Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о восприятии при построении урока.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Восприятие протекает вместе с ощущ., предполагает наличие разнообразных ощущ. Воспр. — это психич. процесс отражения предм.ов и явлений действ-ти в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств чел.а. Процесс восприятия завершается появлением образов предм.ов или явлений в целом. В зависимости от участия воли в процессах восприятия оно м/б непроизвольным и произвольным. Непроизвольное восприятие вызывается как особенностями окружающих предм.ов (яркость, новизна), так и соответствием этих предм.ов интересам и потребностям личности. В непроизв. воспр. нет заранее поставленной цели, в нем отсутствует волевая активность. Произвольное восприятие регулируется задачей. К св-вам восприятия относят целостность, константность, предм.ность, структурность, осмысленность, избирательность и апперцепцию. Целостность (объект познается как единое целое. Предм.ность (все воспринимаемое нами мы связываем с предм.ным окружающим нас миром). Структурность воспр. означает, что данный процесс не явл. простой суммой ощущений. (слушая музыку, он воспринимает не отдельные звуки, а мелодию, хотя отдельные звуковые ощущения различны). Осмысленность (в восприятие включены З. и опыт чел.а, что оно связано с пониманием сущности предм.ов). Избирательность- выделении одних объектов из ряда других. Апперцепция- зависимость восприятия от прошлого опыта. Ложное или искаженное восприятие называют иллюзией восприятия. Результаты восприятия зависят от сформированного у ученика интереса к предм.у, потребности воспринимать то, что излагает учитель. Педагог должен ставить четкие цели урока и мотивировать учащихся. Важным регулятором процесса восприятия явл. установка. Эффективным средством формирования установки на восприятие информации выступает словесная инструкция педагога. При демонстрации наглядных пособий, учитель должен подчеркнуть, на что в первую очередь нужно обратить внимание. Отрицательная роль установки может проявиться при проверке письменных работ в ситуации немедленной проверки сразу же после окончания работы, т.к школьники воспринимают слово, выражение так, как оно должно быть написано и нередко пропускают ошибки. Шире использовать взаимоконтроль и взаимопроверку. Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами и З.ми чел.а. Излагая новый материал по предм.у, целесообразно апеллировать к жизненному опыту учеников учитывая возраста. Следует ограничить число наглядных пособий для одного учебного занятия, м/д демонстрацией их должны быть оптимальные паузы. Любой предм., изображенный на схеме, особенно сложный по структуре, должен иметь четко очерченный контур, образованный прямыми линиями. (наглядных пособий). Очень помогает при восприятии контрастность, необычность предм.ов (использование различных цветов, разной толщины и характера шрифта). главный материал должен располагаться в центре. В процессе урока учителю следует управлять динамикой предм.а и фона восприятия использованием пауз, изменением громкости. При выполнении работы, требующей концентрации внимания, обеспечить спокойный фон. В презентации наглядной информации необходима «редкая развеска», отдельные экспонаты отделены друг от друга пустым пространством и периодическая смена экспозиций. Эффективность использования ТСО требует не превышать 4—10 проекций при демонстрации слайдов. Длительность проекций не должна быть более 15-45 сек, оптимальная продолжительность демонстрации учебного фильма -не более 10 м, а общее время использования тсо на уроке - 20-25 м. При использовании тех. средств полезнее динамическая наглядность, нежели статистическая, особенно в изучении иностранного языка. Длительный показ статистической наглядности снижает иноязычную активность учащихся, т.к позволяет им воспользоваться в этот период родной внутренней речью. Неоднозначна при этом и роль различных модальностей восприятия (участвующих в восприятии органов чувств). Разномодальные виды наглядности (слухо-речевые, зрительно-предм.ные, зрительно-речевые) целесообразно применять на начальных этапах усвоения нового языка. На среднем этапе исключительное значение имеет слухо-речевая наглядность, и по мере обучения возрастает роль зрительно речевой.
