Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные закономерности психического разв..Содержание книги Поиск на нашем сайте
Психическое разв. – это закономерные необратимые изменения псих. функций во времени, которые выражаются в колич-х, качеств-х и структурных преобразованиях. Данное понятие вкл. некое изменение, возникновение новых псих. функций, их усовершенствование. Осн. хара-ки псих. разв.: 1.Качественные изменения психических функций. Понимаются как переход от одного качественного состояния к другому. Например мышление развивается от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому. 2.Необратимость разв. означает, что вернуться в прошлое чел. не может. В развитии есть движение вперед, но нет возврата назад. 3.Направленность разв.. Различают два вида направленности разв.: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное разв. предполагает переход от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка, а регрессивное разв. – наоборот. В норме преобладает прогрессивное разв.. Регрессивное разв. изучает клиническая псих.. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического разв. ребенка. 1.Цикличность. Психическое разв. представляет собой чередование периодов подъема, интенсивных изменений в психике и периодов замедления, затухания. Так год жизни во младенчестве не равен году жизни в дошкольном возрасте. 2.Метаморфозы в развитии. Разв. есть цепь качественных изменений. На каждой возрастной ступени псих. ф-ции качественно отличаются от того, что было раньше и от того, что будет потом. 3.Неравномерность. На определенном возрастном этапе псих. ф-ции ребенка развиваются неравномерно. Какая-то ф-ция явл. доминирующей, другие находятся на периферии соЗ.. Каждый возраст связан со сменой доминирующей ф-ции и перестройкой межфункциональных связей. Например, в раннем возрасте доминирующей становится ф-ция восприятия, остальные псих. ф-ции зависят от него. 4.Закон разв. высших психических функций. Высшие псих. ф-ции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными ф-циями (формами) самого ребенка. 5.Сочетание процессов эволюции и инволюции. Психическое разв. предполагает не только «развертывание (эволюцию) новых психических явлений, но и отмирание или преобразование (инволюцию) предыдущих. Например, у ребенка, который научился говорить словами исчезает лепет. 6.Сензитивность. Оптимальное сочетание условий для разв. определенной психической ф-ции, которое присуще определенному возрасту. Например, возраст от 1года до 3-х сензитивный период для разв. речи. 7.Комулятивность. Достижения в развитии на каждой стадии подготавливают переход на следующую стадию и включаются, трансформируясь, в следующую стадию. 8.Дивергентность и конвергентность хода разв.. Дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического разв., а конвергенция - его свертывание, усиление избирательности.
20. Младшие школьники. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых псих. качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок этого возраста в школе и дома: учение, общ., игра и труд. До 7го возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки м/д вертикальным и горизонтальным ее положением. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и разв. этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого чел.а. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки <детскости>. Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предм. или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. В школьные годы продолжается разв. памяти. В целом память детей младшего школьного возраста явл. достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые 3-4 года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общ. вполне обходится механической памятью. За первые 3-4 года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Комплексное разв. детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общ.м и игрой выдвигается учебная Д.. Эта Д. определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее построиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись те З. и У, которые он приобретает в школе. Это сделает учение в школе более осмысленным и необходимым. Не меньшее значение для интеллектуального разв. младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных З.. Коллективные формы работы, стимулирующие общ., нигде не являются настолько полезными для общего разв. и обязательными для детей. Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предм.ные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые З., особенно из области естественных наук, а также те З., которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе. Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый ур-нь разв., но и возникновение новых условий для личностного роста чел.а.
Стили пед. деятельности. Пед. д-ть предст. собой воспит. и обучающ. Воздействие учителя на учеников, кот. направл. на личностн. и интел. разв.. Пед. д-ть учителя, как и любая другая Д., характеризуется определенным стилем. Стиль д-ти (в широком смысле слова) – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Стиль пед. д-ти (общения) – устойчивая система способов и средств пед. взаимодействия преподавателя и учащихся. Говоря об индивидуальном стиле пед. д-ти, обычно имеют в виду,когда педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Эмоционально-импровизационный стиль-Учитель ориентируется на процесс обучения. Объяснение нового материала строит логично, интересно, однако в процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с учениками. В деятельности такого учителя недостаточно представлены закрепление, повторение учебного материала и контроль З.. Эмоц.-методичный стиль-Для этих учителей характерна ориентация и на процесс, и на результаты обучения, планирование учебного процесса, поэтапная отработка всего учебного материала. Учитель внимательно следит за уровнем З. всех учащихся (и сильных, и слабых). В его деятельности постоянно представлены повторение и закрепление материала. Часто меняет виды работ на уроке. Использует богатый арсенал методических приемов. Рассуждающе-импровизационный стиль- Ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспит. процесса. Но по сравнению с учителями эмоциональных стилей проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Во время опроса меньше говорит, пытаясь воздействовать на учащихся косвенным путем. Рассуждающе-методичный стиль-Учитель ориентируется преимущественно на результаты обучения, адекватно планирует учебный процесс, но проявляет консервативность в использовании средств и способов пед. деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля З.) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения. Предпочитает репродуктивную Д. учащихся, редкое проведение коллективных обсуждений. Демократический стиль- Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске З.. Авторитарный стиль- Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жестокий контроль за выполнением предъявленных им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Либеральный стиль- Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.007 с.) |