Раздел восьмой. Человеческие взаимоотношения и йога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел восьмой. Человеческие взаимоотношения и йога



Вы, похоже, не поняли принципа этой йоги. Старые йоги требовали полного отречения, вплоть до отказа от самой жизни в этом мире. Вместо этого, эта йога стремится к новой и трансформированной жизни. Но она неумолимо настаивает на полном отбрасывании желания и привязанности в уме, жизни и теле. Ее цель — основать жизнь на новом фундаменте в истине духа, и для этого — пересадить корни всего, чем мы являемся и делаем, из ума, жизни и тела, в более великое сознание над разумом. Это означает, что в новой жизни все связи должны быть основаны на духовной близости и истине, совершенно иных, чем любые опоры наших нынешних связей. Нужно быть готовым отвергнуть по высшему зову то, о чем мы говорим как о естественных привязанностях. Даже если они сохраняются, это может быть лишь при изменении, которое трансформирует их полностью. Но будут ли они отвергнуты или оставлены и изменены должно диктоваться не персональными желаниями, а истиной свыше. Все должно быть отдано Всевышнему Господу йоги.

Сила, которая работает в этой йоге, носит всеобъемлющий характер и не терпит в конце ничего, великого или маленького, что препятствует Истине и ее реализации.

***

Персональные отношения не являются частью этой йоги. Когда кто-то объединился с Божеством, тогда только возможны истинно духовные отношения с другими.

***

Идея, что все садхаки должны держаться отчужденно друг с другом и быть на ножах, сама по себе является предвзятой идеей, которая должна быть отвергнута. Гармония, не борьба, является законом нашей йогической жизни. Эта предвзятая идея возникает, вероятно, из старого представления о Нирване как цели; но здесь Нирвана целью не является. Целью здесь является осуществление Божества в жизни, и для этого единство и солидарность совершенно необходимы.

Идеал этой йоги состоит в том, что все должны быть сосредоточены в и вокруг Божества и жизнь садхаков должна быть основана на этом прочном фундаменте, их личные отношения тоже должны иметь Божество в центре. Более того, все отношения должны перейти с витального на духовный базис с витальным только как формой и инструментом духовного — это значит, что какие бы отношения у них не были друг с другом, всякая зависть, борьба, ненависть, антипатия, злопамятность и другие злые витальные чувства должны быть отвергнуты, ибо они не могут быть частью духовной жизни. Также и всякая эгоистическая любовь и привязанность должны исчезнуть — любовь, которая любит только ради эго и, как только эго чувствует рану или неудовлетворение, исчезает или даже начинает лелеять злобу и ненависть. За любовью должно быть реально живое и продолжающееся единство. Понятно, конечно, что такая вещь, как сексуальная нечистота, должна исчезнуть тоже.

Это — идеал, но что до пути его достижения, он может различаться у разных людей. Один путь — тот, на котором оставляют все, чтобы следовать одному Божеству. Это означает отвращение ко всем ничуть не более, чем к миру и жизни. Это означает лишь поглощенность своей центральной целью с идеей, что когда она будет достигнута, будет легко основать все отношения на истинном базисе, стать истинно единым с другими в сердце, духе и жизни, едиными в духовной истине и в Божестве. Другой путь — идти вперед оттуда, где вы находитесь, искать Божество как главное в жизни и подчинять все остальное этому, но не отодвигая все остальное в сторону, а, скорее, ища постепенной и прогрессирующей трансформации всего, что способно на такую трансформацию. Все вещи, которые нежелательны в отношениях, — сексуальная нечистота, ревность, гнев, эгоистические требования, — сбрасываются по мере того, как внутреннее существо становится все более чистым, и заменяются единством души с душою, которое скрепляет социальную жизнь в обруче Божества.

Это не значит, что никто не может иметь отношений с людьми, находящимися вне круга садхаков, но и здесь тоже, если духовная жизнь растет внутри, она неизбежно должна влиять на отношения и одухотворять их со стороны садхака. И здесь не должно быть такой привязанности, которая бы сделала отношения препятствием или соперником Божеству. Привязанность к семье и т.д., часто бывает такой, и если это так, она должна уйти от садхака. Эта проблема, я думаю, не должна считаться слишком трудно разрешимой. Все это, однако, может быть прогрессивно осуществлено; разрыв существующих отношений необходим для некоторых, но не для всех. Необходима трансформация, какой бы постепенной она ни была, — разрыв, если разрыв — это то, что правильно.

