Омбудсмен: правовой статус за рубежом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Омбудсмен: правовой статус за рубежом.



Значимую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах играют омбудсмены (защитники народа) – должностные лица, избираемые или назначаемые парламентом и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Эта должность впервые была создана в Швеции. Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы.

Главной задачей омбудсмана является контроль за деятельностью административных органов (таких, например, как полиция). В настоящее время институт омбудсманов получил свое развитие, они, чаще всего, называются уполномоченными по правам человека и их компетенция расширена. Эти должностные лица избираются парламентами, они в ряде случаев имеют значительный штат сотрудников и являются как бы специальным органом по рассмотрению жалоб. Граждане обращаются туда, если у них возникают споры с государственными органами, с органами, которые могут как–то задеть их права.

Можно выделить определенные признаки, которые объединяют всех омбудсменов. Они заключаются в том, что статус такого лица характеризуется: 1) его независимым положением, 2) несменяемостью должности, 3) сильным материальным и физическим положением, 4) открытостью и доступностью для всех граждан, связанностью не только правовыми нормами, а представлениями о справедливости. 5) бесплатностью оказания услуг.

 

 

70.Порядок образования правительства за рубежом. Структура правительства

Правительство - коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Оно возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Способ и порядок формирования правительства определяются формой правления государства, конституционными нормами и принципами, политическими традициями страны. Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский способ (полупарламентский).

1. В президентских республиках глава государства сам является главным обладателем исполнительной (правительственной) власти. Президент назначает и увольняет членов кабинета или правительства, хотя в некоторых таких республиках в назначении министров участвует верхняя палата. Это президентский (внепарламентский) способ назначения. Правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него.

2. В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, для назначения премьер-министра требуется согласие парламента. Министров президент назначает сам. Это полупарламентский способ формирования правительства.

3. В парламентарных монархиях и парламентарных республикахприменяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент.

Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства.

Парламентский способ имеет несколько разновидностей. Наиболее известна английская модель, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. (Великобритании, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия). Если ни одна партия не располагает большинством в парламенте, глава государства проводит консультации с лидерами партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции и кто возглавит коалицию.

В ряде стран существует «позитивный парламентаризм» - модель, при которой правительство, чтобы стать законным и легитимным, должно получить поддержку парламентского большинства (вотум доверия, Греции, Италии, Польше). В других странах Европы применяется принцип, «негативного парламентаризма» - правительство не должно получать вотума доверия, а действует после формирования до тех пор, пока не будет предъявлен вотум недоверия (Дании, Голландии, Норвегии).

Структура: - Правительство и кабинет. Правительство включает всех министров, младших министров. Заседает и правит страной кабинет, включающий около 20 или немногим более министров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою резиденцию на заседания обычно раз-два в неделю;- Совет министров и совет кабинета. Заседания совета министров - это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;- Президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;- Межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств.

 

 

71.Глава правительства за рубежом. Состав правительства. В абсолютных и дуалистических монархиях и президентских республиках главой правительства и главной исполнительной власти является глава государства (монарх либо президент). В парламентарных и смешанных республиках и парламентарных монархиях всегда существует должность главы правительства. В разных странах она называется по-разному, но чаще всего это либо премьер-министр либо первый министр. Ф ормально являясь главой исполнительной власти, на практике глава правительства выполняет все полномочия главы государства. Он определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Место и роль главы правительства очень часто закрепляются в конституции. В большинстве стран глава правительства подбирает членов правительства. С его подачи они утверждаются в своих должностях и могут быть отправлены в отставку. Если прекращаются полномочия главы правительства, то это означает прекращение полномочий всего правительства. П олномочия и реальная власть премьер-министров в парламентарных республиках (ФРГ, Италия) и парламентарной монархии (Великобритания) очень велики. Премьер-министр издает и подписывает правительственные указы и осуществляет большинство полномочий, которые формально принадлежат главе государства. К числу влиятельных глав правительств также можно отнести премьер-министров Японии, Австрии, Канады, Португалии, Австралии.

В состав правительства, кроме главы правительства и министров, которые обычно возглавляют министерства и правительственные департаменты, входят еще и такие должностные лица, как государственные министры, министры без портфеля, секретари, иногда - младшие министры и парламентские секретари. Министерство возглавляет один министр. Есть случаи, когда во главе два и более министра. Встречаются варианты, когда наряду с министром назначается государственный министр либо секретарь, который является заместителем министра либо ведает определенным участком работы. Это помощники главы государства или премьер-министра.

Парламентский секретарь включается в состав правительства Великобритании и занимается поддержанием контактов и связей с парламентом. Министр без портфеля - это должностное лицо, которое занимается разными видами деятельностью. Например, правительство, не желая оглашать круг обязанностей данного министра, назначает его министром без портфеля, в то время как он занимается вопросом вооружения или руководит атомной промышленностью. В некоторых странах в конституции строго лимитированы число и виды министерств и министров. Превысить лимит нельзя. Например, в США - 12 министерств (департаментов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.038 с.)