Социальное назначение (роль) государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное назначение (роль) государства



Разнообразие в понимании социального назначения государства
   
   
Платон утверждение нравственности
Аристотель
Гегель
   
Гроций достижение социального блага
   
Гоббс достижение общей безопасности
Руссо утверждение общей свободы
Лассаль
   
Маркс служит орудием классового господства и строительства бесклассового общества
Энгельс
Ленин
   
Ростоу создание в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого
Хекшнер
Бернс

 

 

Служебная роль современного цивилизованного государства
     
охрана правопорядка, сво­бод и прав человека   проведение решений, которые поддерживаются различными слоями общества
 
   
преодоление социальных про­тиворечий    
  сохранение мира, предотвра­щение вооруженных конфликтов
   
достижение социального ком­промисса, учета и ко­ординации интересов раз­личных групп на­селения    
   
   
   

Исторические типы государства,

Типы общественно-экономической формации

 

         
Эксплуататорские государства   Неэксплуататорские государства
         
Рабовладельческие государства: Шумер, Египет, Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Урарту, Колхида   Социалистические государства
 
   
   
       
Феодальные государства: Франкское государство, Франция до конца XVIII века, Англия до начала XVIII века. Киевская Русь, Россия до конца XIX века    
   
   
   
       
Буржуазные государства: США, ФРГ, Великобритания, Мексика, Япония, Италия и др.    
   
   
       
Демократические государства: ФРГ, США, Великобритания и др.    
             

 

Пояснение

 

Типология государств

 

Типология государств - это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса разви­тия государств. Основными современными типологиями, претендующи­ми на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов, являются формационная и цивилизационная типологии государ­ства и права.

Вместе с тем, в соответствии с принципом плюрализма понимания типологии государств на сегодняшнем этапе развития теории государства и права не существует универсальной, единственно правильной типологии государства и права. Ни одна из систем не заключает в себе всю исти­ну, а лишь констатирует степень приближенности конструкции к позна­нию данного объекта.

В современном мире насчитывается около 200 государств. Их классификация возможна по самым различным основаниям:

1) по социальным признакам (характеру государственной власти);

2) по форме (способам организации власти);

3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);

4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);

5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов;

6) по уровню развития права (правовые, полуправовые);

7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.

Рассмотрим основные типологии (подходы) государства и права.

Формационная типология.

Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или от­сутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная фор­мация, которая не может обойтись без той или иной формы государствен­ности. Согласно этого подхода, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи об­разует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений.

Тип государства, т.е. фактически главное и решающее в его сущности, определяется тем, какому классу (классам) оно служит.

Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.

Цивилизационная типология.

Эта типология связана с понятием "цивилизация". В самом общем виде понятие "цивилизации" можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через со­здание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерар­хии структур и ценностей. Цивилизационный подход не отрицает обус­ловливание государства экономическими причинами, но подчеркивает, что наряду с ними государство определяется также духовно-культурными и нравственными факторами, которые могут блокировать или поощрять развитие государства. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на социальную, в том числе государственную организацию общества. Социокультурные, духовные факторы (цивилизационный подход) могут резко усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы (формационный подход). Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а так­же современная Япония.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десят­ков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившими­ся в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характер­ным для них типом государства.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древне­египетская, шумерская, индская, эгейская и др.). Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Тре­тий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.

 

тип цивилизации   древневосточные государства
 
   
  древнеафинское государство
 
   
  древнеримское государство
 
   
  сревневековое государство
 
   
  современное государство
 

 

Вывод: глубокое проникновение в сущность государства, правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов - формационного и цивилизационного. Только их умелое сочетание способно помочь реше­нию познавательной задачи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.007 с.)