока, не может совершить греха; следовательно, если согласиться с учением Пэли, то тот, кто не имеет представления о будущем, не может совершить греха. А – «тот, кто не имеет представления о будущем»; В – «тот, кто не имеет средств отличить добродетели от порока»; С – «тот, кто не может совершить греха». соединим простые суждения в сложные с помощью импликации: А В; В С; А С; Модус: А В В С А С это чисто условное умозаключение, правильный модус; заключение следует из посылок.
Пример 2 Сделать все возможные заключения, используя условную посылку, построить схему вывода, указать, какие выводы будут состоятельны: Если душа неразрушима, то она и нерождаема. 1. Если душа неразрушима, то она и нерождаема. АВ Душа неразрушима. А Она нерождаема. В 2. Если душа неразрушима, то она и нерождаема. АВ Душа рождается. – ______________ В Она разрушима
А 3. Если душа неразрушима, то она и нерождаема. АВ Душа разрушается. —— А
Душа рождается. —— В 4. Если душа неразрушима, то она и нерождаема. АВ Душа нерождаема. В _________________ _____ Она неразрушима А
Постольку условная посылка является суждением эквивалентности, то правильными будут все четыре модуса.
Пример 3
Тит Ливий выражает дилеммой то затруднение, в какое был поставлен римский сенат, когда Тарквинии просили его возвратить им их богатства: «Если им не возвратить их, то этим мы дадим им предлог начать войну; если же возвратить, то это значит дать им в руки оружие и средства для нападения». Запишем в виде конструктивной дилеммы и сделаем заключение: А – «мы не возвратим богатства»; В – «мы возвратим богатства»; С – «мы дадим им предлог начать войну»; Д – «мы дадим им в руки оружие и средства для нападения». Схема рассуждения: А С В Д А V С C V Д Заключение: либо мы дадим им предлог начать войну, либо мы дадим им в руки оружие и средства для нападения. Тема 5. Индуктивные умозаключения
1. Какие виды неполной индукции используются в следующих примерах а) Демокрит выдвинул гипотезу об атомистическом строении вещества. Кант обосновал космогонистическую гипотезу о происхождении планет. Лейбниц является основоположником дифференциального и интегрального исчисления. Демокрит, Декарт, Кант, Лейбниц – философы. Следовательно, некоторые философы внесли значительный вклад в развитие естествознания. б) В 1581 г. Ермак начал освоение Сибири. В 1639 г. Иван Москвитин достиг Охотского моря. В 1648 г. Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан… Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в XVI–XVII вв. прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы. в) Много снегу – много хлеба; много воды – много травы. г) Собака, при удалении у нее мозжечка, потеряла способность координировать свои движения. Значит, в этой части мозжечка сосредоточены нервные центры, являющиеся причи
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.292 с.) |