P.S. Я должен повторить, что каждый случай отличается от другого — одно правило для всех не должно и не может применяться на практике. Что нужно каждому для его духовного прогресса — единственное, что нужно держать в поле зрения.

***

Отсутствие любви и дружбы с кем-либо необязательно для близости к Божеству; наоборот, чувство близости и единства с другими является частью божественного сознания, в которое садхак входит близостью к Божеству и чувством единства с Божеством. Полное отвергание всех отношений, действительно, было финальной целью Майявадина, и в аскетической йоге полное исчезновение всех отношений дружбы и любви и привязанности к миру и его живым существам рассматривалось бы как многообещающий знак продвижения к освобождению, Мокше; но даже тут, я думаю, чувство единства и непривязанной духовной симпатии ко всем является, по крайней мере, предпоследней стадией, как сострадание Буддиста до его поворота к Мокше и Нирване. В этой йоге чувство единства с другими, любовь, универсальная радость и Ананда являются эссенциальной частью освобождения и совершенства, которые являются целью садханы.

С другой стороны, человеческое общество, человеческая дружба, любовь, привязанность, симпатии по большей части — не всегда и не во всех случаях — основаны на витальном базисе и своим центром имеют эго. Из-за удовольствия быть любимым, удовольствия расширить свое эго контактом, взаимопроникновения духом друг друга, оживленности витального взаимообмена, которые вскармливают их персональность, люди обычно любят — и здесь есть также другие более-менее эгоистические мотивы, которые смешиваются с эссенциальным движением. Конечно, есть более высокие духовные, психические, ментальные, витальные элементы, которые входят или могут входить туда; но в целом, эта вещь очень смешана, даже в лучших случаях. Пот почему на определенной стадии с или без очевидной причины мир, жизнь, человеческое общество и отношения, филантропия (которая находится во власти эго, как и все остальное), начинают пресыщать. Здесь иногда бывает очевидная причина — разочарование поверхностного витала, исчезновение привязанности со стороны других, понимание, что любимые или люди в целом не являются тем, чем казались, и масса других случаев; но часто причина лежит в тайном разочаровании какой-то части внутреннего существа, не переводимая или плохо переводимая на язык ума, которое ожидало от этих вещей чего-то, чего они не могли дать. Эта причина имеет место у многих, кто повернул или подталкиваем к духовной жизни. У многих это принимает форму vairАgya, которая ведет их к аскетическому безразличию и толкает к Мокше. По нам, мы считаем, что эта смесь должна исчезнуть и сознание должно быть установлено на более чистом уровне (не только духовное и психическое, по и более чистое и высокое ментальное, витальное и физическое сознание), где такой смеси нет. Там будет ощущаться истинная Ананда единства, любви, симпатии и дружбы, духовная и самосуществующая в своей основе, но выражающая себя через другие части природы. Если кто-то хочет этого, тогда здесь, очевидно, необходима перемена; старые формы этих движений должны быть вырваны и освободить место для проявления новым и более высоким собой своего собственного путь выражения и реализации себя и Божества через эти вещи — такова внутренняя правда предмета.

Я считаю, поэтому, состояние, которое вы описываете, периодом перехода и изменения, негативным в своем начале, как эти вещи сперва часто бывают, предназначенным для того, чтобы образовать незаполненное пространство, чтобы новый позитив появился и жил в нем и заполнил его. Но витал, не имеющий продолжительного или достаточного, или полного переживания того, что должно заполнить пустоту, чувствует только утрату и сожалеет о ней, даже когда другая часть существа, даже другая часть витала, готова дать уйти тому, что исчезает, и не стремится удержать его. Если бы не было этого движения витала (которое в вашем случае было очень сильным, обширным и жадным до жизни), исчезновение этих вещей, по крайней мере после первого чувства пустоты, принесло бы только чувство мира, облегчения и спокойного ожидания более великих вещей. То, что должно прийти сперва и заполнить пустоту, было указано в том мире и радости, которые пришли к вам как касание Шивы — естественно, это не может быть ничем иным, кроме как началом, базисом для нового себя, нового сознания, активности более великой природы; как я говорил вам, это более глубокий покой и мир, вот что является единственным стабильным фундаментом для продолжающейся Бхакти и Ананды. В этом новом сознании возможен новый базис для отношений с другими; ибо аскетическая сухость или изолированное уединение не могут быть вашей духовной судьбой, поскольку не созвучны с вашей Свабхавой, которая создана для радости, шири, экспансии, всестороннего движения жизненной силы. Поэтому не будьте обескураженным; ждите очищающего движения Шивы.

