ТОП 10:

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ



СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

 

 
 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Мурманск


 

Тестовые задания рассмотрены и одобрены кафедрой общегуманитарных дисциплин СЗФ МГЭИ 10 мая 2011 г. Протокол №9/11

 

 

Рецензенты:

Ю. В. канд. фил. наук, доцент СЗФ МГЭИ.

Е. Е. Финатова, методист Мурманского информационно-методического центра работников образования

.

 

Берченко Т. В. Тестовые задания по русскому языку и культуре речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Мурманск : СЗФ МГЭИ, 2011 – 76 с.

 

Оригинал-макет подготовлен в авторской редакции

© Т. В. Берченко, 2011

© МГЭИ, Северо-Западный филиал, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 4

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ…………………………………………….. 5

НОРМЫ РЕЧИ

Тест №1. Орфография………………………………………………… 5

Тест №2. Пунктуация………………………………………………… 8

Орфоэпия

Тест №3. Акцентологические нормы ……………………………….. 11

Тест №4. Акцентологические нормы ……………………………….. 11

Тест №5. Акцентологические нормы ………………………………... 11

Тест №6. Орфоэпические нормы ……………………………………. 12

Грамматика

Тест №7. Морфологические нормы …………………………………. 13

Тест №8. Синтаксические нормы…………………………………….. 16

Лексика

Тест №9. Лексические нормы………………………………………… 18

Тест №10. Нормы речи (итоговый)…………………………………... 22

СТИЛИСТИКА

Тест №11. Стилистика языковых единиц……………………………. 27

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Тест №12. Ораторское искусство…………………………………….. 29

КЛЮЧИ К ПРОВЕРОЧНЫМ ТЕСТАМ……………………………... 33

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ……………………………………………...34

Тест №1. Орфография…………………………………….…………… 34

Тест №2. Пунктуация…………………………………………………. 37

Тест №3. Орфоэпические нормы…………………………………….. 40

Тест №4. Нормы речи (итоговый) …………………………………… 41

Тест №5. Нормы речи (итоговый) …………………………………… 46

Тест №6. Стилистика языковых единиц…………………………….. 50

Тест №7. Русский язык и культура речи (итоговый)………………... 53

Тест №8. Ораторское искусство……………………………………… 59

Тест №9 Функциональная стилистика……………………………… 62

Тест №10. Стилистика текста…………………………………………. 67

Тест №11. Эффективность речевой коммуникации………………… 73

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………… 75

 

 


ВВЕДЕНИЕ


Тестовые задания предназначены для проверки знаний студентов вузов всех направлений обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Задания составлены в соответствии с требованиями учебного плана, рабочей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Тестовые задания обеспечивают объективность и простоту проверки:

- общекультурной компетенции студентов, то есть знаний о языке и речи, умения пользоваться ими в работе;

- языковой компетенции, то есть практического владения русским языком, соблюдения языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных);

- коммуникативной компетенции, то есть умения воспринимать и понимать научно–учебный стиль речи, который использован для формулировки заданий;

- профессиональной компетенции – знания основ эффективности речевой коммуникации; правил речевого этикета и ведения диалога.

Данные тестовые задания предназначены для использования как в ходе текущего контроля, так и в итоговом контроле – на этапе проверки знаний студентов по окончании изучения раздела или курса. В пособие включены задания по культуре речи, которые проверяют степень владения правильной и хорошей речью.

Задания предлагаются в двух вариантах примерно одинаковой трудности: тесты с ключами – ответами и контрольные тесты. Каждое задание предусматривает один правильный ответ. Правильные ответы по тестовым заданиям (за исключением контрольных) сведены в единую таблицу «Ключи к проверочным тестам».

Тесты по темам «Стилистика», «Стилистика языковых единиц» могут быть использованы в курсе «Стилистика и литературное редактирование», по теме «Ораторское искусство» – при изучении дисциплины «Ораторское искусство».

Данные материалы могут применяться студентами для организации самоконтроля при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».


? ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ

НОРМЫ РЕЧИ

ОРФОГРАФИЯ

 

ТЕСТ №1 Орфографические нормы

 

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1. р_весник, прекл_нение, рит_рический

2. сн_гирь, соч_тать, тр_умф

3. пон_мание, хам_леон, пр_зумпция

4. скла_чина, неумес_ный, тунея_ствовать

Какое слово пишется слитно?

