Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие нормативного правового акта, его соотношение

Поиск

С индивидуальными правовыми актами

 

Нормативно-правовой акт официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права
     
Нормативные акты   Индивидуально-правовые акты
  создаются     издаются
в результате нормотворческой деятельности ор­ганов государства и организаций   правоприменительными органами
   
  норм права не содержат
     
в них сформированы нормы права   источником права не являются, юридически обязательны только для лиц, указанных в этом акте
   
являются основным источником права, юридически обязательны для персонально не фиксирован­ного круга лиц  
    оформляются
  в виде указов, постановлений, приказов, распоряжений, относя­щихся к названным в них лицам и конкретным обстоятельствам
  оформляются  
в виде законов, указов, положе­ний, актов нормативного харак­тера  
 
         

 

 

Виды нормативных актов

 

По юридической силе подразделяются на:
         
Законы       Подзаконные акты
         
Принимаются по основным во­просам общественной жизни в особом законодательном по­рядке высшим представитель­ным орга­ном государства или путем рефе­рендума, а также законодатель­ными органами субъектов феде­рации       создаются на основе и во исполнение законов
     
       
      нормативные указы главы государст­ва (об утверждении Общевоинских уста­вов, положения о МВД, о ФПС Рос­сии, о совершенствовании поряд­ка пересечения Государственной гра­ницы и т.п.)
     
     
     
     
       
не подлежат контролю или ут­верждению со стороны какого-либо органа государства        
      нормативные постановления прави­тельства (о порядке привлечения граждан к охране границы, о пропус­ке грузов и т/с через границу и т.п.)
     
       
представляют ядро правовой системы государства      
       
        нормативные акты министерств и ведомств (постановления, приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, руководства, правила, вводимые в действие приказами Ди­ректора ФПС, Министра обороны и т.п.)
подразделяются на - конституционные; - федеральные; - субъектов федерации      
     
     
     
       
       
         
        нормативные решения и постановле­ния местных органов (Совета, мэрии, муниципалитета и др.)
       
       
         
        внутриорганизационные подзаконные акты руководителей учреждений, предприятий, организаций, заведений. воинских частей и т.п.
       
       
       

 

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц  
                 
во времени   в пространстве   по кругу физических лиц   по кругу юриди-ческих лиц  
                     
                     
вступление нормативного акта в силу   прекращение действия норма­тивного акта     территория РФ       государство в целом (неюри­дическое лицо)  
                 
        территория респуб­лик и других субъ­ектов в составе РФ        
                     
  с момента принятия или опубликова­ния   в результате прямого ука­зания           государствен­ные органы  
                     
          территория адми­нистративно-терри­ториальных единиц (город, район, округ и т.п.)       общественные организации, предприятия, фирмы, фермеры и т.п.  
                 
      в связи с при­нятием нового акта, его за­меняющего            
  с момента, указанного в нем или в за­коне, его ут­верждающем              
   
                граждане  
            территория мест дислокации воо­ру­женных сил РФ, органов и войск МВД, ФПС Рос­сии (военный ок­руг, региональное управление ФПС России и т.п.)          
  по истечении срока, уста­новленного в нем           иностранцы  
                   
  по истечении установлен­ного срока после его опубликова­ния             лица без гражданства  
               
                   
                   
                   
                   
                                     

 

 

Пояснения

 

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления это­го момента:

1) нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

2) время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

3) нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия. Законы и иные нормативные акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям:

1) в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентно­го органа;

2) в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если даже старый акт не отменен;

3) по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.

Действие нормативных актов в пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются, т.е. на ко­торую распространяются властные полномочия органа, издавшего их. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внут­ри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра, прилегающая 12 мильная морская зона, континентальный шельф, экономическая зона. К ней относится также террито­рия российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море.

Действие нормативного акта по кругу лиц. На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, государственных органов, общественных и частных организаций и других субъектов в части их касающейся. Вме­сте с тем существуют специальные нормативные акты, распространяю­щиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц (на­пример, закон о льготах чернобыльцам, Закон РСФСР "О милиции", Фе­деральный закон "Об основах государственной службы", закон о пенсиях и т.д.).

Слово "закон" образовано из приставки "за" и корня "кон" (черта, граница, которую нельзя переступать).

Закон - это нормативный юридический акт государственного представительного органа или непосредственно народа (референдум), облада­ющий высшей юридической силой и содержащий (изначальные) право­вые нормы всей страны или субъекта федерации.

Законы - это всеобщие нормы, в которых свобода приобретает независимое от произвола отдельного индивида существование (проф. Н.И. Матузов).

 

 

Признаки закона

 

1) Это юридический акт - введение в правовую систему юридических норм, письменный документ, всегда - источник права;

2) это акт строго определенных органов власти в государстве или народа, т.е. субъектов-носителей государственного суверенитета;

3) это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, - все остальные нормативные акты - под ним, подзаконные;

4) это нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам.

 

Легитимность закона

 

Легитимность закона означает положительное отношение к нему членов общества, поддержку его гражданами и юридическими лицами. Легитимность имеет две стороны: формальную и содержательную. Формальная означает принятие закона или иного нормативного акта надлежа­щим органом в установленном порядке. Содержательная - зависимость легитимности от его содержания. Содержательную сторону легитимности можно именовать легальностью закона. Идеальным является совпаде­ние формальной легитимности и легальности закона. Проблема легитим­ности возникает тогда, когда формальная легитимность и легальность закона не совпадают. В подобных случаях реализация закона становится проблематичной.

