Бухгалтерский учет как функция бизнеса. Отличия от других видов учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский учет как функция бизнеса. Отличия от других видов учета



УЧЕТ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК ФУНКЦИЯ БИЗНЕСА. ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ УЧЕТА

 

Цели изучения главы

Ознакомиться с назначением бухгалтерского учета.

Рассмотреть сходство и различия между бухгалтерским, управленческим и налоговым видами учета.

3.Определить уровни нормативного регулирования бух­галтерского учета.

 

Бухгалтер — одна из древнейших и престижнейших профессий. Одним из авторов научного обоснования бухгалтерского учета ученые считают друга Леонардо да Винчи профессора математики Луку Пачоли. Спе­циалисты ставят его в один ряд с Ломоносовым, Ко­перником, Декартом.

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТА.

ПЬЗОВАТЕЛИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Назначение учета

В самом общем смысле под учетом понимается процесс сбо­ра, отражения и анализа информации, позволяющий лицам, которые пользуются ею, формировать обоснованные суж­дения и принимать компетентные решения.

Учет является одной из вспомогательных функций бизне­са и прямо не способствует притоку денежных средств. Тем не менее выгода от работы учетных подразделений намного превышает затраты на их содержание. Эта выгода опреде­ляется принятием рациональных экономических решений на основе информации бухгалтерского и управленческого учета. Ели учетная информация не способствует принятию таких решений, ее сбор пустая трата времени и денег.

 

Система учета включает в себя следующие компоненты:

 

1) нахождение и сбор финансово-экономической информа­ции;

2) систематизированную запись собранной информации;

3) анализ и интерпретацию полученной информации;

4) составление отчетности.

Забегая вперед, заметим, что бухгалтерский учет сконцент­рирован прежде всего на первом, втором и четвертом ком­понентах, а управленческий — на третьем.

Пользователи учетной информации

Данные учета служат и для удовлетворения информацион­ных потребностей различных групп пользователей:

• руководство (менеджмент) фирмы — принимает управ­ленческие решения на основе учетной информации, планирует товарные и денежные потоки, контролиру­ет затраты компании;

• инвесторы — в зависимости от полученных учетных данных определяют, стоит ли им покупать, хранить или продавать акции фирмы;

• банки и кредиторы — оценивают степень риска и це­лесообразность предоставления займов компании;

• поставщики — определяют способность фирмы свое­временно оплатить счета;

• государственные органы — регулируют деятельность предприятия через налогообложение или выделение бюджетных средств. Важным также является сбор по­казателей для государственной статистики.

У каждой из вышеназванных групп пользователей финансовой информации есть свои требования к ее содержанию и построению.

 

Поэтому существует три вида учета:

• бухгалтерский;

• налоговый;

• управленческий.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ.

Пример 1-1

Базовая бухгалтер­ская

Терминология

Различия между бухгалтерским и управленческим учетом покажем на примере 1-1 (для наглядности и простоты все суммы будут указаны не в рублях, а в евро, без налога на до­бавленную стоимость).

 

Предположим, что вы посетили казино и выиграли сумму, экви­валентную 5700 евро, после чего решили купить машину и устро­иться на работу в частный таксопарк.

Вы покупаете машину за 5150 евро, платите еще 60 евро за бензин, а также приобретаете страховой полис на год за 240 евро.

С точки зрения бухгалтерского учета вы приобрели основное средство (машину) за 5150 евро, потратили 60 евро на оборот­ный актив (бензин), а также произвели расход будущих периодов (оплатили полис) в сумме 240 евро. После чего у вас остался обо­ротный актив (деньги) в размере 250 евро. Результат произве­денных операций можно представить в виде таблицы.

 

А что представляет собой амортизация в бухгалтерском учете?

Понятие

Амортизации

Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете равна стоимости его приобретения — в нашем случае 5150 евро.

Предположим, что вы будете эксплуатировать автомобиль в тече­ние пяти лет, после чего продадите его на детали за 150 евро.

Это значит, что потеря стоимости автомобиля за эти годы составит 5000 евро (5150 - 150).

Такая потеря стоимости основного сред­ства в бухгалтерском учете называется его износом или аморти­зацией.

Б бухгалтерском учете, износ (амортизация) автомобиля составит 1000 евро ежегодно.