1. (макро) мир

2. (вице) президент

3. (социал) демократический

4. (исконно) русский

13. Укажите выражение, в котором выделенное слово пишется со строчной буквы:

1. поэма А.С. (П, п)ушкина

2. (П, п)ушкинский праздник

3. (П, п)ушкинские эпиграммы

4. (П, п)ушкинская библиотека

1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 1,3,4


ОРФОЭПИЯ


ТЕСТ №6 Орфоэпические нормы

1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1. добыча 2. генезис 3. ждала 4. звонит 5. избалованный

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог
1. шарфы 2. средства 3. туфля 4. феномен

3. В каком слове ударение падает на второй слог?
1. алфавит 2. апостроф 3. каталог 4. позвонит 5. ходатайство

4. В каком слове ударение падает на третий слог?
1.красивейший 2. феномен 3. кружево 4. позвонит 5. ворожея 6. издавна

5. В каком слове ударение падает на третий слог?
1. бунгало 2. красивее 3. накладной 4. названый

6. В каком слове правильно выделен ударный слог?
1.БАлованный 2. ДЕфис 3. доЗВОнится 4.обеРЕГ

7. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук?1. сосредоточЕние 2. килОметр 3. Издавна 4. дОговор

8. В каком слове НЕправильно выделен ударный слог?
1. фарфОр 2. сирОты 3. простынЯ 4. завИдно 5. пломбировАть 6. хозяевА

ТЕСТ №9 Лексические нормы

1. Выберите правильное определение значения слова альтернатива-

1. вид корреспонденции, направляемой от имени одной организации, учреждения и т.д. другой организации 2. возможность выбора

2. Выберите правильное определение значения слова патент

1. свидетельство на право занятия торговлей, промыслом
2. установленный порядок хранения документов в справочно-информационном фонде

3. Выберите правильное определение значения слова консенсус-
1. общее согласие по спорному вопросу 2. документ, закрепляющий соглашение двух или нескольких сторон

4. Выберите правильное определение значения слова эпатаж

1. документ, дающий его предъявителю полномочия выполнение каких-либо действий от имени доверителя 2. поведение, нарушающее общепринятые нормы

5. Выберите правильное определение значения слова ажиотаж
1. подборка документов, относящихся к какому-либо одному делу
2. искусственно вызванное возбуждение

Омографы – это

1. слова и словосочетания, совпадающие в произношении, но различающиеся по значению и написанию

2. слова, одинаково пишущиеся, но различающиеся значением и произношением, в частности ударением

3. слова, противопоставляемые по смыслу

9. Фамилии Лебедь, Находка, Жук, Шелест – это

1. антонимы 2. многозначные слова 3. паронимы 4. синонимы
5. омофоны

10. Какая лексика используется при создании каламбура: «Я чуть не сломал голову… Да! Мы живем в переломное время!»

1. многозначная 2. омографы 3. паронимы 4. антонимы
5. омофоны

Укажите историзм

1. жандарм 2. изрядно 3. кокетствовать 4. аглицкий

Укажите архаизм

1. прапорщик 2. гусар 3.воевода 4. младой

Идиомы – это

1. фразеологические единства

2. фразеологические сращения

3. фразеологические сочетания

4. фразеологические выражения

14. Укажите термин, соответствующий выделенному в тексте слову: Слушай, дело глухо, надо сматываться.

1. просторечие 2. диалектизм 3. профессионализм

15. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: «Pantin PRO-V» - блеск и сила Ваших волос. Блестящий результат.

