Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о воле. Стр-ра воли. Локус контроля.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воля — одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе выступает цель деятельности в соотношении с выполняемой Д.ю, обеспечивающей достижение этой цели. Воля обеспечивает выполнение двух взаимодополняющих функций - побудительной и тормозной. Побудительная ф-ция связана с активностью чел.а, а тормозная — со сдерживанием себя от совершения поступков. Условие для возникновения волевого процесса - наличие трудностей. Группы трудностей: объективные и субъективные. Первые обусловлены особенностями самих объектов и явлений (сложная задача), вторые — особенностями самого субъекта (нежелание выполнять задание). Волевое поведение складывается из волевых действий, которые бывают простые и сложные. Простые действия включают два звена: постановку цели и исполнение. Сложные волевые действия состоят из нескольких компонентов, одним из которых выступает волевое усилие — сознательное напряжение психических и физических возможностей чел.а, необходимое для достижения цели, преодоления трудностей и препятствий. Т.о. Воля — это сознательное регулирование чел.ом своего поведения, которое выражается в умении преодолевать внешние и внутренние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля обладает следующими признаками: а) приложение усилий; б) наличие плана; в) усиленное внимание к такому действию; г) направленность волевых усилий не только на преодоление обстоятельств, но и самого себя. Волю характеризуют: «волевые пр-сы», «волевые состояния» и «волевые св-ва личности». Волевые пр-сы выражаются в преднамеренном вним., воспр., запомин., мышл., воображ. Волевые состояния представляют собой временные псих. состояния (активность, оптимизм). Волевые качества личности — это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые псих. образования личности (мужество). Стр-ра волевого действия два этапа: подгот-ый и испол-ный. На подгот.этапе чел. формулирует цель предстоящего действия, продумывает задачи. Волевое действие побуждается разными мотивами. На исполнительном этапе чел. осущ-ет задуманное. На пути достижения цели он сталкивается с препятствиями. Для преодоления препятствий чел. прикладывает волевые усилий. Завершается исполнительный этап достижением цели и рефлексией. Локус контроля — склонность чел.а видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Дж. Роттер выделил: интернальный и экстернальный. С интернальным локусом контроля чел. большей частью принимает ответственность за события на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. Об экстерн. локусе -чел. склонен приписывать ответственность за все происходящее другим людям, судьбе, случайности или окружающей среде. Роттер указывал на три источника разв.: культурные различия, социально-экономические различия и стиль восп-я. Более интернально белое население, чем аборигены, люди с высоким социально-экономическим уровнем, и люди, родители которых больше проявляли свою любовь к ребенку. Интерналы более уверенны в себе, более спокойны и благожелательны, в большей мере находят в жизни смысл и цели, более популярны, более склонны вести здоровый образ жизни, ведут себя менее рискованно, менее подвержены стрессу. Подростки с внутренним локусом контроля более позитивно относятся к учителям и представителям правоохранительных органов. Экстерналы- тревожность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность. Повышенная тревожность обусловлена ситуацией неопределенности и эмоциональным напряжением. Обнаружено наличие небольших изменений в локусе контроля как у мальчиков, так и у девочек (14 лет) на протяжении одного года. При этом у девочек сдвиг выявлен в сторону внешнего локуса контроля, а у мальчиков — внутреннего.
Факторы психич. разв.. Факторный подход к проблеме психического разв. – это подход, согласно которому разв. определяется действием двух факторов: наследственности и среды. В начале ХХ века существовало два направления биогенетическое и социологическое, по-разному трактующие влияние этих факторов на психическое разв.. В биогенетич. направлении ребенок рассм. как существо биологич., наделенное от природы опр. задатками, способн., чертами характера, формами поведения. Разв. понималось как генетически запрограм. процесс развертывания этих качеств. В псих. биогенетический закон был использован для объяснения индивидуального психического разв. чел.а. Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет разв. человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах. Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря разв. схватывания предм.ов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское разв., соответствует разв. чел.а античного. Средний шк. возраст носит черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости чел. поднимается до уровня культуры Нового времени. Еще одна биогенетическая теория – теория созревания. Она рассматривает психическое разв. как процесс, обусловленный биологическим созреванием стрруктур мозга в соответствии с наследственной программой. Стадии психического разв. зависят от созревания соответствующих отделов ЦНС. Классическим вариантом теории созревания явл. теория трех ступеней К. Бюлера. Первая ступень – инстинкт (врожденное поведение, не требующее научения). Вторая ступень – Н.и, или дрессура (не врожденны, возникают в результате научения). Третья ступень – интеллект (высшая форма поведения, основана на внезапном постижении сущности отношений). Стадия инстинкта характерна для ребенка от рождения до 6 месяцев, стадия дрессуры – от 6 месяцев до 1 года, стадия интеллекта – от 1 года и старше. Крайним проявлением противоположного биологенетическому подхода к разв. психики ребенка явл. социологический подход. Его истоки в идеях. Джона Локка. Он считал, что ребенок появл. на свет с чистой душой. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема "стимул - реакция". В современной американской псих. роли общ-воа в развитии ребенка придается громадное значение. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского разв. – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник - Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического разв. ребенка. По Штерну, психическое разв. – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Социальная среда — это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на разв. психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя. Вне социальной среды ребенок не может развиваться и стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Когда «одичавшие» дети попадали к людям, они крайне слабо развивались интеллектуально, несмотря на напряженный труд воспитателей; если ребенку было больше трех лет, он не мог освоить человеческую речь и научался произносить лишь небольшое количество слов. Некоторые психологи в качестве движущих сил и причин разв. считают обучение и восп-е.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.007 с.) |