Владельцы автомобиля знают, что новая машина теряет в стои­мости быстрее, чем подержанная, т. е. в реальной жизни было бы неверным считать, что каждый год машина дешевеет на одну и ту же сумму, равную 1000 евро. Однако в бухгалтерском учете ли­нейный метод равномерного начисления износа (амортизации) является самым популярным из-за своей простоты.

Если в конце срока эксплуатации вам не удастся продать маши­ну за 150 евро, то износ за пятый год составит 1150 евро (1000 + + 150), где 150 евро — неправильная оценка стоимости возмож­ной продажи.

Вернемся к управленческому учету и посмотрим, насколько выгодным для вас обещает быть данный бизнес, и как скоро вы сможете окупить произведенные затраты.

ПРИМЕР

Классификация расходов,

Точка нулевой прибыли

Как упоминалось выше, с точки зрения управленческого учета все расходы разделяются на две категории:

1) постоянные и условно-постоянные, в том числе:

•аренда радиопередатчика — 600 евро в год (50 евро х х12мес);

•ремонт—250 евро в год;

•страховка — 240 евро в год;

•амортизация автомобиля — 1000 евро в год (см. пример 1 -3). Итого постоянных и условно-постоянных расходов: 2090 евро в год;

2) переменные на 1 км полезного пробега, в том числе:

• топливо (предположим, что его расход составляет 0,06 евро на 1 км полезного пробега);

• платеж таксопарку — 25% от выручки, или 0,05 евро (0,2 евро х 25%).

Всего переменных расходов: 0,11 евро на 1 км полезного пробе­га.

Итак, получая с клиента 0,2 евро за 1 км полезного пробега, мы знаем, что 0,11 евро идет на покрытие переменных расходов, а 0,09 евро — на покрытие постоянных и условно-постоянных затрат.

Чтобы определить точку безубыточности, необходимо рассчитать годовую сумму всех ожидаемых постоянных и условно-постоян­ных расходов в евро и разделить ее на 0,09.

Результат — количество километров, которое должна проехать машина, прежде чем окупятся постоянные, условно-постоянные и переменные расходы (точка нулевой прибыли). В нашем при­мере точка нулевой прибыли равна 23222 км (2090: 0,09).

Это значит, что, когда машина с пассажирами проедет 23 222 по­лезных километра, за каждый из которых вам заплатят 0,2 евро, полученная выручка будет равна сумме всех затрат бизнеса, т. е. будет достигнута точка нулевой прибыли. Начиная с 23 223-го ки­лометра, бизнес станет приносить прибыль.

Возвратимся к бухгалтерскому учету и посмотрим, чем вы будете располагать на конец первого года при условии, что ваша машина «накрутила» 20 000 км полезного пробега.

Рассчитаем вашу прибыль за первый год работы (табл. 1-2).

 

ПРИМЕР

Отчет о прибылях и убытках.

Отчет о движении денеж­ных средств

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Анализ сходств и различий между различными видами уче­та был бы неполным без упоминания о налоговом учете.

Налоговый учет в Российской Федерации ведется толь­ко для одного налога — налога на прибыль. Исчисление остальных налогов производится по данным бухгалтерско­го учета.

Необходимость в налоговом учете (как самостоятельном виде учета) вызвана тем, что правила учета доходов и расхо­дов в целях бухгалтерского и налогового учета могут быть различными (хотя очень часто они совпадают).

Поясним различия между бухгалтерским и налоговым уче­том на следующем примере.

 

ПРИМЕР

Используем данные о прибыли бизнеса из предыдущего примера.

Допу­стим, что, согласно Налоговому кодексу РФ, аренда радиопередатчика в целях исчисления налога на прибыль не может быть включена в расходы, а износ автомобиля для целей налогообло­жения в первый год равен не 1000, а 800евро.

Тогда мы получим следующие данные:

Показатель   Бухгалтерский учет Налоговый учет

Доходы

Выручка от клиентов 4000 4000

 

Расходы

Аренда радиопередатчика (600) 0

Ремонт машины (250) (250)

Страховка (240) (240)

Амортизация (1000) (800)

Бензин (1200) (1200)

Отчисления таксопарку —

25% (1000) (1000)

Всего расходов (4290) (3490)

Прибыль (убыток) (290) +510

 

Итак, по данным бухгалтерского учета, организация осталась в убытке, а по данным налогового учета — получена прибыль, с которой и будет уплачен налог.