1.сравнение 2. каламбур 3. орфографическая ошибка
4. графическое средство

16. Укажите синоним к фразеологизму море по колено:

1. семь футов под килем 2. трын-трава 3. ни рыба ни мясо
4. косая сажень в плечах

17. Выражение по праву имеет значение:

1. законно, с полным основанием (считаться, признавать)

2. по положению кого-либо

3. оба определения верны

18. По происхождению фразеологизм вавилонская блудница:
1. античный 2. библейский 3. исторический 4. литературный


19. Фразеологизм со значением «впадать в отчаяние, сильно горевать»:

1. раздирать на себе ризы (своя)

2. вить веревки

3. кануть в лету

4. тянуть резину

20. Укажите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

1. город, одежда, брег, един

2. град, одёжа, берег, один

3. город, одёжа, берег, один

4. град, одежда, брег, един

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

 

Аргумент – это

1. доказательство положения 2. мысль, которую нужно доказать
3. призыв, краткая, четкая, хорошо запоминающаяся фраза

Мелодика голоса – это

1. повышение и понижение голоса

2. замедление темпа

3. ускорение темпа

20. Топ или общееместо – это

1. смысловая модель, по которой может быть составлена речь

2. употребление слова в переносном значении

3. композиционное построение речи

21. В современной теории коммуникации выдвигают два основных принципа любого общения. Это –

1. принцип кооперации и принцип вежливости

2. принцип кооперации и принцип неприкосновенности

3. слоговой принцип и принцип кооперации

22. Одна из максим Дж. Лича, которая предлагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, -

1. максима такта

2. максима великодушия

3. максима одобрения

4. максима скромности

5. максима согласия

6. максима симпатии


КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №1

Орфография

Какое слово пишется слитно?

1. (юго)восточный

2. (исторически)правдивый

3. (микро)элемент

4. (перекати)поле

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №2

Пунктуация

Орфоэпические нормы

1. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог
1. добыча 2. завидно 3. порты 4. звонит 5. избалованный

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог
1. шарфы 2. средства 3. туфля 4. каталог 5. феномен

3. В каком слове ударение падает на второй слог
1. ходатайствовать 2. апостроф 3. вечеря 4. позвонит 5. алфавит

4. В каком слове ударение падает на третий слог
1. позвонит 2. феномен 3. кружево 4. красивейший 5. ворожея 6. издавна

5. В каком слове ударение падает на третий слог
1. бунгало 2. красивее 3. названый 4. накладной

6. В каком слове правильно выделен ударный слог
1.БАлованный 2. ДЕфис 3. дозвоНИтся 4.Оберег

7. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук
1. сосредотОчение 2. килОметр 3. издАвна 4. дОговор

8. В каком слове НЕправильно выделен ударный слог
1. фарфОр 2. сИроты 3. простынЯ 4. завИдно 5. пломбировАть 6. хозЯева

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №4

Нормы речи (итоговый)

1. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1. выр...сший в неволе 2. утренняя з...ря. 3. ур...внение
4. резвый ск...кун 5. подр...стающие деревца 6. ж...лтые лютики

2. Укажите слово, в котором пропущена буква Е:

1. пр…рогатива 2.пр...верженец новых взглядов 3. пр...был в город
4. пр...ступил к осмотру 5. местные достопр…мечательности
6. пр...чудливые постройки

3. Укажите предложение, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми:

1. Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю.

2. Ель кажется великаншей голова которой покрыта снеговой пушистой шапкой.

3. Давал три бала ежегодно и промотался наконец.

4. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:

1. избаловать 2. жалюзи 3. звонит 4. позвоним 5. иконопись
6. каталог

5. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог:

1. квартал 2. знамение 3. звонит 4. созыв 5. дефис 6. жалюзи

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №5

Нормы речи (итоговый)

Канцеляризмами являются слова: А) нижеподписавшиеся Б) взимать В) потребовать Г) агрессия

1. В,Г 2.А, Б 3.А,Г 4. Б.В

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №6

Стилистика языковых единиц

 

1. Сочетание слов, обозначающих логически несовместимые понятия, очевидным образом противоречащие по смыслу и исключающие друг друга:

1. денотат 2. оксюморон 3. антитеза 4. метонимия

2. Выберите НЕправильный вариант:

1. оплатите проезд 2. оплатите за проезд 3. заплатите за проезд

4. платите за проезд

3. Выберите правильный вариант:

1. надел шляпу 2. надел ребенка 3. одел пальто 4. одела туфли

4. Подберите синоним к слову откровение

1. вдохновение 2. искренность 3. откровенность

5. Подберите определение к имени существительному день:

1.удачливый 2. удачный

6. Как называются данные слова удачный – удачливый, понятный – понятливый, обидный - обидчивый, соседний – соседский:

1. омонимы 2. омографы 3. паронимы 4. антонимы

7. Слово в синонимичном ряду, наиболее емкое по смыслу и обычно стилистически нейтральные:

1. омоним 2.омограф 3. пароним 4. антоним 5. доминанта 6. коннотат

Языковые синонимы

1. образуют объективно существующие ряды, занимая в них определенное системой языка место

2. являются синонимами только в определенном контексте, представляют собой авторские новообразо­вания в их соотношении с существующими в языке словами.

