Исследование способности к абстрагированию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование способности к абстрагированию



(изолирующая абстракция)

 

Цель. Исследование способности к абстрагированию на основе несущественных признаков.

Материал. Бланки с тестовыми заданиями для каждого участника эксперимента.

Ход работы. Испытуемым предлагается 25 заданий. Каждое задание включает ряд математических символов, расположенных в определённом порядке. Справа имеется 5 слов, из которых необходимо выбрать те, где последовательность букв соответствует послед овательности знаков. Необходимо соблюдать условие: одинаковые знаки, независимо от их значения, соответствуют одинаковым буквам. (При этом, в разных заданиях одни и те же знаки могут соответствовать разным буквам). В каждом ряду могут быть 1 или 2 ключевых слова. Для выполнения задания необходимо абстрагироваться от значений слов, букв и символов, сконцентрировав внимание только на их взаиморасположении.

Пример. * %! *? (волна кошка пирог сосна корка)

 

В специально заготовленных ответных листах отмечается порядковый номер ключевого слова (или двух слов) для каждого из 25 заданий. Время выполнения – 10 мин.

Ответный лист

№ задания №№ слов № задания №№ слов № задания №№ слов № задания №№ слов № задания №№ слов
1.   2.   3.   4.   5.  
6.   7.   8.   9.   10.  
11.   12.   13.   14.   15.  
16.   17.   18.   19.   20.  
21.   22.   23.   24.   25.  

 

 

Обработка результатов:

1. Подсчитывается количество правильных ответов.

2. Анализируется индивидуальная стратегия поиска ответа.

Возможны следующие стратегии:

а) поэлементное сравнение с эталоном;

б) выделение ключевых деталей и ориентация преимущественно на них.

 

Контрольные вопросы

1. Сравните два типа абстрагирования. Какой тип абстрагирования лежит в основе образования понятий.

2. Сформулируйте принцип построения заданий на исследование способности к абстрагированию.

 


Тема 2. ПОНЯТИЕ

 

Одним из наиболее существенных компонентов вербального мышления является процесс обозначения (или, как его еще называют «процесс наименования»).

Наш обычный язык, язык, на котором мы говорим, состоит из определенного запаса слов. Слово или выражение языка, обозна­чающее отдельный предмет, явление или некоторую совокупность предметов, явлений, объединенных общими признаками, являют­ся понятиями.

Понятие – это абстрактная категория для обозначения объектов некоторого класса. В понятии отражаются наиболее общие, существенные признаки обозначаемых объектов и выделяются их специфические признаки. (В понятии отражается то общее, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных объектов данного класса).

Понятия различаются между собой по объёму и содержанию.

Содержа­ние понятия – это совокупность существенных свойств, присущих всем предметам данного понятия и только им. Например, понятие «треугольник» объединяет в себе такие суще­ственные признаки: «плоская фигура», «замкнутая фигура», «фи­гура с тремя углами».

Объемом по­нятия называется множество предме­тов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. Понятие может обозначать один предмет, например: «солн­це», «Монголия», «М. Ю. Лермонтов». Понятие может обозначать группу предметов, например: «карандаш», «книга», «война». Понятие может не обозначать ни одного предмета – это пустое, беспредметное понятие, например: «житель Луны», «марсианин», «водяной».

С помощью понятия происходит своеобразный переход от невербального мышления к вербальному. Объект как бы «погружается» внутрь психики. И с каждым шагом такого «погружения» увеличивается степень обобщённости понятия, с каждым шагом оно всё дальше отстоит от реального объекта. Логическое действие обобщения можно считать исходным для любого понятия.

Между понятиями существуют родо-видовые отношения. Т. е. понятия могут располагаться в виде иерархического дерева, где для каждого понятия существует более общее – родовое и подчинённое, более частное – видовое (кроме самых конкретных). В такой иерархии каждый более высокий уровень является и более общим.

 


 

Пример – схема 1

 

  искусство    
         
музыка     изобразительное искусство  
             
эстрадная   классическая   фольклор   живопись   графика
                   
    симфоническая   камерная   масляная живопись   акварель
                                                               

 

Пример – схема 2

 

  животные организмы      
           
позвоночные   беспозвоночные  
                 
рептилии   млекопитающие   птицы     моллюски   членистоногие  
                                 
змеи   Парнокопытные   перелетные птицы     Паукообразные   насекомые  
                                   
гадюка       грач         чешуекрылые  
                       
лесная гадюка                    
                                                       

 


ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

 

С понятиями можно выполнять некоторые мыслительные дей­ствия, важнейшие из которых — обобщение и ограничение.