ТАБЛИЦА

Сравнительные характеристики различных видов учета

 

  Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет
Пользователи   Владельцы, инвесторы, поставщики, заимодавцы (банки), менеджмент Налоговые органы   Руководители предприятий и управляющий персонал
Основная задача   Сбор информации для анализа деятельности предприятия и его финансового состояния   Сбор информации для расчета налога на прибыль и других налогов   Сбор информации для оперативного и страте­гического планирования и управления деятельно­стью предприятия  
Основные отчеты Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об из­менениях капитала, отчет о движении денежных средств Налоговые декла­рации   Разнообразные отчеты по внутренним формам, внутренние сметы, бюд­жеты  
Нормативное регулирование   Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ и План счетов   Налоговый кодекс РФ     Порядок управленческого учета устанавливается пра­вилами организации  

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Активы — имущество организации, имеющее как матери­альную (основные средства, материалы, товары), так и не­материальную форму (исключительные права на открытия, изобретения), которое предназначено для использования в будущем.

Амортизация — потеря стоимости основного средства, рас­считываемая как разница между первоначальной стоимо­стью основного средства и предполагаемой стоимостью его продажи, деленная на срок использования основного сред­ства. Бухгалтерский учет — система отражения хозяйствен­ных операций с помощью счетов и специальных бухгалтер­ских регистров. Отдельная функция бизнеса. Регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», положе­ниями по бухгалтерскому учету отдельных объектов (ПБУ) и другими документами, утвержденными Минфином Рос­сии.

Линейный метод равномерного начисления износа — ме­тод начисления износа, при котором амортизация начисля­ется в одинаковых суммах равномерно в течение всего сро­ка эксплуатации актива.

Налоговый учет — система отражения хозяйственных опера­ций с помощью счетов и специальных налоговых регистром. Правила отражения операций регулируются главой 25 На­логового кодекса Российской Федерации. Налоговый учет применяется в целях исчисления налога на прибыль.

Основные средства -имущество, имеющее материальную форму, которое организация предполагает использовать в течение периода превышающего один год.

Оборотные активы — имущество, не предназначенное для длительного использования (более одного года).

Постоянные затраты — затраты, которые не изменяются вместе с ростом (спадом) бизнеса (активности бизнеса).

Переменные затраты — затраты, которые растут (уменьша­ются) вместе с ростом (спадом) активности биз­неса.

Расходы будущих периодов — расходы, произведенные в те­кущем периоде, но которые будут приносить выгоды и в бу­дущем. Эти расходы не следует путать с обычной предопла­той за услуги. Например, если купите абонемент в спорт­зал на три месяца, то это будет расход будущих периодов, поскольку уплаченные деньги возврату не подлежат. Если же вы переведете авансом платеж за будущие консультаци­онные услуги, то этот платеж будет авансом выданным, так как вы сможете забрать назад свои деньги полностью или частично, если оплаченные авансом услуги не будут вам оказаны или будут оказаны лишь частично.

Релевантность — полезность. Релевантная информация — информация, полезная и уместная для принятия решения.

Текущие расходы — затраты, относящиеся только к теку­щему периоду, например аренда, уплаченная только за текущий месяц.

Точка нулевой прибыли — точка, в которой общие затраты бизнеса равны его общим доходам (выручке).

Управленческий учет — система отражения хозяйственных операций с помощью специальных счетов и регистров, разработанных непосредственно организацией для целей оперативного и стратегического планирования, а также управления деятельностью организации.

Условно-переменные затраты — расходы, которые не зависят или зависят гораздо меньшей степени, чем переменные, от роста или спада активности бизнеса.

Собственные средства

Основное место в собственных средствах фирмы: занимает уставный капитал. Его величина равна стоимости имущества, внесенного собственниками фирмы при ее учреждении. Иными словами, уставный капитал: первоначальная доля собственников в активах фирмы, равная сумме взносов, сделанных при ее создании.

ПРИМЕР

Инженер Петр Сачков и повар Георгий Чхеидзе решили организовать собственное предприятие, а именно создать общество с ограниченной ответственностью. Предметом деятельности предприятия должно стать производство и сбыт «умных кастрюль» с программным управлением.