Различие между формальной легитимностью и легальностью закона базируется на известной концепции различения права и закона. Легальным следует признать только правовой закон, т.е. закон, проводящий и закрепляющий правовую идею (справедливости, свободы, прав человека и др.). Такой подход делает необходимым механизм различения правово­го закона и неправового. В этом - коренная проблема всей концепции различения права и закона.

 

Различение права и закона

 

Проблема различения права и закона приобретает в теории права в России актуальное значение в 1970-е годы, т.е. в годы, совпавшие с формированием идеи правового государства, неизбежным следствием кото­рого был отказ от тоталитарных представлений о сущности права и, в частности, от приоритета государства над правом.

Практическая необходимость в различении права и закона существует потому, что не все законы соответствуют идеалам справедливости, т.е. не всегда торжествует единство должного и сущего. Сущее - это за­кон, который есть, должное - то, каким он должен быть. Поиск последне­го и составляет поиск сущности права. Процесс этот постоянный, лишь в правовом государстве, в котором сущее и должное совпадают, он прибли­жается к цели. Понятие правового государства означает связанность го­сударства правом, прежде всего демократической конституцией и право­выми законами, изданными на основе этой конституции. Особую роль в этой связанности государства правом играет заложенная во всяком истин­ном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принци­пы, т.е. общечеловеческие ценности. Смысл правового государства состоит прежде всего и, главным образом, в обеспечении господства права, а не только и не просто верховенства закона. Речь должна идти о господстве, верховенстве правового закона, а не любого, пусть даже принятого с со­блюдением всех законодательных процедур. Главный смысл такого раз­личения - в признании специфики права как системы воплощения в нем общепринятых принципов и демократических ценностей. В цивилизован­ном мире общепринято, что в праве должна сочетаться и взаимодейство­вать нравственность, социальность, нормативность.

Закон - лишь одна из форм права. Еще в Древнем Риме различали право (jus) и закон (lex). Цицерон в диалогах "О законах" писал о "вредных" и "пагубных" постановлениях и отмечал, что "они заслуживают на­звания закона не больше, чем решения, принятые с общего согласия разбойниками", что законом является лишь справедливое решение.

На практике значение различения права и закона состоит в выявлении социально-правовых ценностных ориентиров и требований для раз­личения и противопоставления права и произвола (облеченного порой в форму закона), для обеспечения соответствия требованиям права всей нормотворческой и иной деятельности публичной власти. Противоположный подход к правопониманию с позиций юридического позитивизма или нормативизма, когда отождествляются право и закон или различия меж­ду ними размываются, открывает, в конечном счете, дорогу юридическо­му (т.е. узаконенному) произволу, властно-принудительному правотворчеству.

Проблема эта - отнюдь не праздная. О ее значимости наглядно свидетельствует как трагический опыт фашистской Германии, так и наш соб­ственный опыт. Именно с этих позиций (различения права и закона) ана­лизировалась преступная практика национал-социализма на Нюрнбергс­ком процессе. Да и в Российской империи закон в течение столетий был отнюдь не правом в подлинном смысле слова, а лишь орудием произвола, причем не самым эффективным и потому не самым главным. Против по­зитивизма в праве, лишавшего право связи с общечеловеческими ценно­стями и моралью, выступали известные русские юристы Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

А законодательная и законоприменительная практика семидесяти с лишним лет советского тоталитарного государства унаследовала мно­гое от автократической традиции Российской империи. Большевистская "политическая целесообразность" (читай - неприкрытый произвол), постулаты таких "корифеев" права, как бывший прокурор СССР А. Вышинс­кий с его "царицей доказательств" (признание вины самим обвиняемым - как главное доказательство в суде), серьезно подрубили генофонд всех народов бывшего Советского Союза, в том числе и русского.

Одним из проявлений права (структура права - философия права, нормы права, социология права) в его различении с законом является и право, представленное в правосознании, правовых отношениях, правовых принципах, иных правовых явлениях. Поэтому право шире законодательства и никогда с ним по объему не совпадает. Законодательство выражает лишь некоторую часть естественного права. Оно может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его. И тогда будет мала сте­пень "права в праве", т.е. степень права (прежде всего нравственность и социальность) в законодательстве.

 

    Виды законов    
       
             
по отношению к Основному закону   по территории действия   по сфере действия   по времени действия
                     
конституции     федеральные законы     основы зако­нодательства     без указания срока дейст­вия
               
  федеральные конституцион­ные законы: поправки, из­менения, до­полнения Кон­ституции                
      законы субъектов РФ     отраслевые кодексы      
              законы на определенный срок
                 
            законы бюджетные, финансовые    
                 
                законы с ог­раниченным сроком дейст­вия
                   
  федеральные конституцион­ные законы (За­кон о конститу­ционном суде)           законы государственного плана    
               
                 
                  иные срочные законы
                 
                     
  конституцион­ные поправки в законы РФ                  
                   
                   

 

Действие законов во времени

 

    Начинают действовать с момента вступления их в законную силу
       
    со дня их принятия правотворческим органом,
   
    или
    по истечении установленного срока после их опубликования,
   
    или
    со времени, указанного в самом акте, либо в специальном акте о введении его в действие
   
  утрачивают силу    
   
         
по истечении срока действия акта  
     
  в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт,  
   
     
  на основании прямого указания компетентного органа о его отмене  
   
                 

 

 

  Обратная (во времени) сила закона - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет
Исключение
Закон распространяется на факты, возникшие до его вступления в закон­ную силу, если это устанавливается самим законом
Если закон смягчает или устраняет ответственность
   

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.015 с.)