Мышление. Виды мышления Мышл -это не просто отражение окружающей действительности, это наивысшая форма творческого отражения и преобразования действительности. Мышление позволяет получить информацию о существенных св-вах предм.ов, об их внутренних связях и закономерностях. Мышление не тождественно интеллекту. Интеллект — более широкое понятие. Интеллект — это глобальная спос-ть индивида разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Чел. занимается разными видами деятельности, поэтому в процессе филогенеза и онтогенеза у него развиваются разные виды мышления. В зависимости от характера решаемых задач выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление (словесно-логическое) направлено на решение теоретических задач, на выявление общих закономерностей. По В. В. Давыдову, теоретическому мышлению свойственны анализ, рефлексия и планирование. С практическим мышлением чел. имеет дело, когда он решает практические задачи. С практикой этот вид мышления связан на всех этапах их решения. Теоретическое мышление, напротив, связано с практикой только на последнем этапе решения задачи, т.е. на этапе внедрения. Давыдов сопоставлял термин «теоретическое мышление» (разумное мышление) с термином «эмпирическое мышление» (рассудочное мышление). Эмпирические З. в отличие от теоретических вырабатываются при сравнении предм.ов и представлений о них, что позволяет выделить в них общее свойство,З. которого позволяет относить отдельные предм.ы к определенному их классу Щ: В зависимости от содержания решаемых задач теоретическое мышление м/б понятийным и образным, а практическое мышление, в свою очередь, — наглядно-образным и наглядно-действенным. Понятийное мышление — это мышление понятиями, решение задач с помощью умсгвенных действий посредством использования открытых кем-то ранее З.. Образное мышление - это мышление образами, которые поступают из долговременной памяти чел.а, или чел. их строит самостоятельно, воссоздает творчески с помощью воображения. Художникам, музыкантам, преподавателям свойственно образное мышление. Наглядно-образное мышление - представляет собой мышление образами, которые возникают в процессе восприятия чел.ом окружающей действительности. Наглядно-образное мышление преобладает в дошкольном и младшем школьном возрасте, оно м/б хорошо развито и у взрослых людей. Наглядно-действенное мышление представляет собой мыслительный процесс, осуществляемый в ходе практической преобразующей деятельности чел.а, когда он действует с предм.ами. У маленьких детей в играх с предм.ами присутствует именно этот вид мышления.
Понятие о темпераменте. Темперамент—индивидуально своеобразная, прир-обусловл. совокупность динамич. проявлений психики. Темперамент влияет на все псих. пр-сы, характер, поведение, ход и результаты деятельности чел.а. К психологическим св-вам темперамента относят чувствительность, активность, реактивность, соотношение м/д активн. и реактивн., эмоц. возбудимость, темп психических реакций, пластичность — ригидность, экстраверсию — интроверсию. Чувствит.—свойство, на основании которого судим о том, какая наименьшая сила раздражителя необходима, чтобы у чел.а возникла психическая реакция. Это скорость возникновения психической реакции. Акт-ть проявл. в силе и энергии, с которыми чел. сам воздействует на окружающий мир (настойчивость, выносливость, работоспос-ть). Реакт-ть —свойство о том, с какой энергией чел. реагирует на воздействие окруж. мира (невозмутимость, вспыльчивость). Соотн. м\д активн.и реактивн. Об эмоциональной возбудимости судим по тому, какое воздействие необходимо, чтобы у чел.а возникла эмоциональная реакция. Темп психич. реакций —скорость протекания психических реакций. Проявл. в быстроте концентрации внимания и запоминания, в находчивости. Пластич. и ригидность—противоположные св-ва. Пластичность обеспечивает легкость и быстроту приспособления чел.а к изменяющимся условиям и действующим раздражителям. Ригидность ведет к плохой приспособляемости. Экстраверсия — интроверсия: экстр-я — это сосредоточенность соЗ. на окруж. мире. Интроверсия (на самом себе.) Псих. «паспорт» сангвиника-Чувств. понижена. Повыш. активность и реактивность. Активность и реактивность уравновешены. Высокая эмоц. возбудимость. Темп психич. реакций быстрый. Пластичен. Экстраверт. Х олерик- Малая чувствит. Высокая реакт. и активн. (работает с подъемами и спадами). Реактивность преобладает над активностью. Высокая эмоциональная возбудимость (склонность к аффекту). Высокий темп психических реакций. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник.Экстраверт. Ф легматик- Малая чувствит. Высокая активность(медленно входит в работу). Реактивность понижена. Акт. преобладает над реакт.Эмоциональная возбудимость понижена.Медленный темп психических реакций.Ригидный. Интроверт. Ф легматик- Малая чувствительность. Высокая активность(медленно входит в работу). Реактивность понижена. Активность преобладает над реактивностью. Эмоциональная возбудимость понижена.Медленный темп психических реакций.Ригидный. Интроверт. М еланхолик- Высокая чувствительность. Снижена активность. Малая реактивность. Эмоциональная возбудимость понижена. Темп психических реакций замедленный.Ригидный. Интроверт. Нет плохих и хороших темпераментов. У каждого типа темперамента есть как позитивные, так и негативные стороны. Темперамент очень сложно изменить, нужно стимулировать самого ученика к самовосп-ю и самокоррекции негативных сторон своего типа темперамента. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому в работе учителю необходимо ориентироваться на преобладающий тип в структуре темперамента ученика, его жизненные проявления.
