Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для построения семантического поля словаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель. Сравнение однозначности ассоциаций у конкретных и абстрактных существительных. Задача. Сравнение процента совпадающих ассоциаций для слов конкретного и абстрактного содержания. Материал. Ряд из 15-30 слов. Ход работы. Исследование проводится в форме группового эксперимента. Слова-стимулы последовательно зачитываются экспериментатором, с промежутками 5-10 сек. Испытуемым предлагается в ответ на предъявленное слово-стимул как можно быстрее записать на листке бумаги любое слово, пришедшее в голову. Обработка результатов. 1) Составляются 3 таблицы групповых данных отдельно для 3-х групп слов: конкретных, абстрактных и слов промежуточной группы. Пример (Всего 25 испытуемых).
Однозначность ассоциаций на слово-стимул определяется по наибольшей величине связи (Mwo(Wi)) с одним из его ассоциатов. 2) Для каждой группы слов подсчитывается: а) среднее количество ассоциаций на одно слово-стимул; б) среднее значение наибольших показателей Mwo(Wi). 3) Полученные величины сравниваются. 4) Для двух слов (на выбор) составляются семантические поля.
Пример диаграммы для семантического поля слова «гнездо».
гнездо 0,8 дом 0,6 жизнь 0,4 яйцо 0,2 птица
Метод построения семантического поля понятий можно использовать для анализа общественного мнения по отношению к конкретным проблемам, политическим деятелям, социальным объектам.
Еще одна методика исследования семантики языковых единиц была разработана А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой. Суть ее заключается в следующем. Известно, что если дать испытуемому задание определённым образом реагировать на конкретное стимульное слово (например, на слово «кошка» нажать ключ), то у испытуемого будет наблюдаться ориентировочная реакция, вегетативные компоненты которой (расширение сосудов кисти руки и др.) могут быть зафиксированы с помощью аппаратуры. В этом случае, при предъявлении испытуемому других слов, близких к тестовому слову по значению, у него также наблюдается возникновение ориентировочной реакции. Интенсивность такой реакции, как выявилось, зависит от степени семантической связи новых слов с тестовым. Чем ближе слова по значению, тем меньше разница в показателях ориентировочной реакции на эти слова. Интересно, что когда давались слова общие по звучанию (кошка—крошка), то при тестовом слове «кошка» не было вообще никакой ориентировочной реакции на слово «крошка». Контрольные вопросы. 1. Опишите суть метода свободных ассоциаций. Насколько «свободные ассоциации» действительно свободны? 2. Объясните причины относительной частоты различных реакций на одно и то же слово-раздражитель. 3. Как можно классифицировать типы реакций при свободной ассоциации? 4. Перечислите основные компоненты «семантического поля». 5. Как метод свободных ассоциаций используется для построения семантического поля слова?
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.005 с.) |