Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Простое предложение. Типы предложений по структуре, функции и эмоциональной окраске. Простые, сложные предложения. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения: 1. Простые (состоящие из одной предикативной единицы) и сложные (состоящие из двух и более предикативных единиц); 2. Утвердительные и отрицательные – по характеру выражаемого в них высказывания к действительности; 3. Повествовательные, вопросительные и побудительные – по цели высказывания; 4. Односоставные и двусоставные; 5. Распространенные и нераспространенные; 6. Полные и неполные; 7. Синтаксически членимые и нечленимые (слова-предложения)
В основу различия между простым и сложным предложением кладется следующее: · Простое пр. заключает одну предикативную единицу, сложное – две и более · Простое пр. соотносительно с простым суждением, сложное – со сложным, элементами которого являются простые суждения · Простое строится из слов и словосочетаний, сложное – из простых предложений, которые в одних случаях остаются неизменными, в других претерпевают значительные изменения, входя в сложное предложение в качестве его компонентов. Повествовательные П содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение. Законченность мысли выражается в интонации: в конце предложения характерно понижение тона. Структура ПП зависит от его содержания – если повествуется о действии, состоянии, движении кого-либо или чего-либо, то сказуемое бывает глагольное, если дается характеристика признака, то сказуемое именное. Вопросительные П заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему (Далеко ли вы отсюда живете?). Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (нежели, разве, ли), порядок слов. По структуре различаются два типа ВП: местоименные и неместоименные. По своему характеру ВП делятся на следующие разряды: 1. Собственно-вопросительные П, в которых выражается стремление говорящего выяснить что-либо для него неизвестное (К чему опять ты мрачный взор мохнатой шапкой закрываешь?) 2. Вопросительно-утвердительные П, содержащие вопрос, требующий подтверждения собеседником высказанного в предложении (Да ведь фуражка на голове у вас?) 3. Вопросительно-отрицательные П, выражающие под видом вопроса отрицание (Признайтесь… вы письма не ждали так поздно и в такую даль?) 4. Вопросительно-побудительные П, выражающие косвенное побуждение через вопрос (Отчего же ты у меня не спросишь?) 5. Вопросительно-риторические П, не требующие ответа и употребляемые как средство выразительности (Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам?) Побудительные П выражают желание заставить действовать других людей. В них содержатся различные оттенки волеизъявления: приказ, совет, запрещение, угроза, просьба, мольба, пожелание и т. д. (Воротить, воротить его!) Грамматическими средствами являются: побудительная интонация, различные глагольные формы, частицы, междометия и т. д. (Ты бы ушла, Настя) Восклицательными называются П, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Восклицательным может стать любое предложение по цели высказывания. (Вечер такой славный!) ВП могут выражать интеллектуальные состояния (удивление, недоумение, сомнение, иронию, презрение, пренебрежение и т. д.), различные чувства (гнев, ненависть, страх, нежность, ласку, любовь, восхищение, порицание, возмущение т. д.), побуждение (приказ, призыв, просьбу и т. д.) Конструктивными элементами ВП являются: особая интонация, эмоциональные частицы, междометия (Эх, шоферы, шоферы – лихое и веселое племя!) Вопрос № 17 Признак полноты - неполноты предложения не касается его позиционной характеристики, структурно-грамматического состава. С точки зрения позиционной структуры неполных предложений нет. Полные и неполные предложения различаются лишь тем, что в полных предложениях словесно представлены все необходимые формальные звенья данной структуры, а в неполных те или иные позиции данной структуры оказываются незамещенными. Последнее может быть вызвано разными причинами: контекстом, речевой ситуацией, общим опытом говорящих. Неполные предложения по своей коммуникативной значимости ничем не отличаются от полных, они достаточно понятны. Однако они характеризуются формальной невыраженностью некоторых компонентов. Это выявляется в том, что связи и функции имеющихся членов указывают на отсутствующие члены. Например: Они смотрели друг на друга; Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством, сверкая смеющимися глазами (Гонч.). Словоформы с холодным любопытством, с дерзким торжеством и деепричастный оборот сверкая смеющимися глазами обнаруживают грамматическую связь с глаголом, в данном предложении словесно не представленным (его синтаксическое место осталось свободным). Пропуск оказался возможным по условиям контекста: в первой части сложного предложения глагол представлен словесно. Неполным может быть предложение и при условии пропуска второстепенных членов, когда грамматическая форма имеющихся членов указывает на этот пропуск. Например, в тексте: Первую вещь я играл еще с волнением, вторую - почти справясь с ним, третью - поддавшись напору нового и непредвиденного (Паст.) - формы числительных вторую, третью указывают на согласование с отсутствующим существительным в винительном падеже; кроме того, оказалось возможным опустить и другие звенья, известные из контекста (я играл) и оставить в наличии лишь вновь употребляемые словоформы, т.е. те, которые имеют коммуникативную значимость. Таким образом, неполнота предложения обнаруживается прежде всего в условиях контекста, а само понятие неполноты возникает из сопоставления с полными предложениями, при учете синтаксических связей между компонентами предложения. Функционирование неполных предложений как полноценных единиц общения - это следствие действия общих закономерностей в построении предложений и сложных синтаксических целых, т.е. появление неполных предложений - это явление необходимое, диктуемое речевыми нормами. Кроме контекста, условиями для функционирования неполных предложений могут оказаться факторы внеязыковые (окружающая обстановка, общественный опыт, мимика, жесты). Особенно это сказывается в диалоге, который строится по особым законам реплицирования, опирающимся на коммуникативную взаимонаправленность речи. Среди лексически неполных предложений особую группу составляют предложения с нулевым предикатом, обозначающим местоположение предмета в пространстве и времени (так называемые эллиптические предложения, в которых, как правило, имеется два компонента - обстоятельственный и подлежащный): За шоссе - березовый лесок (Бун.); На дворе - одиннадцать лошадей, а на стойле - сивый жеребец, злой, тяжелый, гривастый, грудастый (Бун.); Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромной мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.). Отсутствующий член предложения здесь не только не упоминается в предшествующем контексте, но и вообще трудно воспроизводим лексически.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.58 (0.007 с.) |