Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советский период в развитии русской философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот период на сегодняшний день мало изучен. Существование философии в СССР было возможно только в рамках марксистско-ленинской парадигмы (хотя, в это же самое время в русском зарубежье успешно развивались традиции философии «серебряного века»). Какой-либо однозначной оценки вклада советской философии в историю мировой философской мысли пока нет. Меткое замечание Гегеля, что сова Минервы (древнеримской богини мудрости) вылетает в сумерки, вероятно, можно отнести и к этой ситуации. Должно пройти некоторое время, прежде чем можно будет дать взвешенные, лишенные идеологической тенденциозности характеристики философии советского этапа. Она уже в прошлом, но еще не история и не будет таковой, пока живы люди той эпохи. Вопросы для самоконтроля 1) Назовите особенности и основные этапы развития русской философской мысли. 2) Какую роль в развитии русской философской мысли сыграли славянофилы и западники? Укажите основных представителей этих учений. 3) Назовите главные идеи философии всеединства В.Соловьева. 4) Перечислите главные философские идеи творчества Л.Толстого и Ф.Достоевского. 5) В чем сущность русского космизма? Назовите его основные направления и крупнейших представителей. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ Онтология Учение о бытии
О нтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, как уже отмечалось, (см. 1.5.1) относится к числу фундаментальных концепций, от характера которых зависит тип философской теории. Материализм и идеализм (объективный или субъективный), монизм, дуализм или плюрализм, - все это различные типы онтологических представлений о бытии, различные типы видения мира.И хотя термин «онтология» вошел в философский язык только в ХУП веке, проблема бытия была одной из главных уже у античных мыслителей (см. 2.2.2). Если рассматривать понятие «бытие» в его самой широкой и непосредственной трактовке («быть» значит «существовать»), то категория бытия выступает как предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире. Следовательно, бытие – это все, что существует, все, что есть в действительности. Поскольку мир многообразен, имеет смысл говорить о многообразии форм бытия, то есть,оразличных типах существования явлений, имеющих специфические закономерности функционирования и развития. В философском анализе бытия используются различные типы его классификации. Во-первых, все виды бытия можно подразделить на бытие природных явлений и процессов (живых и неживых), социальное бытие (общественные явления и процессы) и бытие человека как особого явления в мироздании. Во-вторых, целесообразно различать: - объективное бытие (объективную реальность) – мир, существующий за пределами нашего сознания: природа, общество, Вселенная в целом и т.п. - и субъективное бытие (субъективную реальность) – содержание нашего сознания, субъективный мир наших мыслей, чувств, фантазий, желаний и т.п. Субъективное бытие как реальность существует только в сознании субъекта; умение различать эти два вида реальности, не путать вымысел, фантазию, галлюцинацию с действительностью – признак достаточно высокого уровня интеллектуального развития субъекта и его «вменяемости» (маленькие дети и лица, страдающие некоторыми видами «душевного» расстройства, не всегда способны это сделать). В-третьих, в истории западноевропейской философии, начиная с Платона, идет традиция различать в мире материальное бытие и «идеальное» бытие, называемое также «духовным», то есть, нематериальным. Платон, как известно, наделил духовное бытие самостоятельным, независимым от материального существованием. Эта традиция сохранилась в религиозной философии (бытие Бога как духовной реальности) и в объективном идеализме (например, Абсолютная Идея в гегелевской онтологии). В материалистических концепциях, отрицающих существование сверхчеловеческой духовной реальности, понятия «материальное и идеальное» бытие зачастую трактуются как синонимы понятий «объективное и субъективное» бытие. При этом подчеркивается, что между объективным (материальным) и субъективным (идеальным) видами бытия существует тесная взаимосвязь: - с одной стороны, субъективное, идеальное бытие - («внутренний мир» человека) возникает как результат отражения в его сознании объективного бытия предметов и явлений материального мира; - с другой стороны, субъективное (идеальное) бытие человеческого «внутреннего мира» объективируется в человеческой деятельности, в предметах и явлениях культуры. Человек воплощает в материю слов, звуков, красок, мрамора и т.д. свои мысли, чувства, настроения. Любое материальное явление, возникшее не естественным путем, а созданное человеком, от высших произведений искусства до тривиальной ямы в саду, содержит в себе элемент субъективности, идеальности в виде замысла, идеи, цели и т.п. Не случайно, стоя перед знаменитым «черным квадратом» Малевича, зрители задаются вопросом: «Что он хотел этим сказать?», признавая, тем самым, наличие в картине, помимо материального холста и красок, некой мысли, скрытого (нематериального) содержания. Философский анализ бытия не сводится только к выявлению специфических видов бытия и установлению отношений и связей между ними. Не менее важной для онтологии всегда была проблема сущности бытия. Уже мыслители древности, стремясь найти за изменчивым чувственно-воспринимаемым многообразием окружающего нас мира нечто общее и более устойчивое, поставили вопрос о «истинном бытии» («истинно сущем»). Именно тогда сложились два основных подхода в трактовке сущности бытия: концепция «чистого бытия» и учение о «субстанции». «Чистое бытие», - это существование как таковое, без каких-либо свойств, признаков, конкретных форм его проявления. Такой подход к сущности бытия впервые появился в элейской философии, в частности, у Парменида, который одним из первых начал оперировать философскими категориями максимальной степени общности – «бытие» и «небытие». «Истинное бытие» в учении Парменида - едино, неделимо, однородно, словом, о нем ничего нельзя сказать конкретного, кроме того, что оно существует. Понятие «чистого бытия» играет немалую роль и в онтологии Гегеля, но лишь как исходный пункт развития Абсолютной Идеи, которая в дальнейшем наполняется конкретным содержанием в сфере природы и в общественно-историческом процессе (см. 2.6.2). Следует отметить, что в истории философской мысли концепция «чистого бытия» на получила особого развития. Содержание категории бытия невозможно раскрыть без указания на то, что именно обладает бытием; бытие (существование) всегда есть бытие чего-то. Модель «чистого бытия» настолько абстрактна, что оказалась мало пригодна для изучения и объяснения процессов и явлений реального мира. Второй подход в трактовке сущности бытия также зародился в древней философии и был связан с поиском некой первопричины, некого первоначала всех явлений и процессов в мире. Такое первоначало позже получило в философии название «субстанция» (лат. substantia – сущность; первооснова). Декарт отмечал, что субстанцией следует считать то, что «не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя». Субстанциальный подход к трактовке бытия оказался более плодотворным, не случайно именно его придерживались в своей онтологии большинство философов. Именно в рамках субстанциального подхода был поднят вопрос о количестве субстанций (что привело к возникновению монизма, дуализма и плюрализма), о соотношении материальной и духовной субстанций (возникли материализм и идеализм).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.006 с.) |