***

Я всегда говорил, что витал необходим для божественной или духовной деятельности — без него не может быть ни полного выражения, ни реализации в жизни — даже какой-то реализации в садхане. Когда я говорю о витальной смеси или о преградах, восстаниях и т.д. витала, я говорю о неперерожденном внешнем витале, полном эго и низших страстей. Я могу сказать то же и против ума и физического, когда они являются помехой или препятствуют, но именно потому, что витал так мощен и так нужен, его обструкция, оппозиция или отказ сотрудничать так сильны, а его неправильные смеси являются самыми опасными для садханы. Вот почему я всегда настойчиво указывал на опасности неперерожденного витала и на необходимость власти и очищения там. Не потому, что я считаю, как Санньясины, витал и его жизненную силу вещью, которая должна быть осуждена и отвергнута по самой ее природе.

Привязанность[27], любовь, нежность по самой своей природе являются психическими, — витал имеет их потому, что психическое старается выразить себя через витал. Именно через эмоциональное существо психическое может выразить себя легче всего, потому что оно стоит как раз позади него в сердечном центре. Но оно хочет, чтобы эти вещи были чистыми. Не то, что бы оно отвергало внешнее выражение через витал и физическое, но поскольку психическое существо является формой души, оно естественно чувствует притяжение души к душе, единство души с душою вещами, которые для него являются самыми постоянными и конкретными. Ум, витал, тело являются средствами выражения и очень ценными средствами выражения, но внутренняя жизнь является для души первой вещью, глубочайшей реальностью, и они должны быть подчинены ей и обусловливаться ею, — быть ее выражением, ее инструментами и каналами. Я не думаю, что в своем акценте на внутренних вещах, на психических и духовных, я говорю что-то новое, странное или уму непостижимое. Эти вещи всегда подчеркивались с начала, и чем больше человеческое существо эволюционирует, тем более они важны. Я не вижу, как возможна йога без этого изначального акцента на внутренней жизни, на душе и на духе. Акцент на власти над виталом, его зависимости и подчинения духовному и психическому тоже не содержит ничего нового, странного или чрезмерного. На этом всегда настаивали для духовной жизни любого рода; даже йоги, которые стремятся использовать по большей части витал, как определенные формы Вайшнавизма, тем не менее настаивают на очищении и тотальном предложении его Божеству. Всякая реализация Божества является внутренней реализацией, только здесь душа предлагает себя через эмоциональное существо. Душа или психическое существо не являются чем-то неслыханным или непостижимым.

