Проблема развития психики ребенка в зарубежной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема развития психики ребенка в зарубежной психологии



Психоаналитические теории детского развития: проблема движущих сил развития в теории З.Фрейда и ее значение для понимания сущности психики ребенка. Развитие классического психоанализа в работах А.Фрейд.

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Жизненные кризисы и пути их преодоления.

Социализация как центральная проблема концепции социального научения. Эволюция теории социального научения. Социально-когнитивная теория А.Бандуры. Воспитание и развитие (Р.Сирс). Модель экологических систем У.Бронфенбреннера в развитии ребенка.

Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Эгоцентризм как интеллектуальная позиция, его проявления (эгоцентрическая речь, своеобразие логики ребенка) и условия преодоления.

Основные понятия операциональной теории Пиаже (схема, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание и т.п.).

Характеристика основных стадий интеллектуального развития – сенсомоторной, дооперациональной, конкретно-операциональной, фор-мально-операциональной.

Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о функциях и пути развития эгоцентрической речи.

Позиция Пиаже по проблеме соотношения обучения и развития и ее экспериментально-критический анализ в работах отечественных психологов.

Проблема движущих сил, источников и условий психического развития в отечественной психологии

Понятие высших психических функций. Законы психического развития.

Роль обучения в психическом развитии ребенка. Теоретическое и практическое значение понятия «зоны ближайшего развития».

Учение о системном и смысловом развитии сознания.

Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

Деятельностный подход к анализу психики ребенка (А. И. Леонтьев, П. Я. Гальперин; Д. Б. Эльконин).

Проблема специфичности онтогенеза психики человека. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

Категория ведущего типа деятельности (А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Роль общения в психическом развитии ребенка.

Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии. Связь содержания обучения и психического развития (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, типы учения и их связь с психическим развитием ребенка.

Понятие возраста в психологии

Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно исторический феномен. Парадоксы детства (Д.Б. Эльконин).

Возраст как единица анализа психического развития. Учение о структуре (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования) и динамике психологического возраста.

Проблема периодизации психического развития

Проблема периодизации и значение кризисов в психическом развитии ребенка. Западные периодизации (З.Фрейд, Э.Эриксон, Колберг). Роль биологического и социального в появлении возрастных новообразований. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, В.И, Слободчикова.

Юношеский возраст

Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление. Юношеская субкультура.

Социальная ситуация развития в юности. Юность — молодость зрелости или старость детства. Два периода эпохи юности — переход от самоопределения к самореализации.

Основные задачи развития, проблемы и новообразования юношеского возраста.

Развитие общения в юношеском возрасте. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни. Проблема юношеского одиночества. Неформальные молодежные объединения.

Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек.

Специфика обучения в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение.

Ранняя взрослость

Молодость как начальный этап зрелости. Двойственный характер молодости. Задачи развития. Установление интимности, личных близких связей с другим человеком — основная потребность зрелости. Любовь и дружба. Выбор спутника жизни и создание семьи - специфика социальной ситуации развития. Роль профессиональной деятельности в молодости. Центральные возрастные новообразования. Личностное развитие в молодости. Смысл жизни – основная категория, которыми оперирует молодость. Условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля.

Кризис 30 лет и его значение.

Зрелый возраст

Акмеология – отрасль знания, изучающая взрослость. Зрелость как центральная стадия на жизненном пути человека, характеризующаяся переживанием нужности другим (Э.Эриксон). Социальная ситуация развития в зрелости. Личностные характеристики зрелости. Продуктивность и порождение – центральные возрастные новообразования.

Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте.

Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.

Кризис середины жизни (40 - 50 лет).

Поздняя взрослость

Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.

Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Жизненная мудрость.

Старость и одиночество. Применение принципа «компенсации дефекта» к специфике старения. Профилактика старения.

Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.

Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Психологическая готовность к уходу на пенсию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.24.171 (0.013 с.)