Тема 3. Семантический дифференциал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Семантический дифференциал



 

В 1952 г. американский психолог Ч. Осгуд предложил метод семантического дифференциала (СД). Создавая методику, Осгуд работал в специфической области психологии - в области исследования значений или, более точно, в его терминологии «прагматических значений».

Прагматическое значение (Ч. Моррис) — внеязыковая реакция, вызываемая языковым знаком. В него включаются оце­ночный и эмоционально-экспрессивный компоненты. (Соответствует термину «смысл» у Ф. Полана и частично у А. Н. Леонтьева, «коннотативное значение» у Ч. Осгуда, «актуальное значение» в общепринятом употреблении).

Семантический дифференциал разрабатывался Осгудом как техника измерения именно прагматических значений. Ставилась задача разработать методику, которая была бы пригодна для выявления отношения испытуемого к объекту на основании его отношения к знаку. Методика предназначалась для исследования субъективного значения понятий.

Испытуемому предъявляются пары биполярных прилагательных-антонимов, которые представляют собой концы континуума, разделенного на семь ступеней. Таким образом, испытуемый имеет перед собой шкалу в семь делений, которые отражают степень выраженности признака и его направленность (приближенность) к одному из полярных определений.

Пример.

 

Твердый               Мягкий
  сильно средне слабо нет слабо Средне сильно  

 

Испытуемый отмечает позицию на шкале, которая наиболее полно соответствует направлению и интенсивности его суждений.

 

Суть данного метода состоит в следующем. Ч. Осгуд допускает, что слова, понимаемые как стимулы, вызывают различные реакции. Эти реакции могут отличаться друг от друга двумя парамет­рами: качеством и интенсивностью (сравните: отличный - хороший - по­средственный - плохой). Значение слова, таким образом, может быть определено как некоторая точка на шкале, задаваемая дву­мя полярными терминами (например, отличный - плохой).

При этом важно заметить, что методика позволяет фиксировать и направление, и интенсивность отношения.

 

Таким образом, семантический дифференциал —это метод количественного и качествен­ного индексирования значения с помощью подобных двухполюс­ных шкал, задаваемых парой антонимичных прилагательных, ме­жду которыми даны семь делений, то есть семь градаций степени вхождения того или иного слова в данное качество.

 

Легко видеть, что семантический дифференциал имеет дело «с эмотивными, метафорическими» значениями.

Пример. Слово «молоток» скорее всего, будет интерпретировано как «твердый», «тяжелый», «холодный», чем как «инструмент, для забивания гвоздей».

По существу здесь исследуется именно не семантика, а эмоциональная окраска значений, хотя метод, как ни парадоксально, называется «семантическим дифференциалом».

 

Хорошо известно, что методика семантического дифференциала удобна в том смысле, что помогает прямым замером измерить отношение испытуемого к социальным объектам. В отличие от традиционных методик шкалирования здесь от испытуемого не требуется выразить своё отношение к объекту через согласие или несогласие с предлагаемыми суждениями. В практике американских исследований семантический дифференциал применялся многократно, например, в экспериментах при оценке политических ораторов и др.

Сначала считалось, что любое слово языка может быть про­пущено через неограниченное количество шкал, но потом было выяснено, что между некоторыми группами шкал, представляю­щими различные качества, имеются значительные семантические связи. Но были также и относительно независимые друг от друга группы шкал. Специально проведенное исследование семантиче­ских связей между шкалами выделило три основные независимые группы эквивалентных шкал. Каждая группа репрезентировала одно качество (одно семантическое измерение или фактор по тер­минологии Осгуда) и была первоначально представлена четырьмя различными шкалами.

 

Три основные группы факторов, выделенные Осгудом:

1) оценки (хороший-плохой, чистый—грязный и т.д.),

2) силы (сильный-слабый, боль­шой—маленький и т.д.).

3) активности (активный–пассивный, быстрый-медленный и т.д.),

 

Все три фактора образовывали так называемое семантическое пространство (СП) значений всех слов языка.

 

В целом, метод семантического дифференциала позволяет:

а) определить место каждого значения в некотором семантическом пространстве (собственно, «семантическая дифференциация» и есть последовательное сведение понятия к точке в многомерном семантическом пространстве);

б) вычислить расстояние между значениями (различие в значении двух понятий и есть функция различий их соответствующих положений в одном и том же пространстве);

в) зафиксировать сдвиг значений слов при вхождении их в словосочетания.

Размещение значения в СП

Размещение каждого значения в СП определяется 3 числами, которые являются средним арифметическим весов, полученных каждым словом по трем группам шкал, представляющих 3 семан­тических измерения СП при определенном количестве испытуе­мых.

 

Например, значения слов поэт, герой и смерть у 65 испытуемых получили следующие средние веса:

 

Фактор Значение Оценка Сила Активность
А. Патриот +3 +2 +1
В. Герой +3 +3 +3
С. Смерть -3 +1 -3

 

Размещение значения может быть представлено на гра­фике по двум или трем факторам. (По двум факторам это может быть представлено на координатной оси).

 

Фактор «силы»

 
 

 

  Герой  
     
Смерть   Патриот
       

Фактор «оценки»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.008 с.)