***

Человеческая любовь, конечно, не заслуживает доверия, потому что она в огромной степени основана на эгоизме и желании; это — огонь эго, иногда мутный и неясный, иногда более чистый и ярко окрашенный, иногда тамасический, основанный на инстинкте и привычке, иногда раджасический и управляемый страстью и призывом о витальном взаимообмене, иногда более саттвический и старающийся быть или выглядеть в своих глазах бескорыстным. Но фундаментально она зависит от личной потребности или от возврата того или иного рода, внутреннего или внешнего, и когда потребность не удовлетворяется или в ответ ничего не приходит или перестает приходить, она чаще всего уменьшается или умирает, или существует только как чуть теплящийся или беспокойный след привычки из прошлого, или же поворачивается за удовлетворением куда-то еще. Чем более она интенсивна, тем скорее ее тревожат крики, столкновения, ссоры, эгоистические треволнения всех сортов, эгоистичность, требования, даже приступы ярости и ненависти и периоды размолвки. Не то, чтобы эти связи не могли продолжаться — тамасическая инстинктивная привязанность продолжается в силу привычки вопреки всему, что разделяет этих людей, напр., определенные семейные узы; раджасические привязанности могут продолжаться иногда вопреки всем треволнениям, несовместимости и яростным разрывам, потому что один имеет витальную нужду в другом и цепляется из-за этого за него или потому что оба имеют эту нужду, и они постоянно рвут друг с другом, чтобы вернуться, и возвращаются, чтобы порвать, или идут от ссоры к примирению и от примирения к ссоре; саттвические привязанности продолжаются чаще всего из-за чувства долга перед идеалом или из-за какой-то иной поддержки, даже утратив свою остроту, интенсивность или яркость. Но истинная надежность бывает, только когда психический элемент в человеческих привязанностях становится достаточно сильным, чтобы окрашивать другие элементы или доминировать над ними. По этой причине дружба чаще всего является или, скорее, может являться самой долговечной из человеческих привязанностей, ибо там витал вмешивается меньше, и несмотря даже на пламя эго, она может быть спокойным и чистым огнем, дающим всегда свое тепло и свет. Все же, заслуживающая доверия дружба почти всегда встречается очень редко; иметь множество любящих, неэгоистично верных друзей — это феномен столь редкий, что он уверенно может рассматриваться как иллюзия… В любом случае, человеческая привязанность, какова бы ни была ее ценность, имеет свое место, потому что через нее психическое существо получает эмоциональные переживания, в которых оно нуждается, пока оно не будет готово предпочесть истинное видимому, совершенное несовершенному, божественное человеческому. Как сознание должно подняться к более высокому уровню, так и активности сердца тоже должны подняться к этому более высокому уровню и изменить свой базис и характер. Йога есть перенесение основания всей жизни и сознания в Божество, так что любовь и привязанность тоже должны укорениться в Божестве и духовное и психическое единство в Божестве должны стать их фундаментом — достигнуть сперва Божество, оставляя все остальное, или искать одно Божество — это прямая дорога к перемене. Это означает — никаких привязанностей; это не означает превращения привязанности в неудовлетворенность или холодное безразличие. Но X, похоже, хочет взять свои витальные эмоции как они есть — tels quels — в Божество — пусть попробует, не надоедайте ему критикой и лекциями; если это не может быть сделано, он должен убедиться в этом сам.

***

Это не из-за вашей природы или злой судьбы витал не может найти удовлетворения, которого он ожидал от отношений с другими. Эти отношения никогда не могут дать полного или перманентного удовлетворения; если бы они давали, для человеческого существа не было бы причин искать Божество. Оно оставалось бы удовлетворенным обычной земной жизнью. Это только когда Божество найдено и сознание поднято в истинное сознание, могут прийти истинные отношения с другими.

Когда я говорил, что здесь нет вреда, я имел в виду, что было бы лучше рассказать Матери то, о чем вы думали, чем держать это в себе. Но будучи рассказанным, все это должно быть выброшено из головы и ум должен вернуть свой спокойствие.

***

Эти движения являются частью невежественной витальной природы человека. Любовь, которую человеческие существа чувствуют к другим, обычно тоже бывает эгоистической витальной любовью, и эти движения, требования, претензии, ревность, abhimАna, гнев и т.д. являются ее обычным сопровождением. В йоге им места нет — ни в истинной любви, психической или божественной. В йоге вся любовь должна быть повернута на Божество и к человеческим или другим существам только как к сосудам Божества — abhimАna и все остальное не должны иметь в ней места.

***

Все это, конечно, не любовь, а себялюбие. Ревность — это всего лишь уродливая форма себялюбия. Именно этого люди не понимают — они даже считают, что требования, ревность и оскорбленная гордость являются признаками любви или, по крайней мере, ее естественными спутниками.

***

Верхнее витальное движение более рафинировано и широко, чем движение обычного витала. Оно обращается, скорее, к эмоции, чем к чувству и желанию, но оно не свободно от требования и желания обладать.

