Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
основных философских терминов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Абстрагировать (лат. abstrahere – отвлекать) – мысленно отвлекаться от каких-то свойств, отношений, выделяя существенные свойства для данного класса предметов, образовывая тем самым абстракции – отвлеченные понятия. Агностицизм ( греч. agnosis – непознаваемый) – философское учение, отрицающее познаваемость мира. Аксиология ( греч. axios - ценный, logos – учение) – философское учение о ценностях, то есть о благах, объектах, значимых для человека. Анимизм ( лат. anima – душа) – представление о всеобщей одушевленности предметов, вера в наличие души у животных, людей. Антиномия (греч.antinomia – противоречие в законе) – появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Антропогенез (греч. anthropos – человек, genesis – происхождение) – процесс эволюционно-исторического формирования человека. Антропоморфизм (греч. anthropos –человек, morphe – форма) - наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, богов и т.п. Атрибут (лат. attributum – данное, приписанное) – неотъемлемое, существенное свойство объекта (напр., движение – атрибут материи). Верификация (лат. verus – истинный, facere - делать) – принцип опытной проверки, согласно которому истинность каждого утверждения о мире должна быть, в конечном счете, установлена путем его сопоставления с чувственными данными, «непосредственным опытом». Волюнтаризм (лат.voluntas – воля) – 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия (Шопенгауэр, Ницше); 2)характеристика деятельности человека, не считающегося с объективными законами истории, с реальными возможностями, принимающего произвольные решения. Гедонизм (греч. hёdonё – наслаждение) - этическое учение, признающее целью жизни и высшим благом – наслаждение. Генезис (греч. genesis – происхождение) – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления. Гилозоизм (греч. hile – вещество, zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи, приписывающее всем формам материи чувствительность, способность ощущать и мыслить. Гносеология (греч. gnosis – знание, познание, logos – учение) – теория познания; раздел философии, изучающий познавательные способности человека, формы и методы познания, условия его истинности и т.п. Гуманизм (лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право любой личности на свободное развитие своих творческих сил. Дедукция (лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего суждения к частному выводу. Деизм (лат.deus – бог) - учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Детерминизм (лат.determinare – определять) – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы (противоположн. – индетерминизм). Диалектика (греч.dialektike – искусство вести беседу, спор) – 1) учение о взаимосвязи, противоречивости, относительности и изменчивости мира; 2) метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии. Дуализм (лат. dualis – двойственный) – философское учение, считающее в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами бытия. Ересь (греч. hairesis – особое вероучение) – вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм официальной религии. Закон – внутренняя, существенная, необходимая и повторяющаяся связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. Идеализм (греч. idea - идея, понятие) – направление в философии, признающее, в противоположность материализму, первичность сознания по отношению к бытию, духа – по отношению к материи. Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов – к обобщениям. Интеллигибельный (лат. intelligibilis – мыслимый) – постигаемый только разумом и недоступный чувственному познанию. Иррационализм ( лат. irrationalis – неразумный) – направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания действительности, признающее основными видами познания интуицию, откровение, веру. Категории – общие понятия, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений (напр., материя, движение, причинность и пр.) Квиетизм (лат. quietus – спокойный, бездействующий) – безучастное, пассивное отношение к окружающей жизни, бездействие. Конвенционализм (лат.conventio – соглашение) – концепция, согласно которой в основе научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными, выбор которых регулируется соображениями целесообразности, удобства и т.п. Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, и т.п., отсутствие собственной позиции. Материализм (лат.materialis - вещественный) – философское направление, считающее, в противоположность идеализму, материю первичной по отношению к сознанию, существующей вне и независимо от него. Мировоззрение – система взглядов на мир в целом и место в нем человека, включающая в себя принципы, идеалы, ценности и убеждения, определяющие жизненные позиции и поведение людей. Монизм (греч. monos – один, единственный) – философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический монизм), либо дух, сознание (идеалистический монизм). Нигилизм (лат.nihil – ничто, ничего) – абсолютное отрицание всего общепризнанного, общезначимого, полный скептицизм в отношении общечеловеческих ценностей. Ноосфера (греч. noos – разум, + сфера) – «сфера разума» - новое состояние биосферы (сферы жизни), при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором эволюции. Объект (лат. objectum – предмет) – то, что существует вне и независимо от нашего сознания и является предметом познания и практического воздействия со стороны субъекта. Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях. Отчуждение – процесс превращения, как деятельности человека, так и ее результатов в самостоятельную, довлеющую над человеком, враждебную ему силу. Пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – философское учение, отождествляющее бога с природой. Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец), - теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Плюрализм (лат. pluralis – множественный) - 1)философское учение, утверждающее (в противоположность монизму), что в основе бытия лежит множество независимых начал; 2)множественность, многообразие чего-либо, напр., мнений, взглядов, форм собственности и т.п. Рационализм (лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее (в противоположность сенсуализму) разум решающим источником истинного знания. Секуляризация ( лат. saecularis – светский) – освобождение от религиозного влияния различных сфер общественной жизни. Сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение) – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. Синергетика (греч. synergos – совместно действующий) – область научного знания, в которой выявляются общие закономерности самоорганизации, возникновения «порядка из хаоса» в открытых системах. Синкретизм (греч.synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние чего-либо. Солипсизм (лат.solus - единственный, ipse – сам) - признание единственной реальностью только своего «я», отрицание существования внешнего мира. Софистика -сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью; словесные ухищрения, вводящие людей в заблуждения. Социализация – процесс становления личности, усвоения знаний, идеалов, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Сублимация (лат. sublimare – возносить) - в философии психоанализа – психический процесс преобразования и переключения сексуальной энергии (либидо) на цели социальной деятельности и культурного творчества. Субстанция (лат. substantia – сущность; нечто, лежащее в основе) – неизменная основа, сущность вещей и явлений, носитель всех свойств, связей и отношений. Субъект – источник активности, направленной на объект, носитель предметно-практической и познавательной деятельности (индивид, социальная группа, общество в целом). Сциентизм (лат.scientia – знание, наука) – абсолютизация роли науки в системе культурных ценностей, в жизни общества; противоположная позиция – антисциентизм. Фальсификация – ( лат. falsus – ложный, facio – делаю) – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате проверки. Фатализм - (лат. fatum – рок, судьба) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие в мире как проявление «рока», «судьбы» и на этом основании отрицающее наличие у человека свободы выбора. Феномен (греч.phenomenon – являющееся) – явление. Экзистенция ( лат.existentia – существование) – основное понятие философии экзистенциализма. Эстетика (греч.aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни, а также законы развития искусства, его место в жизни человека и общества. Эсхатология ( греч. eschatos – последний, logos – учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека (о «конце света»). Этика (греч. ethos – обычай, нрав) – философское учение о нравственности, изучающее условия ее возникновения, сущность, исторические формы, основные нравственные категории и пр.
Кафедра философии
Учебное пособие
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Нина Андреевна Селиверстова
________________________________________________________________________ Отпечатано с оригинал-макета. Формат 60х90 Печ.л. 11,3 Тираж 150 экз. Заказ № 73 от 6.04.2011 г. ________________________________________________________________________ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Типография СПбГТИ(ТУ), тел. 4949365 ________________________________________________________________________ 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.009 с.) |