Господин Скачков является владельцем права на изобретение

«умной кастрюли» (т.е. патента), зарегистрированного в установленном порядке Роспатентом. Согласованная стоимость патента определяется по договоренности между учредителями) составляет 1,5 млн. руб.В свою очередь господин Чхеидзе располагает суммой 1,9 млн. руб.

Патент г-на Скачкова и наличность г-на Чхеидзе вносятся в уставный капитал в оценке приведенной выше. В результате уставный капитал зарегистрирован на сумму 3,4 млн. руб. а вступительный баланс их бизнеса по изготовлению «умных кастрюль» имеет следующий вид:

Баланс (вступительный)

Актив (млн. руб.) Пассив (млн. руб.)
Нематериальные активы (патент) 1,5 Капитал   3,4
Оборотные активы(деньги) 1,9    
Итого 3,4 Итого 3,4

 

Итак, в активе баланса мы видим ресурсы предприятия, т. е. то, чем бизнес реально располагает. В пассиве — стоимость долей тех, кому эти ресурсы принадлежат (собственников, заимодавцев, кредиторов). В данном случае все принадлежит собственникам. |

Обратите внимание, что после того, как Петр и Георгий внесли в уставный капитал предприятия соответственно право на изобретение и деньги, последние стали собственностью фирмы. Иными словами, теперь Петру и Георгию принадлежат сразу все активы предприятия (конечно, пропорционально их долям).

ЗАЙМЫ И КРЕДИТЫ

Когда фирма получает денежные средства в долг, то, с одной стороны, у нее возникает имущество (деньги), а с другой задолженность перед заимодавцем.

Денежные средства, полученные у банков, называются кредитами. А денежные средства, полученные в долг у других организаций и физических лиц, называются займами. Заем средств, как правило, обладают следующими признаками

срочностью (т. е. выдаются на определенный срок по истечению, которого заимодавец обычно не может требовать выплаты долга);

платностью (т. е. выдаются под определенный процент);

возвратностью (кредиты и займы должны быть возвращены независимо от того, есть у компании прибыль или нет).

ПРИМЕР

Пример балан­са, где в структуре пассива

ПРИМЕР 2-4

Разница в стоимо­сти

Кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность-это долги фирмы перед другими юридическими и физическими лицами за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Такая задолженность возникает в тех случаях когда товары (услуги) поступают или оказываются раньше чем за них произведен платеж, т.е. когда поступление товарно-материальных ценностей или оказание услуг предшествует оплате.

 

ПРИМЕР

Кредиторская

Задолженность

Кредиторская задолженность перед персоналом по оплате труда имеет место в тех ситуациях, когда выполнение рабо­ты предшествует расчетам за нее. Аналогично, если начисление налогов и взносов предшествует их уплате, то возника­ет кредиторская задолженность бюджету и внебюджетным фондам. Получение авансов от покупателей в счет будущих поставок им товаров также образует кредиторскую задол­женность по полученным авансам.

Как правило, для кредиторской задолженности критерия срочности и платности прописаны не так четко, как для заемных средств (сравните в этой связи банковский кредит и обычную задолженность перед поставщиком).

Предположим, что вы завершаете строительство бани на своей даче. Расчет с рабочими производится по факту завершения постройки.

Материалы для бани, приобретенные в магазине, принадлежащем вашему соседу, частично оплачены, частично взяты в долг (долг еще не погашен).

Итак, с точки зрения бухгалтерского учета у вас есть кредиторская задолженность по оплате материалов (долг магазину соседа) и по оплате труда (долг рабочим). Формально у вас также возникнет обязательство начислить и уплатить страховые взносы на зарплату рабочих (кредиторская задолженность перед внебюджетными фондами), хотя в реальной жизни последнее вряд ли произойдет ввиду отсутствия реального механизма контроля над данной сделкой со стороны налоговых органов.

ПРИМЕР

Рассмотрим следующую ситуацию.

Виды оборотных активов фирмы

 

Вы приезжаете на своем Мерседесе последней модели в супермаркет «Седьмой континент» и покупаете пачку замороженных пельменей. Несколько дней они проводят в ожидании своей участи у вас в морозильной камере, после высыпаются в кастрюлю с кипящей водой и подаются; на стол. Что обо всем этом сказал бы бухгалтер?