***

Отношения, которые являются частью ординарной витальной природы в человеческой жизни, не имеют никакой ценности в духовной жизни — они, скорее, мешают прогрессу, ибо разум и витал должны быть полностью повернуты к Божеству. Более того, цель садханы — войти в духовное сознание и основать все на новом духовном базисе, что может быть сделано только когда кто-то вступил в полное объединение с Божеством. До той поры нужно иметь спокойную доброжелательность ко всем, но отношения витального рода не помогают — ибо они удерживают сознание внизу на витальном базисе и не дают ему подняться в более высокому уровню.

***

Что касается вашего вопроса о дополнительной душе и свадьбе, ответить на него легко; путь духовной жизни лежит для вас в одном направлении, путь брака — в совершенно другом и противоположном. Все разговоры о еще одной душе — это камуфляж, которым разум старается скрыть сентиментальные, чувственные и физические нужды нижней витальной природы. Именно эта витальная природа ставит вопрос и хотела бы получить ответ, согласующий ее желания и требования с зовом истинной души в вас. Но она не должна ожидать санкции отсюда ни для какого такого несообразного примирения. Путь супраментальной йоги ясен; он лежит не через уступку этим вещам, — в вашем случае через удовлетворение, по возможности под духовным покровом, желания комфорта и удовольствий домашней и семейной жизни и радостей обычных эмоциональных желаний и физических страстей, — а через очищение и трансформацию сил, которые эти силы извращают и неверно используют. Не эти человеческие и животные требования, а божественная Ананда, которая находится свыше и за ними и нисхождению которой потворство этим деградировавшим формам помешает, является той великой вещью, которую стремление витального существа должно требовать в садхаке.

***

Человеческий витальный взаимообмен не может быть поддержкой для садханы, наоборот, вне всяких сомнений он ослабляет и искажает ее, ведя к самообману в сознании и неверному повороту эмоционального существа и витальной природы.

***

То, что вы пишите о семейных узах, абсолютно верно. Они создают ненужный взаимообмен и становятся на пути полного поворота к Божеству. Отношения после принятия йоги должны все менее основываться на физическом источнике или привычках физического сознания и все более и более на базисе садханы — быть, скорее, отношениями садхака с садхаками или с другими как душ, путешествующих по одному пути, или детей Матери, чем обычными или основанными на старых представлениях.

***

Когда кто-то вступает в духовную жизнь, семейные узы, которые принадлежат ординарной природе, спадают — он становится безразличным к прежним вещам. Это безразличие есть избавление. Жесткость во всем этом не нужна. Оставаться привязанным к старым физическим узам означало бы оставаться привязанным к ординарной природе, и это помешало бы духовному прогрессу.

***

Привязанность к родителям принадлежит к ординарной физической природе — она не имеет ничего общего с Божественной Любовью.

***

Он [долг ребенка перед отцом за то, что тот его вырастил] является законом человеческого общества, не законом Кармы. Ребенок не просил отца приводить его в этот мир — и если отец сделал это для своего собственного удовольствия, то меньшее, что он может сделать, это вырастить ребенка. Все это — общественные отношения (и вовсе не односторонний долг ребенка перед отцом), однако, чем бы они ни были, они прекращаются, как только кто-то принимает духовную жизнь. Ибо духовная жизнь базируется вовсе не на физических отношениях; это одно Божество — вот с кем тогда нужно иметь дело.

***

Внутреннее существо, повернутое к Божеству, естественным образом отходит от старых витальных отношений и других движений и контактов, пока оно не сможет приносить новое сознание во внешнее существо.

***

Движение, о котором вы говорите, является не психическим, а эмоциональным. Это — витальная эмоциональная сила, которую вы выводите вовне и растрачиваете. К тому же, это вредно, потому что когда с одной стороны вы стараетесь отвергнуть прошлые витальные отношения или узы с этими людьми, с другой — этим движением вы иным образом устанавливаете витальные отношения с ними заново. Если в вашем первом движении не было ничего неправильного, то это — совершенно ложный путь избавления от дефекта.

Безусловно, было бы лучше отвергать без каких-либо неистовых чувств против кого-то, потому что неистовство есть знак определенной слабости в витале, которая должна быть исправлена — ни по какой иной причине. Отвергание должно быть спокойным, твердым, уверенным, окончательным; тогда оно станет радикальным и эффективным.