12. Метафора – это:

1. вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими явлений

2. вид тропа, в котором слова сближаются по сходству обозначаемых ими явлений

13. Фразеологическая единица:

1. воспроизводится в виде готовой речевой единицы

2. создается каждый раз заново в процессе создания речи

14. Укажите термин, соответствующий выделенному в тексте слову:Слушай, дело глухо, надо сматываться.

1. жаргонизм 2. диалектизм 3. профессионализм 4. просторечие

15. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

-Вы – парниша что надо,- заметила Эллочка после первых минут знакомства.

-Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?

-Хо-хо!

-Но я к вам по одному деликатному делу.

-Шутите!

-Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.

-Хамите!

-Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

-Жуть!

Беседа продолжалась в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от раза становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Пережимая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, произошедших вчера в Эллочкиной жизни.

«Новое дело, – подумал он, - стулья расползаются, как тараканы».

1. диалектные 2. жаргонные 3. разговорные

16. Укажите предложение, в котором использована синекдоха:

1. Этот текст о Неронах и Александрах Великих нашей культуры.

2. Книга называлась «Мать и дитя».

3. Эй, шляпа! Как проехать отсюда к Плюшкну?

4. Мой муж всегда был шля­пой.

5. Головой работать выгоднее, чем отверткой.

17. Выражение не бей лежачего имеет значение:

1. о работе, деле, не требующих усилий в процессе их выполнения

2. небрежно, кое-как; без усилий и интереса

3. оба определения верны

18 Фразеологизм со значением «впадать в отчаяние, сильно горевать»:

1. раздирать на себе ризы (своя)

2. вить веревки

3. кануть в лету

4. тянуть резину

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №7

Кошка и люди

Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегдаугорает через нее. А чертов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты.

Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой.

- Нету, - говорят.- Жить можно.

- Товарищи, - говорю, - довольно стыдно такие слова произносить: жить можно. Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела. А вы говорите - жить можно.

Чертов жакт говорит:

- Тогда, - говорит, - устроим сейчас опыт и посмотрим, угорает ли ваша печка. Ежлимы сейчас после топки угорим - ваше счастье, переложим. Ежли не угорим - извиняемсяза отопление.

.(М. М. Зощенко)


 

1. диалектные

2. просторечные

3. профессиональные

4. общеупотребительные

6. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

Ораторское искусство

 

1. Продолжите фразу замечательного греческого софиста Горгия: «Слово есть великий…»

1. учитель 2. немой 3. властелин 4. артист

2. Риторика - это:

1. теория красноречия

2. учение о стилях речи

3. наука об ораторском искусстве

4. нормы употребления языка

5. все определения верны.

6. верны только определения 1,3

3. Тезис – это:

1. доказательство положения

2. мысль, которую нужно доказать

3. призыв, краткая, четкая, хорошо запоминающаяся фраза

4. Античный риторический канон включал в себя:

1.инвенцию, диспозицию, элокуцию, запоминание, произнесение

2.просодию, инвенцию, диспозицию, элокуцию, запоминание

3.докоммуникативную фазу, коммуникативную фазу, посткоммуникативную фазу

5. Цель оратора, по мнению Сократа:

1.силой красноречия убедить публику в чем угодно

2.раскрытие истины

3.воспитание нравов

6. Топ «род и вид» отражает:

1. закон человеческой мысли от общего к частному

2. причинно-следственные связи

7. Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, умышленно ложное построение –

1.метафора 2. софизм 3. жаргон

8. Ступень античного риторического канона инвенция – это:

1. «нахождение», «изобре­тение»

2. «расположение»

3. «словесное оформление мысли», «собственно красноречие»

