Общественная власть в первобытном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественная власть в первобытном обществе



 

Первобытное общество -первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей (40 тыс. лет назад) до возникновения государства.

Род - исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство.

 

  Родовая община объединение людей, основанная на кровном родстве, а также на общности имущества и труда  
         
  Организация общественной власти  
         
  Собрание взрослых членов рода  
         
Военноначальник (военный вождь)   Старейшина рода (вождь)   Жрецы
         
Особенности первобытной общественной власти
     
Власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода
     
Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли функции под его контролем, в любое время могли быть смещены собранием
       
Специального аппарата, который бы занимался только управлением, не было
                         

Пояснения

 

Качественный переворот во всех сферах человеческой жизни произошел при переходе в неолите (новый каменный век, примерно VII-III тысячелетие до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. Этот пере­ход начался в различных районах земного шара приблизительно 10-12 тысяч лет назад и занял несколько тысячелетий.

Таким образом, развитие производительных сил (орудия и люди), рост производительности труда, общественное разделение труда: отделение скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, выделение груп­пы купцов, появление избыточного продукта (прибавочного), частной соб­ственности, раскол общества на антагонистические классы, противоречия и борьба между классами, усложнение организации производства, появ­ление новых управленческих, организационных функций общества (со­ответственно и структур) - объективно привело первобытное общество в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу - зарождению го­сударства. Это характеризует европейскую модель формирования государ­ства.

Имеется и другая форма происхождения государства - азиатская (восточная) модель.

Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). "Азиатская" (восточная) модель государствообразования свидетельствует о том, что не частная собственность, не классообразование играют ведущую роль в развитии социальных структур и государства в том числе. Такая роль принадлежит самому государству, государственной власти, возникшим исторически раньше, чем частная собственность, а процессы классообразования идут параллельно со становлением государственных институтов, а точнее, с административным аппаратом в лице конкретных правителей, аппаратов управления и принуждения и т.д. Таким образом, в начале происходит становление властных структур, в основе которого лежит не частная соб­ственность, не классовое расслоение общества, а феномен власти, господ­ства. Обладание этой властью, полученной разными способами, в том числе и при помощи "голого" насилия, способствует затем завладению и орудиями труда, средствами производства в целом (сельскохозяйственной общины), возникновению частной собственности. Следовательно, в обе­их моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место раз­личное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется ввиду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства. Для "ази­атской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генези­са государственности: "Я обладаю властью, значит я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" моде­ли формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего ча­стной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.60.35 (0.004 с.)