***

Это когда растет любовь к Божеству, другие вещи перестают волновать ум.

***

Влияние любви к Божеству, когда она овладевает какой-либо частью, состоит в том, что она поворачивает эту часть к Божеству — как вы описываете это, «концентрация на Матери», — и в конце все собирается и гармонизируется вокруг этого центрального поворота существа. Трудность связана с механическими частями существа, в которых старые мысли продолжают повторятся в силу привычки. Если концентрация продолжает расти, это становится малозначительной вещью, ограниченной пределами ума, и в конце спадает, замененное вещами, которые принадлежат новому сознанию.

***

Внутреннее одиночество может быть излечено только внутренним переживанием единства с Божеством; никакие человеческие связи не могут заполнить эту пустоту. Аналогично, в духовной жизни гармония с другими должна быть основана не на ментальном или витальном сродстве, а на божественном сознании и объединении с Божеством. Когда кто-то чувствует Божество и чувствует других в Божестве, тогда приходит реальная гармония. Что может быть до той поры, это доброжелательность и единство, основанные на чувстве общей божественной цели и того, что все являются детьми Матери… Реальная гармония может прийти только от психического или духовного базиса.

***

Быть единым с Божеством — это самый высший изо всех привилегированных статусов для садхака, ибо этот статус является тем, в котором он подходит ближе всего к Божеству и может сделать все существование общностью в палатах сердца, равно как и в храме вселенной. Более того, это — начало и базис реального единства со всеми, ибо оно устанавливает это единство на подлинный базис, на Божество, ибо это именно в Божестве он встречается и объединяется со всеми, а больше не в ненадежном взаимообмене ментального и витального эго. Так что не бойтесь одиночества, а полностью положитесь на Мать и идите вперед по Пути с ее силой и Милостью.

***

Любовь садхака должна быть для Божества. Только когда он сделал это полностью, может он любить других правильным образом.

***

Отдавать себя человеку со стороны, значит выходить из атмосферы садханы и отдавать себя силам внешнего мира.

Можно иметь психическое чувство любви к кому-то, универсальную любовь ко всем созданиям, но отдавать себя нужно одному только Божеству.

***

Нельзя сказать, что эти родственные отношения хороши или плохи в целом. Это зависит от личности, эффектов и многих других вещей. Как общее правило, все эти родственные отношения должны быть отданы Божеству вместе с остальной прежней природой, так, чтобы только то, что находится в гармонии с Божественной Истиной могло сохранятся и трансформироваться для своей работы в вас. Все отношения с другими должны быть отношениями в Божестве, а не отношениями старой персональной природы.

***

Есть любовь, в которой эмоция повернута к Божеству в возрастающей восприимчивости и растущем объединении. То, что она получает от Божества, она проливает на других, но свободно, ничего не требуя в ответ, — если вы способны на это, тогда это — высший и самый удовлетворительный способ любить.

***

Личные отношения формируются, когда имеет место эксклюзивный взаимный взгляд друг на друга. Правила относительно личных отношений в этой йоге таковы: 1) Все личные отношения должны исчезнуть в единственных отношениях между садхаком и Божеством; 2) Все персональные (психически-духовные) отношения должны исходить от Божественной Матери, обусловливаться ею и быть частью единственных отношений с Божественной Матерью. Насколько они сохраняют это двойное правило и не допускают физического потворства или витальной деформации или примеси, личные отношения могут оставаться. Но поскольку супраментал еще не вступил во владения, а только нисходит и здесь еще остается борьба на витальных и физических уровнях, здесь требуется великая бдительность, какая была бы не обязательна, если бы супраментал был уже здесь. Оба должны быть в прямых отношениях с Матерью и находится в тотальной зависимости от нее и видеть, что это остается и ничего не уменьшает ее тотальности и не встает на пути ни в малейшей степени.

***

Единственные отношения, допустимые между садхаком и садхакой, те же, что и отношения между садхаком и садхаком или между садхакой и садхакой — дружеские отношения между последователями одного пути йоги и детьми Матери.