9. Аргумент к авторитету чаще всего проявляется:1. в научной речи 2. в судебной речи 3. в митинговой речи


10. Риторические фигуры повтор и анафора

1. приемы изложения и виды связи речи

2. виды аргументов

3. этикетные формулы

11. Топика – это:

1. совокупность «общих мест» и способы их применения на этапе инвенции

2. доказательство положения

3. мысль, которую нужно доказать

4. призыв, краткая, четкая, хорошо запоминающаяся фраза

12. Какой топ НЕ использовал Платон в данном отрывке из диалога «Федр»: «Эрот—это великий бог, которым люди и боги восхищаются по многим причинам, не в последнюю очередь из-за его происхождения: ведь почетно быть древнейшим богом»?

1. «целое и часть» 2. «определение» 3. «обстоятельства»

13. Интонация включает:

1. мелодику 2. темп 3. паузы 4. логические ударения
5. все перечисленное

14. Знаменитый римский оратор, автор сочинения в двенадцати книгах "Риторические наставления":

1. Аристотель 2. Платон 3. Цицерон 4. Квинтилиан 5. Демосфен

15. Русский юрист и общественный деятель, член Государственного совета, один из наиболее выдающихся судебных ораторов

1. М. Ломоносов 2. С. Булгаков 3. А. Кони 4. протопоп Аввакум

16. Виды судебного красноречия:

1. лекция, научный доклад, научный обзор

2. прокурорская речь, адвокатская речь, научный обзор

3. парламентская речь, научный доклад, научный обзор, научно - популярная лекция

4. прокурорская речь, адвокатская речь.

17. Фигуры речи – это:

1. упражнения в произношении

2. особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается экспрессивность речи

18. Градация – это:

1. постепенный переход от одного состояния к другому при нарастании качества

2. оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении


19. В современной теории коммуникации выдвигают два основных принципа любого общения. Это:

1. принцип кооперации и принцип неприкосновенности

2. принцип кооперации и принцип вежливости

3. слоговой принцип и принцип кооперации

20. Принцип вежливости Дж. Лича состоит из следующих максим:

1. максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии

2. максима количества, максима качества, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии

21. Одна из максим Дж. Лича, которая предлагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи:


1. максима такта

2. максима великодушия

3. максима одобрения

4. максима скромности

5. максима согласия

6. максима симпатии


22. Максима неприятия похвал в свой адрес (принцип вежливости Дж. Лича) – это:


1. максима такта

2. максима великодушия

3. максима одобрения

4. максима скромности

5. максима согласия

6. максима симпатии


23. Категории принципа кооперации Г.П. Грайса – это:

1.симпатия, такт, вежливость, количество

2. количество, качество, отношение, способ

3. правильность и уместность речи

4. рефлексивное слушание и нерефлексивное слушание.

24. Какой риторический синтаксический прием использовал
А.С. Пушкин в строках:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам

1. риторический вопрос 2. эпифора 3. антитеза 4. период

25. Какое слово пропущено в цитате М.Ломоносова: «Красноречие есть _________ о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»:

1. наука 2. ремесло 3. искусство 4. необходимость.


КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №9

Функциональная стилистика

1. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка различаются:

1. по роли, которую язык играет в каждом конкретном случае

2. по гендерному признаку

3. на основе их происхождения

2. Различие между стилями заметнее всего проявляется:

1. в синтаксисе 2. фонетике 3. лексике 4. морфологии

3. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

- Ну, подумай, подумай... Я в сорок лет стал начальником цеха, а ты в тридцать. Улавливаешь разницу? Идеи есть, возможности есть, опыт уже есть... Ну и зарплата, естественно, будет значительно больше... Деньги-то небосьнужны, семью кормить...

- Да нужны конечно... Но страшновато...

- А чего бояться? Из всех наших молодых кадров ты самый надежный, честно скажу. Верю, что не подведешь. Ну в принципе- что, договорились?

- Да я...

- Я понимаю... Нов принципе,значит, договорились.Слушай, а чего резину тянуть?Принимай цехс понедельника!

- Как, прямо с понедельника?

- Конечно! Анечка,подготовь мне проект приказа — Семенова Николая Петровича назначить начальником шестого цеха. Ну, Коль,я на тебя надеюсь! Не подведи!

