Здесь и далее суммы расходов и убытков указываются в круглых скобках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здесь и далее суммы расходов и убытков указываются в круглых скобках



Теперь рассчитаем сумму ваших денежных средств на конец года в таблице.

 

Упрощенная форма бухгалтерского отчета о движении денежных средств, евро

Начальный остаток  
  Плюс поступления:  
Клиенты 4000 (0,2 евро х 20 000 км)
Минус оплата:    
Бензин (1200) = 0,06 евро х 20 000 км
Отчисления таксопарку — 25% (1000) = 0,05 евро х 20 000 км  
Ремонт (250)  
Аренда радиопередатчика (600)  
Конечный остаток  

 

Из таблицы видно, что ваши денежные средства по данным бух­галтерского учета возросли с 250 до 1200 евро. Отсюда можно сделать вывод, что дела идут успешно, так как налицо прирост денежной наличности. Однако из расчета прибыли, а также по данным управленческого учета видно, что точка нулевой прибы­ли (23222 км) еще не достигнута, т. е., бизнес пока убыточен.

Эти, казалось бы, противоречивые выводы объясняются вни­мательным рассмотрением всех данных бухгалтерского учета, а не только информации о приросте денежных средств.

Стоимость автомобиля за первый год снизилась в бухгалтерском учете на 1000 евро, страховка (240 евро) также была списана в расходы. При этом вам не пришлось нести никаких дополнительных денежных расходов. Отсюда становится логичным рост денежных средств при общей убыточности бизнеса.

Обобщенно это выглядит так:

Падение стоимости автомобиля (амортизация) (1000)
Списание страховки в расходы (240)
Чистый прирост денежных средств (1200-250)  
Разница (убыток) (290)

То есть роста денежных средств за первый год оказалось недостаточно, чтобы компенсировать износ автомобиля и списание страховки.

А теперь сравним имущество вашего бизнеса на старте и спустя год работы в таблице.

Бухгалтерские балансы в упрощенной форме

Активы на старте Активы спустя год
Основное средство (машина)     Основное средство (машина)    
  Расход будущих пе­риодов (страховка)       Расход будущих пе­риодов (страховка)    
Оборотный актив (бензин)     Оборотный актив (бензин)    
Оборотный актив (денежные средства)     Оборотный актив (денежные средства)    
Итого активов:   Итого активов:  
Сумма средств владельца, инвестиро­ванных в бизнес     Сумма средств владельца, инвестиро­ванных в бизнес с учетом полученного убытка (5700-290)    

 

Можно сказать, что баланс — это фотография бизнеса на определенную дату, которая показывает все его активы, а также всех лиц, которым эти активы принадлежат (в нашем примере все имущество принадлежало одному лицу, а именно вам).

Проведя аналогию с автомобилем, который едет из пункта А в пункт Б, можно сказать, что балансы составляются на месте в каждом из пункте, а отчет о финансовых результатах будет напоминать путевой журнал по всему, маршруту следования.

Итак, бухгалтерским учетом была представлена следующая информация:

1) об имуществе (активах) бизнеса и об источниках его средств (т. е. о том, кто сделал вложения в бизнес). Эта информация представляется в виде таблицы на конкрет­ные даты (так называемые отчетные даты) и называется бухгалтерским балансом.

2) о прибыли или убытках бизнеса за определенный пе­риод, (в нашем примере — за год). В отличие от баланса, который составляется на конкретную дату, отчет о прибылях и убытках включает в себя данные о доходах и расходах бизнеса нарастающим итогом.

3) о движении денежных средств бизнеса. Как уже говорилось выше, поступления и траты денеж­ных средств необязательно совпадают с доходами и рас­ходами бизнеса, и прирост денежных средств не всегда означает, что бизнес оказался прибыльным.

Три вышеупомянутых отчета :

-бухгалтерский баланс,

-отчет о прибылях и убытках,

-отчет о движении денежных средств

являются основными в бухгалтерском учете.

Не будет пре­увеличением сказать, что эти отчеты являются основным итогом деятельности бухгалтера в любой организации. Безусловно, данные бухгалтерского учета обладают высо­кой ценностью, особенно для инвесторов, кредиторов, го­сударственных органов (т. е. внешних пользователей). Но достаточно ли этих данных для оперативного и эффектив­ного управления бизнесом? Нет, этих данных недостаточно.