***

В целом единственный метод успешного установления между мужчиной и женщиной свободных и естественных йогических отношений, которые должны быть между садхаком и садхакой в этой йоге, это быть способным не думать друг о друге как о мужчине и женщине — оба просто являются человеческими существами, оба являются садхаками, оба стремятся служить Божеству и ищут одно Божество и ничего больше. Имейте это в себе полностью, и никакая трудность не придет.

***

Это означает, что вы должны иметь отношение садхаков между собой, отношения доброжелательства и дружеского чувства, но никаких особых отношений витального характера. Если есть кто-то, кого вы не можете встречать без подъема таких витальных отношений, тогда лишь не стоит встречаться с ним или с нею.

***

Что до поворота всего к Божеству, это совет для достижения совершенства для тех, кто не заботиться больше ни о каком багаже. Но в других случаях дружба между мужчиной и мужчиной или между мужчиной и женщиной, или женщиной и женщиной не запрещена, при условии, что это — подлинная вещь и секс не входит туда, и при условии, что это не поворачивает от цели. Если центральная цель сильна, этого достаточно… Когда я говорил о личных отношениях, я, безусловно, не имел в виду чистого безразличия, ибо безразличие не ведет к отношениям: оно имеет тенденцию к полному отсутствию отношений. Эмоциональная дружба не должна быть препятствием.

***

Безусловно, легче иметь дружбу между мужчиной и мужчиной или между женщиной и женщиной, потому что здесь вторжения сексуального элемента в норме не бывает. В дружбе между мужчиной и женщиной сексуальный поворот в любой момент может войти тонким или прямым образом и внести пертурбации. Но дружба между мужчиной и женщиной, свободная от этого элемента, не невозможна; такая дружба может существовать и всегда существовала. Все, что нужно, это чтобы нижний витал не находил черного входа или же не получал разрешения входить. Часто бывает гармония между мужской и женской природой, притяжение или сродство, которые основаны на чем-то отличном от всякого явного или скрытого нижнего витального (сексуального) базиса — субстанция которых зависит иногда преимущественно от ментального или психического или от верхнего витала, иногда — от их смеси. В таком случае дружба естественна и другие элементы имеют мало шансов войти и утянуть ее вниз или разрушить ее.

Также это ошибка, думать, что один витал может быть теплым, а психическое является чем-то холодным, безо всякого огня в нем. Чистая и ясная доброжелательность является очень хорошей и желательной вещью. Но это не то, что подразумевается под психическою любовью. Любовь есть любовь, а не просто доброжелательность. Психическая любовь может иметь тепло и пламя, такое же интенсивное и более интенсивное, чем витальная, только это — чистое пламя, не зависящее от удовлетворения эгоистического желания или от поедания топлива, которое она обнимает. Это — белое пламя, не красное; но белый жар не слабее красного. Это правда, что психическая любовь обычно не достигает своей полной игры в человеческих отношениях и человеческой природе; она легче находит полноту своего огня и экстаза, когда она поднимается к Божеству. В человеческих отношениях психическая любовь смешивается с другими элементами, которые стремятся одновременно использовать ее и затмить ее. Она находит выход своей полной интенсивности лишь в редкие моменты. В другое время она входить только как элемент, но даже в этом качестве она вносит все более высокие вещи в любовь фундаментально витальную — вся более тонкая сладость, мягкость, верность, самоотдача, самопожертвование, достижение души душою, идеализирующие сублимации, которые поднимают человеческую любовь за ее пределы, все это приходит от психической. Если она может доминировать, управлять и трансмутировать другие элементы человеческой любви, ментальные, витальные, физические, тогда любовь на земле может быть неким отражением или подготовкой реальной вещи, интегрального объединения души и ее инструментов в двойной жизни. Но даже ее несовершенная видимость встречается редко.

Наше мнение таково, нормальным в йоге является полный пыл природы в повороте к Божеству, все остальное должно ждать истинного базиса: строительство высоких вещей на зыбучих песках и трясине ординарного сознания не надежно. Это не обязательно исключает дружбу или товарищество, но они должны быть полностью подчинены центральному огню. Если кто-то между тем делает отношения с Божеством своей единственной всепоглощающей целью, это, совершенно естественно, дает садхане полную силу. Психическая любовь находит себя полностью, когда она является сиянием божественного сознания, которое мы ищем; до той поры ей трудно проявить свою незамутненную интегральную самость и фигуру.