Произвести обобщение понятия – это подыскать к нему подчи­няющее его более общее (родовое) понятие. Например, понятие «фруктовое дерево» будет родовым для понятия «яблоня». Обоб­щить понятие «яблоня» – это подобрать к нему родовое понятие «фруктовое дерево». Второй пример: обобщить понятие «кресло» – значит, подобрать к нему родовое понятие «предмет мебели».

Произвести ограничение понятия – это подыскать к нему под­чиненное ему более частное (видовое) понятие. Например, поня­тие «розовая гвоздика» будет видовым для понятия «гвоздика». Ограничить понятие «гвоздика» – это подобрать к нему видовое понятие, такое, как «розовая гвоздика». Второй пример: ограни­чить понятие «стол». Возможные варианты решения – «письменный стол» или «обеденный стол».

Типичной ошибкой при обобщении понятий является смешение родовидовых отношений с отношениями «часть – целое». Все признаки наиболее общего (родового) понятия должны содержаться в понятии, которое обобщается (видовом). Проверить пра­вильность обобщения можно, поставив перед видовым понятием слово «любой». Если обобщение не потеряет смысл, то оно было произведено правильно. Таким способом можно установить, что, например, обобщение «дерево–лес» не является правильным, так как дерево не обладает всеми признаками леса. Дерево – это часть, а не вид леса. Фраза «любое дерево – лес» неверна. Правильным будет обобщение «дерево – растение» (любое дерево – растение).

Упражнение 1. Произвести обобщение и ограничение понятий, т.е. подыскать к каждому из них подчиняющее более общее (родовое) понятие и подчинённое более частное (видовое) понятие.

Пример. ЛАМПА

а) свет; б) осветительный прибор; в) телевизор; г) настольная лампа.

Родовым является понятие “осветительный прибор”, а видовым – “настольная лампа”.

1. МЕСТОИМЕНИЕ

а) часть речи; б) синтаксис; в) указательное местоимение; г) междометие.

2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

а) мозаика; б) искусство; в) театр; г) художник.

3. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО

а) сумма; б) число; в) минус пять; г) положительное число.

4. ДЕЛЕНИЕ

а) умножение; б) деление с остатком; в) действие с числами; г) разность.

5. СЛОВАРЬ

а) книга; б) фразеологический оборот; в) учебник; г) орфографический словарь.

6. ЯГОДА

а) плод; б) орех; в) сад; г) земляника.

7. БАРОМЕТР

а) круглый барометр; б) манометр; в) движение; г) прибор.

8. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ

а) цветковые растения; б) растения; в) грибы; г) ягоды.

9. ГАЗ

а) кислород; б) состояние вещества; в) жидкость; г) поверхность.

10. УГОЛЬ

а) нефть; б) геология; в) бурый уголь; г) полезные ископаемые

 

Упражнение 2. Назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных:

1. История

2. Озеро

3. Дробь

4. Христианство

5. Кустарник

6. Осадки

7. Многоугольник

8. Певчая птица

 

Упражнение 3. Обобщить понятия до предела. Для этого произвести ряд последовательных обобщений данного понятия так, чтобы каждое новое понятие относилось к предыдущему как род к виду.

1. Пятиугольник.

2. Ливень.

3. Гласная буква.

4. Железо.

5. Пшеница.

 

Упражнение 4. Расположить данные понятия по порядку от частного к общему таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду.

Пример. Даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное». Их следует расположить так: «пудель – собака – домашнее животное – животное».

 

1. Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.

2. Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение.

3. Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.

4. Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.

5. Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.

6. Пресмыкающееся, гадюка, змея, ядовитая змея, позвоночные.

 

Определение понятия

 

С помощью этой операции раскрывают содержание понятия, т. е. указывают, что это понятие обозначает, какие признаки объединенных дан­ным понятием предметов имеют в виду.

Дать определение какому-либо понятию означает назвать ро­довое (более общее) понятие, в которое включается данное понятие, а также найти видовые признаки, т. е. такие качества, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обла­дают другие объекты, входящие в родовое понятие.

Если ориентироваться на схему (см. выше), то сначала необходимо назвать ближайшее вышестоящее понятие. Затем – выделить признаки, которые отличали бы определяемое понятие от рядоположных понятий, т.е. принадлежащих тому же родовому понятию.

Пример. Мозаика – это картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. «Картина» – это родовое понятие по отно­шению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камеш­ков или кусочков стекла» – это видовое отличие.