1. просторечные 2. жаргонные 3. разговорные

4. Найдите неверное утверждение:

1. Стили – разновидности языка.

2. Для книжного типа речи характерна монологическая речь.

3. Книжный тип речи включает 4 стиля речи: научный, официально- деловой, публицистический, стиль художественной литературы

4. Очерк – жанр официально-делового стиля.

5. Какого стиля речи не существует в литературном языке:

1. публицистический

2. научный

3. жаргонный

4. разговорный


Определите стиль и тип речи

Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми. Это бесспорно. В числе их икона «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал её, по преданию или по легенде, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону привезли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Привезенные иконы можно было размножить для все новых


и новых церквей, развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны для написания фресок.

Жесткая, суровая, аскетическая манера письма постепенно смягчалась и, можно сказать, очеловечивалась русскими мастерами. Вместо сухого канона и догмы появилось живое чувство непосредственности, первородство восприятия, радость открытия, торжество умения.

После Куликовской битвы к этому присоединилось также могучее чувство самосознания.

(В. Солоухин)

1. публицистический стиль: повествование и рассуждение

2. художественный стиль: описание

3. научный стиль: рассуждение

Литературный язык - это

1. язык художественной литературы

2. нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа.


Определите стиль и тип речи

Гений, любил говорить Эдисон, это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. Почти в каждом человеке заложены потенциально неограниченные умственные способности. По мнению физиологов, при современных методах воспитания используется не более одной десятой возможностей мозга как мыслительные органа. При этом люди настолько различны, насколько индивидуальны, что каждый из нас в чем-то выдающаяся, неповторимая личность. К сожалению, далеко не всегда личность находит свое призвание. Интеллект, как и любое другое свойство человека, формируется под влиянием человеческих факторов и факторов окружающей среды. Однако здесь возникает главный вопрос: в какой степени интеллектуальные особенности обусловлены наследственностью, а в какой окружающей средой? То, что ум - врожденное качество, убедительно подтверждается такими наблюдениями. Приемные дети были усыновлены при рождении и никогда не видели своих матерей. Когда они стали взрослыми, были измерены их «коэффициенты интеллектуальности», которые затем были сравнены с «коэффициентами» их биологических и приемных


родителей. Оказалось, что умственные способности приемыша соответствуют умственным способностям тех, кто его родил. Ученые сделали вывод, что приблизительно на 80 процентов умственное развитие обусловлено генетическими причинами и только на двадцать - окружающей средой. А зависит ли этот фактор от пола человека? Исследования показали, что мужчины и женщины обладают примерно одинаковым уровнем умственного развития, хотя есть и некоторые различия. Мужчины, как правило, лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами, женщины же лучше решают словесные задачи и тексты на запоминание.

1. научно-популярный стиль, повествование и рассуждение

2. публицистический стиль, описание

3. художественный стиль, рассуждение и повествование

Определите стиль и тип речи

К моменту нашего рождения (вопреки расхожим постулатам XX века о том, что мы появляемся на свет с девственно чистым умом, а наши родители, учителя и среда диктуют нам наши предпочтения и выбор) мозг уже загружен, будто компьютер, набором как базовых, так и вспомогательных программ. Базовая матрица человеческого ума и тела - женская. То есть мы все начинаем свою жизнь девочками. И только в 6-8 недель после зачатия бесплодный эмбрион начинает превращаться в девочку или мальчика. Здесь все зависит от количества половых гормонов - женского эстрогена и мужского тестостерона. Но время от времени случается так, чтоженский эмбрион в этот момент получает значительную дозу мужских гормонов, в результате чего рождается девочка с мужским складом ума. И наоборот. Считается, что от 80 до 85 процентов мужчин имеют мужской склад ума. Оставшиеся 15-20 процентов мужчин обладают в той или степени феминизированным умом. Среди девочек и женщин – 90 процентов с мозгом, запрограммированным на женское поведение. А 10 процентов имеют мозг, ориентированный на мужской стиль поведения.

1. научно-популярный стиль, повествование и рассуждение

2. публицистический стиль, описание

3. художественный стиль, рассуждение и повествование

4. научно-популярный стиль, описание

Определите стиль и тип речи

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее егоэпоха, тем труднее порой современникам до конца оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования.