Понятие о способностях. Спос-ти – индив.-психологич. особенности, кот. отличают одного чела от другого и имеют отношение к успешному выполнению одной или нескольких видов деятельностей. Признаками СП выст: легкость и быстрота выполнения деятельности; темп продвижения в выполнении деятельности; соотношение физических затрат и конечного результата. Спос-ти существуют только в развитии. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности и всегда являются результатом разв., осуществляющегося в процессе восп-я и обучения. Обладая специфическими признаками,спос-ти, ЗУН влияют друг на друга. спос-ти быстрее формируются и проявляются. Природными предпосылками способностей являются задатки (особенности строения мозга,тип н.с.). Задатки — это не гарантия способностей, это только условие для их разв.; св-ва нервной системы не определяют форму поведения чел.а. Здатки многозначны: на основе одних задатков м/б сформирована спос-ть к одной или нескольким деятельностям, большую роль играют условия деятельности чел.а. Стр-ра пед.способностей вкл. дидактическую спос-ть (спос-ть передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, понятным для учеников), академическую (спос-ть к определенной области науки), речевую (спос-ть ясно и четко выражать мысли чувства с помощью речи, мимики), коммуникативную (спос-ть к общению с учениками, умение найти правильный подход к ним, наличие педагогического такта), организаторскую (спос-ть непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение добиваться у них авторитета), перцептивную (спос-ть проникать во внутренний мир ученика), педагогическую (выражающаяся в предвидении последствий своих действий). Все пед. спос-ти объединяются вокруг пед. направленности личности учителя (интерес к профессии учителя и желание ею заниматься). Ур-ни разв. способностей: талант и гениальность. Талант - это высокий ур-нь разв. спос-ти. Гениальность — это высшая степень разв. таланта. Понятие «вундеркинд» Дети Индиго уникальная категория которые выделяются своим умом, смекалкой и своеобразием реакций, отличающими их от предшествующих поколений. Индиго -новый виток эволюции человеческого рода. Выделяют общую одаренность и специальную одаренность. Лейтос выделил три категории умственно одаренных детей: 1. Дети с ранним подъемом интеллекта. В дошкольном возрасте умеют писать, читать, проявляют склонность к рассуждениям. В школе выделяются быстрым темпом умственного разв.. 2.Дети с ярко выраженными специальными способностями в отдельной области. 3.Дети с потенциальными, «скрытыми» признаками одаренности. Эти дети обладают оригинальностью психического склада, яркой познавательной активностью. Главное условие разв. способностей и одаренности — наличие деятельности, которая должна быть разнообразной, построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Работая с одаренными детьми, следует учитывать возрастные предпосылки одаренности: в младшем школьном возрасте- вера в истину, восприимчивость, в подростковом — энергия и склонности, в старшем школьном возрасте — склонность к рассуждениям. Дети должны осознавать свою успешность и компетентность в выполняемой деятельности. Задача учителя — развивать у них высокую самоэффективность, которая позволит учащимся ставить сложные цели, прилагать усилия для достижения, преодолевать препятствия, поддерживать высокую адекватную самооценку. Педагогу необходимо учитывать связь м/д творчеством, интеллектом и адаптацией детей к школьной жизни. четыре группы детей: а) дети с высоким уровнем творчества и интеллекта (верят в свои возможности, имеют хороший самоконтроль, высокую спос-ть к концентрации внимания, большой интерес ко всему новому); б) дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей (хорошая адаптация и удовлетворенность жизнью, недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью).в) дети с высоким уровнем интеллекта, но слабыми творческими способностями (энергия направлена на достижение успеха в учебе, неудачи воспринимаются как катастрофа, боязнь риска и высказывания своего мнения, пониженная общительность); г) дети с низким уровнем интеллекта, но с высоким творческим потенциалом (постоянный конфликт м/д собственным представлением о мире и школьными требованиями, недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение); Т.о. проблемная адаптация к школьной жизни наиболее вероятна у детей, которые принадлежат к двум последним группам. Эти группы детей требуют поддержки со стороны психолога и учителя. Для успешного выполнения любой деятельности требуются не только спос-ти, но и обладание необходимыми З.ми, Н.ами и Уми.