 

Родовые и видовые признаки понятия обычно называются су­щественными, так как они и есть то главное, что, мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несуществен­ными, случайными.

 

Пример. В понятие «архив» включены суще­ственные признаки: «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками. Например, «большой», «главный», «военный».

 

Упражнение 1. Провести анализ понятий, т. е. выделить существенные и случайные их признаки:

 

1. ЗОЛОТО – а) металл; б) драгоценный металл; в) имеющий желтый цвет; г) служит для изготовления украшений.

2. АНТАРКТИДА – а) материк; б) имеющий ледниковый покров; в) самое холодное место на земле; г) место обитания пингвинов.

3. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – а) движение; б) движение газов; в) беспорядочное движение частиц; г) тело.

4. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ – а) растения; б) красивые; в) способны образовывать цветки; г) имеют приятный запах; д) растут в саду.

5. ТЕРМОМЕТР – а) прибор; б) измеряющий температуру; в) ртутный; г) имеющий стеклянный корпус.

Упражнение 2. Определите понятия.

 

1.Икона

2.Микроскоп

3.Материк

4.Квадрат

5.Имя существительное

 

Иногда для исследования уровня сформированности понятий используются задания на выделение необходимых признаков понятия, т.е. таких свойств (атрибутов), без которых данное понятие не может существовать. При этом такие признаки могут не покрывать всего содержания понятия (необходимые, но не достаточные).

 

Упражнение 3. Для каждого понятия из пяти предложенных слов необходимо выбрать два, которые находятся с ним в наибольшей связи, без которых обозначенное понятием явление не существует.

Пример. Со словом учитель связаны слова - ученик, парты, объяснение, мел, доска. Правильный ответ – ученик, объяснение.

 

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

6. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

7. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст),

8. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

9. Землетрясение (пожар, смерть, колебание почвы, шум, наводнение).

10. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое «понятие».

2. Как соотносятся объём и содержание понятия. Проиллюстрируйте на примере.

3. Что значит «обобщить» и «ограничить» понятие.

4. Что лежит в основе определения понятий. Сравните определение понятий разной степени обобщённости.

5. Какие возможны ошибки при определении понятий.

 

 


КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ

 

В одной старинной китайской энциклопедии приводится классификация животных. В ней животные подразделяются следующим образом:

- принадлежащие Императору,

- бальзамированные,

- прирученные,

- молочные поросята,

- сирены,

- сказочные,

- бродячие собаки,

- нарисованные очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти,

- издалека кажущиеся мухами и др.

 

При классификации мы рассматриваем как «похожие» или даже «тождественные» явления, в каком-то отношении отличающиеся друг от друга. Например, не существует двух одинаковых роз, и, тем не менее, мы относимся к ним как к взаимозаменяемым членам класса роз. Роза и одуванчик еще менее похожи друг на друга, но они «одинаково» принадлежат к классу цветов; розы и одуванчики похожи друг на друга и на клен, лягушку и ребенка в том смысле, что они все входят в класс живых существ.

Эти примеры свидетельствуют о том, что существуют достаточно универсальные и отработанные в процессе эволюции способы, при помощи которых мы справляемся с разнообразием окружающей среды, устраняя различия. Эти мыслительные действия лежат в основе классификации. Классификация же строится на установлении сходства или тождественности объектов. Таким образом, в основе любой классификации лежит сравнение (установление сходства) и обобщение (объединение объектов в класс).

Процессы эти могут быть разными, в зависимости:

- от свойств классифицируемых объектов,

- от контекста, в котором происходит классификация,

- от наших навыков и знаний.

Когда сходство предметов заключается в их физических свойствах, акт классификации можно рассматривать как близкий к восприятию. Если проанализировать высказывания психологов о восприятии и о мышлении, то окажется, что во многих случаях классификация происходит по законам, близким к перцептивным.

Например, если испытуемые при рассматривании двух соседних точек цветового спектра обозначают эти два цвета одним и тем же словом, то вероятно причиной этого действительно является отсутствие различения, так или иначе связанного со сферой восприятия. Когда испытуемый отвечает словом «красный» на целую группу цветных фишек, которые мы считаем различными, то это также можно объяснить в терминах восприятия и предположить, что испытуемый воспринимает все оттенки как одинаковые. Но можно ли говорить о перцептивных процессах, если в группу стимулов входят черный треугольник, красный треугольник и красный квадрат? Испытуемый, конечно, способен различать эти объекты. Когда же он говорит, что два из них одинаковые, то сделанный им выбор нужно охарактеризовать скорее как классификацию, т.е. собственно мыслительное действие.

