Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исключение лишнего на невербальном материалеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель. Анализ структуры невербальных заданий, изучение факторов, влияющих на скорость и успешность решения подобных задач. Материал. 16 заданий невербального варианта «5-й лишний» (см. Приложение). Задания объединены в группы, характеризующиеся разной структурой. Ход работы: Испытуемым предлагается найти решения к каждому заданию, после чего проводится групповое обсуждение, в ходе которого анализируются основные тенденции мыслительной деятельности при решении задач на обобщение. Анализ заданий Группа 1. Задания № 1, 2, 3, 4. Характерно очевидное различие, основанное на отнесённости объектов к различным классам. Задания такого типа, как правило, очень просты и используются для детей младшего возраста или же для выявления умственной патологии. (В № 4 - чуть большая сложность, т.к. внутри широкого класса можно выделить несколько подклассов). Тенденция - поиск очевидного, существенного сходства и различия между объектами в группе. Группа 2. Задания № 5,6. В задании № 5 объекты относятся к одному классу, несколько различаясь по внешним признакам (наблюдается видимое различие - толщина линий). В задании №6 объекты из разных классов воспринимаются однообразно (на перцептивном уровне). Тенденция: если все объекты относятся к одному классу, то сравнение происходит на основе выделения деталей или внешних характеристик (разные формы, цвет, объём и др.). Примечание. Склонность обращать внимание на видимые различия именно при работе с невербальным материалом может затруднять решение (в задании № 6 - нередко при быстром темпе решения как лишний элемент воспринимается объект №3, т. к. он меньше размером). Группа 3. Задания № 7,8,9,10. Характерно: существенным для решения задачи является количество деталей. Тенденция: если все объекты относятся к одному классу и внешние различия неочевидны, то объекты сравниваются по количеству деталей (задания №7,8). Однако если все объекты существенно отличаются друг от друга, то на количество деталей обычно не обращают внимания (в задании № 9 обычно обращают внимание на родовые различия, в задании №10 – на внешние различия). Группа 4. Задания № 11,12,13. Характерно: существенным для решения задачи является пространственное расположение. В заданиях №11,13 различия выявляются на перцептивном уровне. Задание №12 более сложное, т.к. зависит от способности к оперированию пространственными представлениями. Группа 5. Задания № 14,15. Характерно: обобщение необходимо произвести на основе какой-либо несущественной детали. Такие задания являются наиболее сложными, т.к. противоречат естественному ходу мыслительного процесса (к подетальному анализу сложных объектов испытуемые прибегают в последнюю очередь). Группа 6. Задание № 16. Характерно: возможность неоднозначной классификации. (Обычно это разнородные объекты, которые относятся к одному более общему классу). Это пример «неудачного» задания. Таких заданий следует избегать при конструировании тестов.
Контрольные вопросы 1. Что такое «обобщение». 2. Приведите примеры заданий на обобщение. Какие другие мыслительные операции поддерживают их выполнение. АБСТРАГИРОВАНИЕ
Абстрагирование (лат. Abstractio – отвлечение) – обязательно предполагает отвлечение от ряда свойств и признаков объекта (отвлечься всегда «от» чего-либо). Для абстрагирования характерна концентрация на одном или нескольких признаках или свойствах и игнорирование остальных. Это могут быть как существенные, так и несущественные признаки. Выделяют два типа абстрагирования. 1. Изолирующая абстракция – выделение отдельных свойств из некоторой целостности при полном отвлечении от остальных (например, можно абстрагироваться от формы и назначения предмета, выделяя только его цвет или размер). 2. Обобщающая абстракция – абстрагирование на основе существенных признаков. Такая абстракция даёт обобщенную картину явления и служит основой для формирования понятий. Формой обобщающей абстракции считается идеализация. Идеализация – это предельная обобщающая абстракция на основе существенных признаков и их акцентирования (предельного выражения). Это конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например: точка, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ). Идеализация широко используется в моделировании как методе научного исследования.
Лабораторная работа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.141 (0.005 с.) |