Основные закономерности психического разв.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности психического разв..



Психическое разв. – это закономерные необратимые изменения псих. функций во времени, которые выражаются в колич-х, качеств-х и структурных преобразованиях.

Данное понятие вкл. некое изменение, возникновение новых псих. функций, их усовершенствование. Осн. хара-ки псих. разв.: 1.Качественные изменения психических функций. Понимаются как переход от одного качественного состояния к другому. Например мышление развивается от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому. 2.Необратимость разв. означает, что вернуться в прошлое чел. не может. В развитии есть движение вперед, но нет возврата назад. 3.Направленность разв.. Различают два вида направленности разв.: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное разв. предполагает переход от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка, а регрессивное разв. – наоборот. В норме преобладает прогрессивное разв.. Регрессивное разв. изучает клиническая псих..

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического разв. ребенка.

1.Цикличность. Психическое разв. представляет собой чередование периодов подъема, интенсивных изменений в психике и периодов замедления, затухания. Так год жизни во младенчестве не равен году жизни в дошкольном возрасте.

2.Метаморфозы в развитии. Разв. есть цепь качественных изменений. На каждой возрастной ступени псих. ф-ции качественно отличаются от того, что было раньше и от того, что будет потом.

3.Неравномерность. На определенном возрастном этапе псих. ф-ции ребенка развиваются неравномерно. Какая-то ф-ция явл. доминирующей, другие находятся на периферии соЗ.. Каждый возраст связан со сменой доминирующей ф-ции и перестройкой межфункциональных связей. Например, в раннем возрасте доминирующей становится ф-ция восприятия, остальные псих. ф-ции зависят от него.

4.Закон разв. высших психических функций. Высшие псих. ф-ции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными ф-циями (формами) самого ребенка.

5.Сочетание процессов эволюции и инволюции. Психическое разв. предполагает не только «развертывание (эволюцию) новых психических явлений, но и отмирание или преобразование (инволюцию) предыдущих. Например, у ребенка, который научился говорить словами исчезает лепет.

6.Сензитивность. Оптимальное сочетание условий для разв. определенной психической ф-ции, которое присуще определенному возрасту. Например, возраст от 1года до 3-х сензитивный период для разв. речи.

7.Комулятивность. Достижения в развитии на каждой стадии подготавливают переход на следующую стадию и включаются, трансформируясь, в следующую стадию.

8.Дивергентность и конвергентность хода разв.. Дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического разв., а конвергенция - его свертывание, усиление избирательности.

 

20. Младшие школьники.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых псих. качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок этого возраста в школе и дома: учение, общ., игра и труд.

До 7го возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки м/д вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и разв. этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого чел.а. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки <детскости>. Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предм. или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается разв. памяти. В целом память детей младшего школьного возраста явл. достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые 3-4 года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общ. вполне обходится механической памятью.

За первые 3-4 года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.

Комплексное разв. детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общ.м и игрой выдвигается учебная Д.. Эта Д. определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения.

У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее построиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись те З. и У, которые он приобретает в школе. Это сделает учение в школе более осмысленным и необходимым.

Не меньшее значение для интеллектуального разв. младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных З.. Коллективные формы работы, стимулирующие общ., нигде не являются настолько полезными для общего разв. и обязательными для детей.

Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предм.ные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые З., особенно из области естественных наук, а также те З., которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе.

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый ур-нь разв., но и возникновение новых условий для личностного роста чел.а.

 

Стили пед. деятельности.

Пед. д-ть предст. собой воспит. и обучающ. Воздействие учителя на учеников, кот. направл. на личностн. и интел. разв.. Пед. д-ть учителя, как и любая другая Д., характеризуется определенным стилем. Стиль д-ти (в широком смысле слова) – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Стиль пед. д-ти (общения) – устойчивая система способов и средств пед. взаимодействия преподавателя и учащихся.

Говоря об индивидуальном стиле пед. д-ти, обычно имеют в виду,когда педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Эмоционально-импровизационный стиль-Учитель ориентируется на процесс обучения. Объяснение нового материала строит логично, интересно, однако в процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с учениками. В деятельности такого учителя недостаточно представлены закрепление, повторение учебного материала и контроль З.. Эмоц.-методичный стиль-Для этих учителей характерна ориентация и на процесс, и на результаты обучения, планирование учебного процесса, поэтапная отработка всего учебного материала. Учитель внимательно следит за уровнем З. всех учащихся (и сильных, и слабых). В его деятельности постоянно представлены повторение и закрепление материала. Часто меняет виды работ на уроке. Использует богатый арсенал методических приемов. Рассуждающе-импровизационный стиль- Ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспит. процесса. Но по сравнению с учителями эмоциональных стилей проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Во время опроса меньше говорит, пытаясь воздействовать на учащихся косвенным путем. Рассуждающе-методичный стиль-Учитель ориентируется преимущественно на результаты обучения, адекватно планирует учебный процесс, но проявляет консервативность в использовании средств и способов пед. деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля З.) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения. Предпочитает репродуктивную Д. учащихся, редкое проведение коллективных обсуждений. Демократический стиль- Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске З.. Авторитарный стиль- Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жестокий контроль за выполнением предъявленных им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Либеральный стиль- Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.009 с.)