Понятие и виды систематизации законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды систематизации законодательства



 

Систематизация законодательства - упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, цельную систему
             
Способы:
                     
Учет   Инкорпорация   Консолидация   Кодификация
                               

 

Инкорпорация - объединение в систематизированном виде действующих нормативно-правовых актов без изменения их содержания. Осуще­ствляется не правотворческими органами, а систематизатором, не имею­щим полномочий изменять содержание норм права. Инкорпорация быва­ет систематической и хронологической. Виды инкорпорации: сборники нормативных актов, собрания нормативных актов, свод законов.

Официальная инкорпорация - издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений.

Официозная инкорпорация - издание собраний актов компетентным органом (например, Министерством юстиции) по поручению правотворческого органа, но без его официально выраженного утверждения.

Неофициальная инкорпорация - издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций, учреждений без специальных на то полномочий.

Консолидация - вид систематизации, при котором множественность нормативных актов одного и того же предмета правового регулирования преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. При этом содержание отдельных нормативных актов не изменяется и не дополняется. Может осуществляться редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, длинноты, объединяются в один пункт тождественные по содер­жанию нормативные предписания. Консолидация используется только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими норма­тивных актов. Она широко используется с целью упорядочения норматив­ных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности и т.д. Во Франции, например, широко используется практика изда­ния консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами, по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования: о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный и др.

кодификация - создание законодателем (органом нормотворчества) сводного, систематизированного, внутренне согласованного, крупного нормативного акта. Например, при принятии КоАП РСФСР были признаны утратившими силу полностью или частично около 1000 ранее приня­тых нормативных актов.

Всеобщая кодификация - вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основ­ным отраслям нормативно-правового материала.

Комплексная кодификация - состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

Отраслевая кодификация - вид кодификации, который охватывает нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).

Специальная кодификация - вид кодификации, когда группируют­ся нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

Виды кодификационных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, регламенты, правила.

учет нормативно-правовых актов - это деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Наиболее известны в России следующие продукты (способы распространения правовой информации) и разработавшие их организации:

· Консультант-Плюс (АО "Консультант-Плюс");

· ГАРАНТ (НПП "Гарант-Сервис");

· "Кодекс" (Центр Компьютерных разработок);

· "Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

· "Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ);

· ЮСИС (фирма "Интралекс");

· "Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");

· "Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

· "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");

· системы "1С: Кодекс", "1С: Гарант", "1С: Эталон" (Компания "1С");

· система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

 

    Виды учета:    
         
журнальный учет   компьютерный учет   карточный учет
                     

 

В государственных органах, фирмах, на предприятиях действуют специальные справочно-информационные службы, подразделения.

Справочно-информационная служба по законодательству - учет действующего законодательства, поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.

 

 

Правовые отношения

 

Правоотношение - это волевое общественное отношение, урегулированное нормами права и защищаемое государством.

Правовые отношения - это отношения в связи с правом, на основе права. Они возникают вместе с природными (естественными) правами и обязанностями, а с появлением государства важнейшие из них получают законодательное оформление.

Правовым отношениям присущи следующие признаки:

1. Правоотношение - это общественное отношение, т.е. отношение между людьми и неразрывно связанное с их деятельностью.

2. Правоотношение - это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм позитивного права на поведение людей. В жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает юридичес­кая норма. С введением в действие в сфере экономики принципа "разре­шено все, что не запрещено законом" жесткая зависимость правоотноше­ния от нормы права значительно ослабевает. Могут иметь место правоот­ношения, урегулированные другими источниками права.

3. Правоотношение - это связь между людьми посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Субъективное право - это пре­доставленная участнику правоотношения возможность определенного поведения, в необходимых случаях обеспеченная государственным принуждением. Юридическая обязанность - это возлагаемая на участника поведения должная форма поведения, обеспеченная государственным принуждением.

Для возникновения правоотношения необходим, как минимум, один субъект права (например, возбуждение уголовного дела).

4. Правоотношение - волевое отношение. Помимо воли, выраженной в норме права, для возникновения правоотношения необходима воля его участников.

5. Правоотношение - это отношение, охраняемое государством. Правосубъектность - это способность быть субъектом права. Нор­ма права, правосубьектность и юридический факт являются предпосыл­ками возникновения правоотношений.

 

 

Структура права
         
идеи (философия права)   нормы (законодательство)   общественные отношения (социология права)
               

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.008 с.)