В фокусе управленческого учета оказались:

1) разделение расходов организации на постоянные и пере­менные. Для обычного бухгалтера подобная классифи­кация не имеет большого значения, поскольку его зада­ча — правильно определить общую величину расходов. Для специалиста в области управленческого учета — это исходный пункт для анализа, ведь от соотношения по­стоянных и переменных затрат зависит построение крат­косрочных планов развития бизнеса;

2) определение доли переменных затрат в выручке за еди­ницу товара (услуги), в данном случае — на 1 км пробега. Эта величина имеет принципиальное значение для пра­вильного ценообразования. Приходится признать, что в примере 1-2 цена за 1 км проезда была необоснованно низкой, поскольку основная сумма выручки уходила на покрытие исключительно переменных затрат;

3) точка нулевой прибыли, которая позволяет рассчитать, стоит ли вообще начинать тот или иной бизнес. Так, в примере 4 покупка автомобиля с целью извлечения прибыли была необоснованной, поскольку точка нуле­вой прибыли оказалась недостижимой.

Таким образом, точка нулевой прибыли является своеоб­разной меткой, опускаться ниже которой, грозит бизнесу разорением, предварительный расчет этой точки позволяет отказаться от сомнительных проектов до начала инвестирования в них.

Таким образом, данные управленческого учета в первую очередь нужны руководству и менеджерам организации (иными словами, внутренним пользователям) для управле­ния фирмой. С их помощью:

• разрабатываются краткосрочные и долгосрочные пла­ны, прогнозные бюджеты организации;

• принимаются решения о ценообразовании;

• производятся оценка и контроль деятельности орга­низации;

• распределяются ресурсы организации;

• осуществляется поиск путей экономии затрат и повы­шения конкурентоспособности организации;

• оценивается эффективность деятельности подразде­лений организации.

Резюмируя, можно сказать, что данные управленческого учета ориентированы на будущее и призваны помочь ме­неджерам внутри организации принимать оперативные ре­шения по широкому кругу вопросов экономического харак­тера, в то время как данные бухгалтерского учета в основ­ном интересны внешним пользователям, так как отражают результаты деятельности организации, уже имевшие место в прошлом.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Анализ сходств и различий между различными видами уче­та был бы неполным без упоминания о налоговом учете.

Налоговый учет в Российской Федерации ведется толь­ко для одного налога — налога на прибыль. Исчисление остальных налогов производится по данным бухгалтерско­го учета.

Необходимость в налоговом учете (как самостоятельном виде учета) вызвана тем, что правила учета доходов и расхо­дов в целях бухгалтерского и налогового учета могут быть различными (хотя очень часто они совпадают).

Поясним различия между бухгалтерским и налоговым уче­том на следующем примере.

 

ПРИМЕР

Используем данные о прибыли бизнеса из предыдущего примера.

Допу­стим, что, согласно Налоговому кодексу РФ, аренда радиопередатчика в целях исчисления налога на прибыль не может быть включена в расходы, а износ автомобиля для целей налогообло­жения в первый год равен не 1000, а 800евро.

Тогда мы получим следующие данные:

Показатель   Бухгалтерский учет Налоговый учет

Доходы

Выручка от клиентов 4000 4000

 

Расходы

Аренда радиопередатчика (600) 0

Ремонт машины (250) (250)

Страховка (240) (240)

Амортизация (1000) (800)

Бензин (1200) (1200)

Отчисления таксопарку —

25% (1000) (1000)

Всего расходов (4290) (3490)

Прибыль (убыток) (290) +510

 

Итак, по данным бухгалтерского учета, организация осталась в убытке, а по данным налогового учета — получена прибыль, с которой и будет уплачен налог.

ТАБЛИЦА

Сравнительные характеристики различных видов учета

 

  Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет
Пользователи   Владельцы, инвесторы, поставщики, заимодавцы (банки), менеджмент Налоговые органы   Руководители предприятий и управляющий персонал
Основная задача   Сбор информации для анализа деятельности предприятия и его финансового состояния   Сбор информации для расчета налога на прибыль и других налогов   Сбор информации для оперативного и страте­гического планирования и управления деятельно­стью предприятия  
Основные отчеты Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об из­менениях капитала, отчет о движении денежных средств Налоговые декла­рации   Разнообразные отчеты по внутренним формам, внутренние сметы, бюд­жеты  
Нормативное регулирование   Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ и План счетов   Налоговый кодекс РФ     Порядок управленческого учета устанавливается пра­вилами организации  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.012 с.)