Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простое предложение. Типы предложений по структуре, функции и эмоциональной окраске. Простые, сложные предложения. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Поиск

Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

1. Простые (состоящие из одной предикативной единицы) и сложные (состоящие из двух и более предикативных единиц);

2. Утвердительные и отрицательные – по характеру выражаемого в них высказывания к действительности;

3. Повествовательные, вопросительные и побудительные – по цели высказывания;

4. Односоставные и двусоставные;

5. Распространенные и нераспространенные;

6. Полные и неполные;

7. Синтаксически членимые и нечленимые (слова-предложения)

 

В основу различия между простым и сложным предложением кладется следующее:

· Простое пр. заключает одну предикативную единицу, сложное – две и более

· Простое пр. соотносительно с простым суждением, сложное – со сложным, элементами которого являются простые суждения

· Простое строится из слов и словосочетаний, сложное – из простых предложений, которые в одних случаях остаются неизменными, в других претерпевают значительные изменения, входя в сложное предложение в качестве его компонентов.

Повествовательные П содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение. Законченность мысли выражается в интонации: в конце предложения характерно понижение тона.

Структура ПП зависит от его содержания – если повествуется о действии, состоянии, движении кого-либо или чего-либо, то сказуемое бывает глагольное, если дается характеристика признака, то сказуемое именное.

Вопросительные П заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему (Далеко ли вы отсюда живете?).

Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (нежели, разве, ли), порядок слов.

По структуре различаются два типа ВП: местоименные и неместоименные.

По своему характеру ВП делятся на следующие разряды:

1. Собственно-вопросительные П, в которых выражается стремление говорящего выяснить что-либо для него неизвестное (К чему опять ты мрачный взор мохнатой шапкой закрываешь?)

2. Вопросительно-утвердительные П, содержащие вопрос, требующий подтверждения собеседником высказанного в предложении (Да ведь фуражка на голове у вас?)

3. Вопросительно-отрицательные П, выражающие под видом вопроса отрицание (Признайтесь… вы письма не ждали так поздно и в такую даль?)

4. Вопросительно-побудительные П, выражающие косвенное побуждение через вопрос (Отчего же ты у меня не спросишь?)

5. Вопросительно-риторические П, не требующие ответа и употребляемые как средство выразительности (Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам?)

Побудительные П выражают желание заставить действовать других людей. В них содержатся различные оттенки волеизъявления: приказ, совет, запрещение, угроза, просьба, мольба, пожелание и т. д. (Воротить, воротить его!)

Грамматическими средствами являются: побудительная интонация, различные глагольные формы, частицы, междометия и т. д. (Ты бы ушла, Настя)

Восклицательными называются П, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Восклицательным может стать любое предложение по цели высказывания. (Вечер такой славный!)

ВП могут выражать интеллектуальные состояния (удивление, недоумение, сомнение, иронию, презрение, пренебрежение и т. д.), различные чувства (гнев, ненависть, страх, нежность, ласку, любовь, восхищение, порицание, возмущение т. д.), побуждение (приказ, призыв, просьбу и т. д.)

Конструктивными элементами ВП являются: особая интонация, эмоциональные частицы, междометия (Эх, шоферы, шоферы – лихое и веселое племя!)

Вопрос № 17

Признак полноты - неполноты предложения не касается его позиционной характеристики, структурно-грамматического состава. С точки зрения позиционной структуры неполных предложений нет. Полные и неполные предложения различаются лишь тем, что в полных предложениях словесно представлены все необходимые формальные звенья данной структуры, а в неполных те или иные позиции данной структуры оказываются незамещенными. Последнее может быть вызвано разными причинами: контекстом, речевой ситуацией, общим опытом говорящих. Неполные предложения по своей коммуникативной значимости ничем не отличаются от полных, они достаточно понятны. Однако они характеризуются формальной невыраженностью некоторых компонентов. Это выявляется в том, что связи и функции имеющихся членов указывают на отсутствующие члены. Например: Они смотрели друг на друга; Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством, сверкая смеющимися глазами (Гонч.). Словоформы с холодным любопытством, с дерзким торжеством и деепричастный оборот сверкая смеющимися глазами обнаруживают грамматическую связь с глаголом, в данном предложении словесно не представленным (его синтаксическое место осталось свободным). Пропуск оказался возможным по условиям контекста: в первой части сложного предложения глагол представлен словесно. Неполным может быть предложение и при условии пропуска второстепенных членов, когда грамматическая форма имеющихся членов указывает на этот пропуск. Например, в тексте: Первую вещь я играл еще с волнением, вторую - почти справясь с ним, третью - поддавшись напору нового и непредвиденного (Паст.) - формы числительных вторую, третью указывают на согласование с отсутствующим существительным в винительном падеже; кроме того, оказалось возможным опустить и другие звенья, известные из контекста (я играл) и оставить в наличии лишь вновь употребляемые словоформы, т.е. те, которые имеют коммуникативную значимость.

Таким образом, неполнота предложения обнаруживается прежде всего в условиях контекста, а само понятие неполноты возникает из сопоставления с полными предложениями, при учете синтаксических связей между компонентами предложения.

Функционирование неполных предложений как полноценных единиц общения - это следствие действия общих закономерностей в построении предложений и сложных синтаксических целых, т.е. появление неполных предложений - это явление необходимое, диктуемое речевыми нормами. Кроме контекста, условиями для функционирования неполных предложений могут оказаться факторы внеязыковые (окружающая обстановка, общественный опыт, мимика, жесты). Особенно это сказывается в диалоге, который строится по особым законам реплицирования, опирающимся на коммуникативную взаимонаправленность речи.

Среди лексически неполных предложений особую группу составляют предложения с нулевым предикатом, обозначающим местоположение предмета в пространстве и времени (так называемые эллиптические предложения, в которых, как правило, имеется два компонента - обстоятельственный и подлежащный): За шоссе - березовый лесок (Бун.); На дворе - одиннадцать лошадей, а на стойле - сивый жеребец, злой, тяжелый, гривастый, грудастый (Бун.); Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромной мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.). Отсутствующий член предложения здесь не только не упоминается в предшествующем контексте, но и вообще трудно воспроизводим лексически.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.58 (0.007 с.)