P.S. Разум, витал и физическое являются, собственно, инструментами для души и духа; когда они работают для самих себя, они создают невежественные и несовершенные вещи — если они могут быть сделаны сознательными инструментами психического и духа, тогда они достигают своего более божественного осуществления; это — та идея, которая содержится в том, что мы называем трансформацией в этой йоге.

***

Дружба или любовь не исключаются из этой йоги. Дружба с Божеством — это признанные отношения в садхане. Дружба между садхаками существует, и Мать поощряет ее. Однако, мы стремимся основать ее на более надежном базисе, чем тот, на котором обычно основана дружба среди людей. И мы желаем этой перемены именно потому, что считаем дружбу, братство, любовь вещами священными — потому что мы не хотим видеть их разрушаемыми в каждый миг движениями эго, чтобы их пачкали, не портили и не разрушали страсти, ревность, измена, к которым склонен витал — именно для того, чтобы сделать их действительно священными и надежными, мы желаем, чтобы они пустили корни в душе, утвердились на скале Бога. Наша йога не является аскетической йогой: ее цель чиста, но ее цель — не холодный аскетизм. Дружба и любовь являются необходимыми нотами в гармонии, к которой мы стремимся. Это — не пустая мечта, ибо мы видели, что даже в несовершенных условиях, когда в истоке была мало от необходимого элемента, эта вещь возможна. Это трудно и старые препятствия упорно цепляются? Но никакая победа не может быть завоевана без утвердившейся верности цели и долгого усилия. Нет другого пути, кроме как упорствовать.

***

В йоге дружба может оставаться, но привязанность должна уйти или такая поглощающая привязанность, которая удерживает привязанным к обычной жизни и сознанию.

***

Всякая привязанность является помехой садхане. Доброжелательность у вас должна быть ко всем, но не витальная привязанность.

***

Если вы ожидаете ответа на вашу доброту, вы непременно будете разочарованы. Только те, кто дают любовь или доброту ради них самих без ожидания чего-либо в ответ, избавлены от этого опыта. Отношения тоже могут быть установлены на надежном базисе, только когда они свободны от привязанности или когда они обусловливаются преимущественно психическим с обеих сторон.

***

Есть фундаментальное психическое чувство, которое одинаково ко всем; но есть также особое психическое чувство к тому или другому.

***

Нет — психическая любовь не исключает различения.

***

Это зависит от того, что вы подразумеваете под психической «любовью». Можно иметь психическое чувство ко всем существам; оно не зависит от секса и не имеет ничего сексуального в себе.

***

Даже в миру были отношения между мужчиной и женщиной, в которые секс не мог вмешаться — чисто психические отношения. Осознание различия пола, было, без сомнения, но оно не входило как источник желания или беспокойств в отношения. Но, естественно, здесь нужно определенное психическое развитие, прежде чем это станет возможным.

***

Трудно определить ее границы или узнать ее. Ибо даже когда есть психическая любовь к другому, в человеческом существе она настолько смешивается с виталом, что это — обычнейшая вещь, оправдывать витальную любовь, настаивая на ее психическом характере. Кто-то мог бы сказать, что психическая любовь отличается эссенциальной чистотой и неэгоистичностью — но витал может использовать совершенно блестящие имитации такого рода, когда захочет.

***

Наш опыт состоит в том, что только когда оба находятся в истинном сознании, сосредоточенном вокруг Божества, есть какой-то шанс для истинной встречи в Божестве. В противном случае, в личные отношения входит либо разочарование и отчуждение или же реакции, которые не чисты.

***

Но это — природа человеческой витальной привязанности, все это — эгоизм, маскируемый под любовь. Иногда, когда имеет место сильная витальная страсть, нужда или узы, человек готов делать все, чтобы сохранить привязанность другого. Но только когда психическое способно войти в это движение, возможна реальная неэгоистическая привязанность или, по крайней мере, какой-то элемент от нее.

***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.069 с.)