 

Упражнение 1. Произвести классификацию объектов, найдя для этого как можно больше оснований. (Количество классов может быть произвольно, но не должно оставаться «лишних» объектов). Записать в тетрадь только общие названия полученных групп.

 

день беспокойство окунь папоротник слон час берёза зебра Секунда пшеница волнение ночь ящерица сутки примула минута краб роза воробей сомнение год желание тростник спокойствие

 

Возможные варианты ответов: а) животные, растения, время, состояния; б) ж.р., м.р., ср.р.; в) абстрактные, конкретные; г) живые, неживые.

 

Упражнение 2. Разделить объекты на два класса всеми возможными способами. Записать основания для классификации (количество объектов в каждом классе может быть произвольно).

1. Медведь, ящерица, белка, кошка, носорог, лисица, крот, заяц, хомяк, скунс, мышь, песец, кенгуру, ёж, бегемот, горилла, барсук, слон.

Возможные варианты ответов: а) длинный - короткий хвост; б) ценный - неценный мех и др.

 

2. Земля, молоко, дым, ромашка, ночь, снег, ворона, туча, известь, одуванчик, чернила, уж, подвал, мел, чёрт, ежевика, клей ПВА, солнце, уголь.

Возможные варианты ответов: а) светлые - тёмные; б) живые - неживые и др.

Основы классификации

По мнению Бэна «всякая конкретная вещь входит в такое количество классов, сколько она имеет атрибутов».

При изучении классификации, как в детской психологии, так и в межкультурных исследованиях внимание обращалось, прежде всего, на два аспекта поведения испытуемого:

1) Какое именно свойство объектов он использует в качестве критерия сходства и меняется ли основание для классификации с возрастом или в зависимости от культурной принадлежности испытуемого?

2) Использует ли он только какое-либо одно свойство в качестве основания для группировки объектов, или же способен группировать по нескольким основаниям?

Эти аспекты и являются основными при оценке способности к классификации.

При диагностике способности к классификации основными показателями являются:

а) наиболее часто употребляемые типы оснований для классификации;

б) количество способов классификации одного и того же материала.

Согласно Брунеру, в ходе развития понятий ребенок переходит от одних свойств предметов, которыми он пользуется как основой для определения их сходства (мы называем это свойством - критерием), к другим.

а) Очень маленькие дети склонны считать предметы тождественными на основе их перцептивных свойств - таких, как цвет, величина, форм а или расположение.

б) Позже ребенок начинает строить классификацию на основе функциональных качеств: на основе того, что могут делать данные предметы или что может с ними делать человек.

в) Затем начинает подводить предметы под общее название класса.

 

Существуют следующие способы группировки.

1. Основание: выделяются или нет общие признаки, присущие всем объектам группы.

а) Группы - «коллекции» – свободные или синкретические группы.

(Синкретизм – нерасчленённость, смешение, неорганичное слияние разнородных элементов).

Например, в одну группу могут быть объединены нитка, иголка, рубашка, как составляющие одной деятельности. Другой основой для создания «коллекции» может быть принадлежность одному лицу или общее местонахождение, т.е. объекты могут быть объединены на основе любых связей между ними.

Крестьяне одной африканской деревни часто связывали принадлежащие к группе предметы, ссылаясь на различные способы применения этих предметов; например, один испытуемый положил вместе сеть, кастрюлю, перец, плоды и земляной орех и объяснил это так: «Сеть – чтобы ловить рыбу, а плоды и земляной орех варят в кастрюле».

б) Понятийные группировки – основанные на «правиле вышележащего класса»

Здесь, в основе группировки лежит какое-то одно общее свойство всех предметов, входящих в данный класс, и не присущее ни одному предмету, не входящему в данный класс.

2. Основание: характер признаков, взятых за основу классификации.

а) Конкретная классификация – такая, в основе которой лежат перцептивные свойства стимулов (цвет, размер, форма и др.).

б) Абстрактная классификация. Здесь существует как бы два подтипа:

(1) классификация, основанная на изолирующей абстракции, т.е. такая, при помощи которой выделяется любое общее свойство, применяемое при объединении предметов, с которыми имеет дело испытуемый (ветер, бег, самолет – скорость);

(2) классификация, основанная на обобщающей абстракции, т.е. на названии класса или на нефизических свойствах предметов (таких, как «живой», «съедобный», «млекопитающие»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.97.37 (0.138 с.)