Наносное, случайное, субъективное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от нашего взора главное в творчестве художника, исказить, трансформировать его подлинный облик. Но если художник был истинным сыном своего народа и его действительно взволновали прежде всего судьбы Родины, передовые идеи века; если он постоянно чувствовал свою высочайшую гражданскую ответственность перед Отечеством; если он настойчиво стремился к реалистическому изображению действительности, к правде и только правде, то рано или поздно словесный туман всяческих «легенд» и различного рода «романов без вранья» вокруг его имени рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится явственно и зримо его неповторимый образ. Время - самый суровый и справедливый критик, и оно ныне вывело поэзию Есенина на главную орбиту литературы.

Сейчас все рельефнее, все весомее, все многообразное и полнее предстают перед нами образ Есенина, его прекрасно-неповторимая судьба великого поэта и человека; все очевидней становится та истина, что творчество его занимает не только достойное место в истории литературы, но во всей духовной жизни нашего народа и всего человечества.

(Ю. Л. Прокушев)

1. научно-популярный стиль, описание

2. публицистический стиль, рассуждение

3. научно-популярный стиль, повествование и рассуждение

4. публицистический стиль, описание

5. художественный стиль, рассуждение и повествование

Определить стиль и тип речи

Поэзия творчества

У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная область человеческой деятельности никем по существу не изучена.

Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно «поверить алгеброй гармонию», но еще и потому, что писатели возможно, бояться попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должна она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась.

Разъять на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам писатель, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы. Творческий процесс похож


на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений и мыслей, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл - это законченное произведение искусства, будь то проза, поэзия или драма).

Творческий процесс непрерывен и многообразен. Сколько писателей - столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же манер работать.

Но все же есть некоторые особенности и черты литературного труда, свойственные всем писателям. Это способность находить типичное, характерное, способность обобщать, делать прозрачными самые сложные движения человеческой души. Способность видеть жизнь всегда как бы вновь, как бы в первый раз, в необыкновенной свежести и значительности каждого явления, каким бы оно ни казалось.

(К. Паустовский)

1. публицистический стиль, рассуждение

2. научно-популярный стиль, описание

3. научно-популярный стиль, повествование и рассуждение

4. публицистический стиль, описание

5. публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

5. Прочитайте предложение и укажите роль, которую оно должно играть в приведённом ниже тексте

Неординарные биографии таких придворных дам, как Голицына («Пиковая дама»), Дашкова, Смирнова-Россет, и, конечно же, дневники, которые оставили самые наблюдательные из них, вызывают большой интерес не только у специалистов, но и у всех, кто любит историю России.

Текст

В Историческом музее открыта выставка, посвященная фрейлинам и кавалерственным дамам XVIII - начала XX веков.

Она обращается к издавна скрываемой от общества области повседневного быта и нравов российского императорского двора.

На ней представлены портреты императриц и придворных дам,выполненные известными художниками; здесь можно увидеть
придворный календарь, которому уже 225 лег, списки фрейлин,
награды, посуду, веера, парадные платья и прочие экспонаты._______

1) вступление 2) заключение


6. Прочитайте заключительную часть обвинительной речи
А. Жукова. Определите, какую функцию она выполняет

Дело это, бесспорно, доказало следующее: игуменья Митрофания, пользуясь положением Медынцевой, выставляя себя особой всемогущей, подчинила своему влиянию Медынцеву. Обольщая ее надеждой снять опеку, сообщая по сему предмету ложные сведения, она выманила у Медынцевой долговые документы на все ее состояние и употребила эти документы на свои дела; путем обмана. Путем мошенничества получила из опекунского управления значительные суммы и, наконец, присвоила и растратила вещи, отданные ей Медынцевой на сохранение. Будучи уличена во всех этих преступных действиях, она, не отвергая фактов, ранее мною изложенных, стремиться всю вину сложить на своих сообщников и для доказательства своего оговора совершает подлоги, подделывает расписки от имени Макарова.

1. вступление

2. этикетная формула

3. основная часть

4. вывод из вышеизложенного







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.067 с.)