Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В течение Столетней войны средневековое общество постепенно менялось. Английский длинный лук также оставил свой след в социальной истории Европы.
С раннего Средневековья и вплоть до XIV века бесспорными хозяевами на поля боя оставались рыцари: благодаря стременам и глубоким сёдлам они могли удерживать копье в горизонтальном положении; инерция скачущего галопом коня значительно увеличивала силу удара копьем[58][59]. В средневековом обществе знать должна была соединять богатство и власть со смелостью на поле сражения. Церковь в конце X века добилась возможности управлять рыцарями-грабителями: после собора в Шарру в 989 году воины начали служить на пользу бедным и Церкви и превратились в milites Christi (воины Христа)[60]. В XIII веке король Франции признал идею о том, что его власть божественного происхождения позволяет ему создавать дворянство[61]. Таким образом знать отделилась от всего остального населения — они ценили превыше всего свою честь, следовали рыцарскому этикету, защищали народ, вершили правосудие и жили в достаточно комфортных условиях. Они должны были подтверждать свой социальный статус на поле битвы: нужно было бороться с врагом лицом к лицу и одолевать его в честной схватке. Это желание блистать на поле битвы сочеталось с обычаем того времени брать пленных и возвращать им свободу за значительный выкуп. Таким образом, война стала для хороших воинов весьма доходным делом, а для остальных риск быть убитым сводился к минимуму[62]. Именно поэтому в битвах при Бэннокберне, Креси, Пуатье и Азенкуре рыцари вели атаки неразумно с современной точки зрения. В связи с этими обычаями луки и арбалеты считались дьявольским оружием, и Церковь даже пыталась запретить их на Втором Латеранском соборе в 1139 году. Однако эти виды оружия никогда окончательно с поля битвы не исчезали, а, наоборот, стали модными во времена крестовых походов. Массовое использование луков нанесло серьёзный удар по социальным функциям знати, чьё значение на поле битвы уменьшилось в пользу простолюдинов. В течение Столетней войны Европу сотрясали многочисленные крестьянские и городские восстания (в Англии — Крестьянское восстание 1381 года, во Франции — Жакерия 1358 года). В Англии всё население обучалось пользованию луком, что превратилось в настоящую угрозу: во время крестьянского восстания 1390 года Лондону угрожало около 100 тыс. крестьян. Сама феодальная система оказалась под ударом. Это восстание было жестоко подавлено, так же как и Жакерия. Именно по этой причине во Франции при Карле VI знать добилась упразднения отрядов обученных лучников, созданных при Карле V[53] — это решение стоило французской армии разгрома при Азенкуре.
В таких исторических условиях появился миф о ловком лучнике Робин Гуде, который боролся с произволом власти и выступал на стороне простого народа (похожая фигура — Вильгельм Телль, швейцарский лучник). В устной культуре Робин Гуд появился в XIII веке, но окончательно этот герой сформировался лишь к XIV веку[63]. Он защищал крестьян от шерифа и аббата. Шериф в то время воплощал в себе образ государственной власти, закона и налогообложения. После Чёрной смерти 1350 года население значительно сократилось, крестьян стало меньше, поэтому и ценились они больше. Это привело к тому, что они стали требовать для себя более высокий социальный статус, а шериф превратился в их главного врага. Однако в то время как сельскохозяйственные продукты и труд дорожали, в английском парламенте в 1351 году был принят Статут о рабочих (англ. Statute of Labourers), который вызвал большое недовольство простого люда[64]. Противостояние с аббатом ведёт свое начало от того факта, что церковь также являлась земельным собственником и иногда пользовалась своей властью таким образом, что это расходилось с христианскими принципами, которые, как полагалось, она защищала[65]. Кроме того, доверие к церкви было сильно подорвано Великой схизмой и проповедями лоллардов, которые ходили по деревням и распространяли идеи Джона Уиклифа[66]. Поэтому совсем неудивительно, что духовенство наравне с шерифами стало основной мишенью народной сатиры. Среди английских лучников сосуществовали и боролись плечом к плечу представители разных социальных классов[67], отсюда становится ясно, почему в отряде Робин Гуда также действовал принцип равенства. Некоторые медиевисты решающую роль в создании этой легенды отводят английскому мелкопоместному дворянству (джентри). Они были основными слушателями баллад, а кризис феодальной системы стал для них периодом, когда они потеряли былую власть, доставшуюся им от франкоговорящей крупной знати (английский язык стал официальным в стране только в 1360 году)[68].
Современное использование Английский длинный лук сегодня является частью исторического наследия Британских островов. Поэтому многим обществам разрешено использовать этот лук до сих пор: например, Королевскому объединению лучников (англ. Royal Company of Archers)[69], основанному в 1676 году, или Британскому обществу длинных луков (англ. British Long-Bow Society)[70], основанному в 1951 году.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.005 с.) |