В представлении бухгалтера эта ситуация выглядела бы следующим образом. Вы приехали в супермаркет на своем основном средстве (автомобиле), истратили оборотный актив (деньги) на приобретение другого оборотного актива (пельменей), классифицируемого как сырье.

Далее это сырье лежало у вас на складе (в холодильнике) несколько дней, после чего было отправлено в производство (в кастрюлю), где какое-то время находилось в состоянии незавершенного производства, пока не преврати лось в готовую продукцию (сваренные пельмени).

Очень важно понимать, что активы могут легко менять свои форму, но при этом в пассиве баланса никаких изменений не| происходит.

ПРИМЕР

Изменение в структуре актива баланса может

не затрагивать структуру пассива

Вернемся к компании «Суперкастрюля» Петра Сачкова и Георгия Чхеидзе и вспомним ее начальный баланс:

Актив (млн. руб.) Пассив (млн. руб.)
Нематериальные активы (патент) 1,5 Капитал   3,4
Оборотные активы(деньги) 1,9    
Итого 3,4 Итого 3,4

 

Теперь предположим, что фирма начала функционировать, а именно были закуплены оборудование на сумму 1,2 млн. руб. и материалы стоимостью 0,5 млн. руб.

В результате данных операций структура баланса изменилась и приняла следующий вид:

Актив (млн. руб.) Пассив (млн. руб.)
Нематериальные активы (патент) 1,5 Капитал   3,4
Основные средства 1,2    
Оборотные активы 1,9    
материалы 0,5    
Денежные средства 0,2(1,9-1,2-0,5)   0,2    
       
Итого 3,4 Итого 3,4

 

Обратите внимание на три существенных момента:

В результате данных операций итог баланса (называемый так­же валютой баланса) не изменился и остался равен 3,4 млн. руб.

Структура актива баланса существенно изменилась. Значительно сократились денежные средства. Появились основ­ные средства и материалы. Операции не затронули пассив баланса. Собственниками по-прежнему остались Петр и Георгий, их доли также не претер­пели никаких изменений, изменился только состав имущества, которым они владеют.

 

ДАТА СОСТАВЛЕНИЯ БАЛАНСА

Баланс составляется на определенную дату. Так, годовой баланс составляется на конец года, квартальный — на конец каждого квартала.

ПРИМЕР 2-8

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Актив баланса — раздел баланса, в котором отражены све­дения об имуществе и ресурсах предприятия (т. е. о том, чем; предприятие располагает для осуществления своей деятельности).

Активы — в самом общем смысле — имущество и ресурсы компании, т. е. то, чем компания владеет и от чего может получать экономическую выгоду в будущем.

Дебитор — должник предприятия, который уже получил товары (которому оказаны работы или услуги), но еще не произвел их оплату.

Дебиторская задолженность — задолженность покупателей (дебиторов) перед организацией. В состав дебиторской за­долженности также входит задолженность поставщиков передорганизацией по перечисленным им авансам.

Займы и кредиты — средства, полученные на возвратной, срочной и платной основах от банков (кредиты) и иных ор­ганизаций, а также физических лиц (займы). I

Кредиторская задолженность — долг фирмы за получен­ные, но еще не оплаченные ресурсы. В состав кредиторской задолженности входит задолженность перед покупателями по полученным от них авансам в счет будущих поставок. Оборотные активы — имущество предприятия, не отвечающеекритерию внеоборотных активов. Отличительнойособенностью оборотных средств является то, что они постоянно находятся в обороте, непрерывно меняют свою натуральную форму (например, деньги переходят и материалы, материалы в незавершенное производство, да лее готовую продукцию, затем снова в деньги).

Обязательства – общая сумма займов, кредитов и кредиторской задолженности предприятия.

Основные средства — орудия труда, здания, сооружения II другие объекты, срок службы которых превышает 1 год. Пассив баланса — раздел баланса, в котором отражены све­чения о капитале и обязательствах предприятия (т. е. о том, кому принадлежат активы предприятия).

Уставный капитал — величина вкладов собственников в капитал компании, сделанных при ее формировании.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ией отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с последующими изменениями и дополнениями).

 

УЧЕТ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК ФУНКЦИЯ БИЗНЕСА. ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ УЧЕТА

 

Цели изучения главы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.407 с.)