Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Насколько «свободные ассоциации» действительно свободны?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предполагается, что при свободных ассоциациях законы ассоциации имеют полную власть. Тем не менее, реакция «другим словом» является до некоторой степени ограничивающей и искусственной. (Неограниченная и ограниченная ассоциации, видимо, были бы более объективными терминами. Экспериментатор, например, может дать испытуемому инструкцию: на каждое слово-раздражитель реагировать произнесением слова с противоположным значением тем самым экспериментатор ограничивает реакцию. Так как испытуемый следует такой инструкции, то, очевидно, что он некоторым образом контролирует свой собственный ассоциативный процесс). В обычной жизни мы редко отвечаем на отдельное, изолированное слово простым высказыванием другого слова. Многие лица, не знакомые с психологией и ее своеобразными методами, не могут понять, что экспериментатор не хочет от них ничего более определенного. Они подозревают, что он стремится выявить, как хорошо они понимают слово-раздражитель, и у них возникает более или менее намеренная установка на то, чтобы дать «осмысленные» ответы. Коффка (1912) попытался обеспечить подлинно свободные ассоциации, давая испытуемому инструкцию сохранять пассивную установку, позволить слову-раздражителю вызвать образ и затем произвести простую реакцию в виде движения рукой. Даже здесь испытуемый обычно понимал задачу как более специфическую. У одного испытуемого непроизвольно возникла установка производить реакции возможно более быстро, другой испытуемый представлял себе во всех деталях значение слова-раздражителя, третий представлял образ индивидуальной вещи или личности, на которую намекало слово-раздражитель, а четвертый переходил от объекта, обозначенного словом-раздражителем, к какому-либо другому связанному с ним объекту. Очевидно, было почти невозможным обеспечить совершенно свободные ассоциации во время экспериментального сеанса. Даже при дневных грезах имеется некоторая степень контроля, о чем свидетельствует течение образов в определенном направлении, прежде чем это течение приобретает другое направление. Внешняя реакция является даже менее свободной, чем первая внутренняя ассоциация, так как испытуемый часто отвергает первую приходящую на ум реакцию, потому что она кажется глупой, запутывающей или почему-либо неподходящей. Уэллс (1911) пришел к заключению, что испытание на свободные ассоциации, все еще заслуживающее это название, зависит от отсутствия препятствующих установок. Данные, получаемые ассоциативным экспериментом Полученную словесную реакцию можно рассмотреть с нескольких точек зрения. Всего имеется 5 типов данных, полученных в экспериментах на свободные ассоциации. 1. Время реакции для ассоциации. 2. Частота или обычность реакции. 3. Характер реакции ассоциации - логическое или другое отношение реакции к слову-раздражителю. (При контролируемых ассоциациях реакция может быть отмечена как правильная или неправильная, при свободных ассоциациях может быть обращено внимание на ее характер). 4. Симптомы замешательства, указывающие на эмоциональный комплекс. 5. Интроспективный (ретроспективный) отчёт испытуемого, который может обнаружить происхождение ассоциации или процесс достижения данной реакции.
Время свободной ассоциации.
Многие экспериментаторы измеряли время для свободных реакций «другим словом», пользуясь или секундомером, или хроноскопом. Медиана была обычно больше одной секунды, но не доходила до двух. Менцерот, а также Уэллс повторяли испытание в течение ряда дней, и нашли медиану снижающейся от 1750 до 1200—1300. Этот результат, довольно примечательный, так как в каждый следующий день применялись новые раздражители. Эффект упражнения, следовательно, состоял не в усилении частных связей между раздражителем и реакцией. С упражнением время реакции уменьшалось, хотя минимум, составлявший около 1500, сохранялся повсеместно. Увеличение средней скорости реакции обусловлено, вероятно, приспособлением к эксперименту, большей свободой от внутренних затруднений и принятием более легких и «поверхностных» типов реакций. Указанное выше среднее время реакции относится целиком к взрослым. Дети реагируют медленнее при свободных ассоциациях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.011 с.) |