Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие нормативного правового акта, его соотношениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С индивидуальными правовыми актами
Виды нормативных актов
Пояснения
Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу. В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента: 1) нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования; 2) время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта; 3) нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт. Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия. Законы и иные нормативные акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям: 1) в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа; 2) в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если даже старый акт не отменен; 3) по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте. Действие нормативных актов в пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются, т.е. на которую распространяются властные полномочия органа, издавшего их. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра, прилегающая 12 мильная морская зона, континентальный шельф, экономическая зона. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море. Действие нормативного акта по кругу лиц. На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, государственных органов, общественных и частных организаций и других субъектов в части их касающейся. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц (например, закон о льготах чернобыльцам, Закон РСФСР "О милиции", Федеральный закон "Об основах государственной службы", закон о пенсиях и т.д.). Слово "закон" образовано из приставки "за" и корня "кон" (черта, граница, которую нельзя переступать). Закон - это нормативный юридический акт государственного представительного органа или непосредственно народа (референдум), обладающий высшей юридической силой и содержащий (изначальные) правовые нормы всей страны или субъекта федерации. Законы - это всеобщие нормы, в которых свобода приобретает независимое от произвола отдельного индивида существование (проф. Н.И. Матузов).
Признаки закона
1) Это юридический акт - введение в правовую систему юридических норм, письменный документ, всегда - источник права; 2) это акт строго определенных органов власти в государстве или народа, т.е. субъектов-носителей государственного суверенитета; 3) это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, - все остальные нормативные акты - под ним, подзаконные; 4) это нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам.
Легитимность закона
Легитимность закона означает положительное отношение к нему членов общества, поддержку его гражданами и юридическими лицами. Легитимность имеет две стороны: формальную и содержательную. Формальная означает принятие закона или иного нормативного акта надлежащим органом в установленном порядке. Содержательная - зависимость легитимности от его содержания. Содержательную сторону легитимности можно именовать легальностью закона. Идеальным является совпадение формальной легитимности и легальности закона. Проблема легитимности возникает тогда, когда формальная легитимность и легальность закона не совпадают. В подобных случаях реализация закона становится проблематичной. Различие между формальной легитимностью и легальностью закона базируется на известной концепции различения права и закона. Легальным следует признать только правовой закон, т.е. закон, проводящий и закрепляющий правовую идею (справедливости, свободы, прав человека и др.). Такой подход делает необходимым механизм различения правового закона и неправового. В этом - коренная проблема всей концепции различения права и закона.
Различение права и закона
Проблема различения права и закона приобретает в теории права в России актуальное значение в 1970-е годы, т.е. в годы, совпавшие с формированием идеи правового государства, неизбежным следствием которого был отказ от тоталитарных представлений о сущности права и, в частности, от приоритета государства над правом. Практическая необходимость в различении права и закона существует потому, что не все законы соответствуют идеалам справедливости, т.е. не всегда торжествует единство должного и сущего. Сущее - это закон, который есть, должное - то, каким он должен быть. Поиск последнего и составляет поиск сущности права. Процесс этот постоянный, лишь в правовом государстве, в котором сущее и должное совпадают, он приближается к цели. Понятие правового государства означает связанность государства правом, прежде всего демократической конституцией и правовыми законами, изданными на основе этой конституции. Особую роль в этой связанности государства правом играет заложенная во всяком истинном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принципы, т.е. общечеловеческие ценности. Смысл правового государства состоит прежде всего и, главным образом, в обеспечении господства права, а не только и не просто верховенства закона. Речь должна идти о господстве, верховенстве правового закона, а не любого, пусть даже принятого с соблюдением всех законодательных процедур. Главный смысл такого различения - в признании специфики права как системы воплощения в нем общепринятых принципов и демократических ценностей. В цивилизованном мире общепринято, что в праве должна сочетаться и взаимодействовать нравственность, социальность, нормативность. Закон - лишь одна из форм права. Еще в Древнем Риме различали право (jus) и закон (lex). Цицерон в диалогах "О законах" писал о "вредных" и "пагубных" постановлениях и отмечал, что "они заслуживают названия закона не больше, чем решения, принятые с общего согласия разбойниками", что законом является лишь справедливое решение. На практике значение различения права и закона состоит в выявлении социально-правовых ценностных ориентиров и требований для различения и противопоставления права и произвола (облеченного порой в форму закона), для обеспечения соответствия требованиям права всей нормотворческой и иной деятельности публичной власти. Противоположный подход к правопониманию с позиций юридического позитивизма или нормативизма, когда отождествляются право и закон или различия между ними размываются, открывает, в конечном счете, дорогу юридическому (т.е. узаконенному) произволу, властно-принудительному правотворчеству. Проблема эта - отнюдь не праздная. О ее значимости наглядно свидетельствует как трагический опыт фашистской Германии, так и наш собственный опыт. Именно с этих позиций (различения права и закона) анализировалась преступная практика национал-социализма на Нюрнбергском процессе. Да и в Российской империи закон в течение столетий был отнюдь не правом в подлинном смысле слова, а лишь орудием произвола, причем не самым эффективным и потому не самым главным. Против позитивизма в праве, лишавшего право связи с общечеловеческими ценностями и моралью, выступали известные русские юристы Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. А законодательная и законоприменительная практика семидесяти с лишним лет советского тоталитарного государства унаследовала многое от автократической традиции Российской империи. Большевистская "политическая целесообразность" (читай - неприкрытый произвол), постулаты таких "корифеев" права, как бывший прокурор СССР А. Вышинский с его "царицей доказательств" (признание вины самим обвиняемым - как главное доказательство в суде), серьезно подрубили генофонд всех народов бывшего Советского Союза, в том числе и русского. Одним из проявлений права (структура права - философия права, нормы права, социология права) в его различении с законом является и право, представленное в правосознании, правовых отношениях, правовых принципах, иных правовых явлениях. Поэтому право шире законодательства и никогда с ним по объему не совпадает. Законодательство выражает лишь некоторую часть естественного права. Оно может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его. И тогда будет мала степень "права в праве", т.е. степень права (прежде всего нравственность и социальность) в законодательстве.
Действие законов во времени
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.014 с.) |