Наблюдение эксперимент . Псих. иссл. начинается с осоЗ. общ-венной необходимости решить опред. проблему. Проблемные ситуации вытекают из общих теор. и практич. задач, стоящих перед психологической наукой. Цели иссле.м/б теоретическими, практическими (эмпирическими) и прикладными. В теор. исслед. разрабатывается модель изучаемых явлений, которая соотносится с результатами других исследований. Эмпирич. иссл. направлено на получение и описание полученных фактов в рамках какой-либо теории. Прикладное – предполагает решение какой-либо прикладной проблемы и внедрение научных результатов.На основе имеющихся проблем, определенной цели и теоретического анализа литературы в соответствующей области псих., определяются задачи конкретного исследования. Необх. опред.также объект и предм. иссл. Объект исследования это психическое явление, которое будет изучаться. Предм. исследования позволяет установить, что именно будет изучаться в объекте. После того, как определены объект и предм. исследования, поставлены цели и задачи, необходимо выяснить, каким м/б ответ на поставленный вопрос, т.е. выдвинуть гипотезу. Гипотеза – это научное предположение, это предполагаемый ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования.В ходе исследования необходимо доказать ее истинность или ложность. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ:1.ПОДГОТ- решения опред. проблемы; изуч. литер., Формул. целей и задач иссл, Опр. объекта и предм.а ис, Выдв.гипотезы ис. 2.ИССЛЕД.-Сбор фактических данных с помощью различных методов и методик. 3.ЭТАП ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ИССЛ. 4. ЭТАП ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ ИССЛ.Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования., Интерп. данных и формулирование выводов и рекомендаций. Эксперимент – это иссл-кая Д., направленная на изучение причинно-следственных связей. Эк.– один из главных методов современной псих.; это исследование, в процессе которого исследователь сам вызывает интересующие псих. явления и создает условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения их связей м/д собой и обстоятельствами жизни чел.а. Эксперимент – это метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Основные признаки эксперимента:активная позиция исследователя- это означает, что исследователь может вызвать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы; создание заранее продуманной, искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявл. лучше всего и его можно точнее и легче оценивать. Цель научного эк. – проверка на истинность обобщенных высказываний, отражающих понимание исследователем причинно-следственных связей в изучаемой области реальности. Большинство экспериментов м/б описано просто в терминах «если – то». «Если сделать то, то получится следующее». «Если» в таком случае – независимая переменная, «то» - зависимая. Например, возьмем гипотезу: поощрение учеников позитивно влияет на последующее обучение. Перефразируем ее в терминах «если – то»: «Если учеников поощрять, то это позитивно повлияет на их последующее обучение». Результаты каждого опыта записываются в протокол, где даются общие сведения об испытуемых, фиксируется характер экспериментальной задачи, время опыта, данные об экспериментаторе, результаты эксперимента, как количественные, так и качественные, особенности поведения испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д. Для проверки гипотезы психологу потребуются две группы: экспериментальная и контрольная. Эти группы в начале эксперимента должны быть репрезентативными по всем показателям. В конце эксперимента сравниваются результаты в контрольной и экспериментальной группах относительно начала и окончания исследований. Контроль явл. важнейшим фактором в эксперименте. Нужно контролировать все факторы, а не только те, которые исследуются. К тому же очень важно, чтобы обследуемые не знали, к какой группе – экспериментальной или контрольной – они принадлежат. При проведении эксперимента наличие контрольной группы обязательно. Без контрольной группы нельзя с уверенностью констатировать наличие причинно-следственной связи. Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах: лабораторном, естественном, констатирующем, формирующем. Достоинства лабораторного эксперимента: - Благодаря спос-ти экспериментатора нейтрализовать воздействия внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. - В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественных условиях. - Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части. Недостатки лабораторного эксперимента: - Утверждается, что лаб. условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лаб. исследований нельзя перенести на внешний мир. - Необычные условия лаборатории нервируют испытуемого, вследствие чего он может действовать неестественным образом, возможно подстраиваться под требования экспериментатора, и полученные данные будут иметь весьма ограниченный характер. - Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лаб. исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований. Наблюдение- целеноправл., планомерн. восприятие явлений, рез-ты кот. фиксируются наблюдателем. Предм.ом набл. служит вербал. и невербал. акты поведения имеющ. место в опред. ситуации или среде. Изучая психику людей исслед-ль может наблюдать: -речевую д-ть (содерж., чистоту, направлен-ть), -положен. тел в пространстве (перемещение, неподвижн., направл, скорость), -физич. контакты (косание, толчки, удары совм. усилия). Науч. наблюд. отлич-ся от житейского след. св-ми: -целенаправлен-ю, -систематичн-ю (позвол. достоверн. отличить случайное от закономерного), -планомерностью (опр. каким образом будет произведено наблюдение, когда, где, при каких условиях), -аналитичностью (предполагает наблюд. фактов, их объяснен., выявл. психологич. природы).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.123.194 (0.013 с.) |