Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебном порядке.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Судебные органы занимают особое место в системе органов, наделенных полномочиями разрешать индивидуальные трудовые споры. В России органы государственной власти сформированы по принципу разделения власти: законодательной, исполнительной и судебной. Суды являются единственными органами государственной власти, наделенными полномочиями вершить правосудие. Задача судебных органов власти - защита нарушенных прав и законных интересов субъектов правоотношений, в том числе трудовых. Суд независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Осуществление судами своей деятельности происходит в определенной законом процессуальной форме. Индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению в суде, если: - трудовой спор не рассмотрен КТС в пределах десятидневного срока, установленного ст. 387 ТК РФ (ч. 1 ст. 390 ТК РФ); - одна из сторон трудового спора не согласна с решением КТС (ч. 2 ст. 390 ТК РФ); - работник обращается непосредственно в суд, минуя КТС (ч. 1 ст. 391 ТК РФ). Данное основание применяется как в случае, если КТС отсутствует в организации, так и в случае, если работник по своему усмотрению непосредственно обращается в суд. В соответствии со ст. 391 ТК РФ заявление о рассмотрении индивидуального трудового спора судом может быть сделано работником, работодателем, профессиональным союзом, защищающим интересы работника, либо, как отмечалось выше, прокурором, если мнение КТС не соответствует трудовому законодательству РФ. Исключительная подведомственность трудовых споров суду определена ч. 2 ст. 391 ТК РФ. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников: ♦ о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; ♦ об изменении даты и формулировки причины увольнения; ♦ о переводе на другую работу; ♦ об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Непосредственно в судах также рассматриваются индивидуальные трудовые споры (не предусмотренные ранее в КЗоТ РФ): ♦ об отказе в приеме на работу; ♦ лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц (ст. 303-309 ТК РФ); ♦ лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (ст. 3 ТК РФ); По заявлению работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Кроме того, в суде рассматриваются также разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве (ст. 231 ТК РФ), а также о возмещении морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст. 237 ТК РФ). Эти разногласия могут рассматриваться мировым судьей, поскольку возникают из трудовых отношений. Большинство вышеуказанных видов трудовых споров должно рассматриваться мировыми судьями, поскольку по установленным гл. 3 Гражданско-процессуального Кодекса РФ (далее - ГПК РФ) правилам подсудности дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются мировыми судьями (ст. 23 ГПК РФ). Исключение составляют споры о восстановлении на работе в случае незаконного перевода или увольнения, которые относятся к компетенции районных судов общей юрисдикции. Кроме того, споры об отказе в приеме на работу обжалуются до вступления работника и работодателя в трудовые отношения, поэтому такие споры также не могут рассматриваться мировыми судьями. Работник вправе обратиться в суд с исковым заявлением самостоятельно или через своего представителя, которому он выдал на это доверенность. Доверенность на предъявление иска и (или) ведение дела в суде по трудовому спору должна быть удостоверена в нотариальном порядке или организацией по месту его работы. Разрешение индивидуальных трудовых споров в судебном порядке осуществляется в настоящее время в соответствии с нормами гл. 60 ТК РФ и ГПК РФ. В соответствии со ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Истец - это лицо, в интересах которого начато дело в защиту его субъективных прав, свобод и законных интересов. Ответчик - лицо, привлекаемое судом к ответу по требованию, заявленному истцом. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими, согласно законодательству Российской Федерации, правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов. Она непосредственно связана с трудовой правоспособностью и возникает одновременно с ней. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности, предъявлять иск, заключать мировое соглашение, отказываться от иска или признавать исковые требования, заявлять ходатайства в процессе и т. п.) и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста 18 лет, и организациям. Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации). Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. По делам, возникающим из трудовых правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы (ст. 37 ГПК РФ). Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних (родителей, усыновителей, попечителей). В качестве представителя такого работника может выступать приглашенный им адвокат. Для предъявления иска от имени заинтересованного лица представитель должен одновременно с исковым заявлением представить надлежаще оформленную доверенность, подтверждающую его полномочия. Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепляется печатью этой организации. Законные представители предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя, удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или в письменном заявлении доверителя в суде. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок действия доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. По общему правилу, установленному ст. 28 ГПК РФ, иск предъявляется в районный суд по месту жительства ответчика (гражданина). Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. В то же время п. 6 ст. 29 ГПК РФ допускается предъявление иска по выбору истца по месту его жительства, если предъявляется иск о восстановлении нарушенных трудовых прав. Таким образом, заявление о рассмотрении трудового спора подается работником в районный суд по месту своего жительства. Если же заявление подается организацией-работодателем, то и в этом случае дело подлежит рассмотрению судебным органом, расположенным по месту жительства работник. Сроки обращения в суд с заявлением о рассмотрении трудового спора установлены ТК РФ. Так, в соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом ограничение срока для обращения в компетентный орган по рассмотрению трудового спора (ст. 386 и 392 ТК РФ) имеет значение для всех трудовых споров, независимо от того, каким органом разрешается трудовой спор. Иными словами, трехмесячный срок для обращения в компетентный орган является общим: обращение работника первоначально в КТС, а в дальнейшем в суд осуществляется в пределах одного и того же трехмесячного срока. По определенным видам трудовых споров установлены специальные сроки для обращения в суд. В частности, по спорам об увольнении работник вправе обратиться в суд в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске работником установленных сроков для обращения в суд по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ). Если же судом будет отказано в восстановлении пропущенного срока, то данный трудовой спор уже не подлежит разрешению никаким другим органом. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда. В случае пропуска данного срока он также может быть восстановлен судом по заявлению работодателя. Рассмотрение трудовых споров в суде осуществляется по правилам гражданского судопроизводства, либо в порядке приказного производства (гл. 11 ГПК РФ), либо в порядке искового производства (гл. 12 ГПК РФ) с учетом специальных положений, установленных ст. 394, 395, 397 ТК РФ. Приказное производство осуществляется на основании заявления работника о взыскании начисленной, но не выплаченной ему заработной платы (ст. 122 ГПК РФ). В этом случае в порядке ст. 121,126, 127 ГПК РФ по заявлению работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы судьей выносится судебный приказ, являющийся исполнительным документом. Согласно ст. 124 ГПК РФ заявление о вынесении судебного приказа подается в письменной форме и должно быть подписано, взыскателем или его представителем. В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны: - наименование суда, в который подается заявление; - наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения, а также наименование должника, его место жительства или место нахождения; - требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано; - документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя; - перечень прилагаемых документов. При обращении в суд в порядке искового производства подается исковое заявление в письменной форме. Требования к содержанию искового заявления определены ст. 131 ГПК РФ. В исковом заявлении при рассмотрении трудового спора должны быть указаны: - наименование суда, в который подается заявление; - наименование истца, его место жительства, если истцом является организация - ее место нахождения; - наименование ответчика, его место жительства, если ответчиком является организация - ее место нахождения; - существо нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов истца, в частности существо трудового спора; - требования истца; - обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; - цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; - сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, в частности о совершении действий, направленных на урегулирование трудового спора; - перечень прилагаемых к предъявлению документов. В заявлении также могут быть дополнительно указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца. Согласно п. 4 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. Конституцией РФ (ст. 37) и трудовым законодательством признается право работника на разрешение трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. В тех случаях, когда применение отдельных правовых норм в конкретной ситуации вызывает разногласия и стороны расходятся в их понимании, каждая из них имеет право обратиться в компетентный орган для защиты своих прав и законных интересов. Трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные, что влияет на различный порядок их разрешения. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора между работником и работодателем установлен гл. 60 ТК РФ. Коллективный трудовой спор -это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (или их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. В организациях нередко возникают разногласия между работодателем и группой работников, работниками организации в целом. Эти разногласия возникают чаще всего на почве задержек или невыплаты заработной платы, или частичной остановки производства или, напротив, усиления труда, превышения установленных норм рабочего времени, других массовых нарушений трудовых прав и интересов работников и разрешаются в соответствии с гл. 61 ТК РФ. Предметом коллективных трудовых споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия между работниками и работодателем: • при установлении в организации новых или изменении существующих социально-экономических условий труда; • при заключении, изменении и исполнении коллективных договоров, соглашений; • в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. Сторонами коллективного трудового спора выступают, с одной стороны, работодатель (работодатели), с другой стороны - коллектив работников, подразделения одной организации или нескольких организаций. Стороны в коллективном трудовом споре осуществляют свои полномочия через представителей. Такими представителями при рассмотрении коллективных трудовых споров могут быть: • на уровне организации - первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками; • на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях - соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (региональные, общероссийские) (ст. 29 - 31 ТК РФ); • на уровне организации представителями работодателя являются руководитель организации или уполномоченные им лица, назначенные в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. При возникновения коллективного трудового спора на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровне работодателей представляют соответствующие объединения. Как уже упоминалось, объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. По соглашению сторон коллективный трудовой спор может решаться с участием представителя службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров — система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Возглавляет и организует деятельность службы Министерство труда и социального развития РФ, а образуют ее Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства и территориальные органы. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров: • осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; • проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора; • формирует список трудовых арбитров; • проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров; • выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению; • оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров; • организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур; • организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Служба действует в соответствии с Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. (с изм. от 21 марта 1998 г.). Работники службы по урегулированию коллективных трудовых споров пользуются правом беспрепятственного при предъявлении удостоверения установленного образца посещения организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры (ст. 407 ТКРФ). Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (по договоренности сторон); • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Однако одной из подготовительных стадий является выдвижение требований работниками. Такое право выдвигать требования и начинать коллективный трудовой спор предоставлено только работникам и их представителям, работодателю такого права не предоставлено. Требования, выдвинутые работниками или их представителями организации, а также филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих, а на конференции - не менее двух третей избранных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам необходимое помещение для проведения собрания или конференции и не препятствовать их проведению. Требования работников или профессиональных союзов и их объединений излагаются в письменной форме и направляются соответственно работодателю. Копия требований в письменной форме может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров, которая обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора (ст. 399 ТК РФ). Работодатели (на уровне организации) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников сообщить в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня их получения. Если работодатель принимает решение удовлетворить требования работников, то коллективного спора не возникает. Представителям работодателей на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях на ответ профессиональным союзам отведен один месяц. Момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение своего ответа, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Если спор возник в процессе коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора или соглашения, то работники требований не выдвигают, а составляют протокол разногласий. Дата составления протокола считается моментом начала коллективного трудового спора. С этого дня исчисляется срок создания примирительной комиссии. В указанных случаях спор вступает в стадии, на которых используются примирительные процедуры. Примирительные процедуры - это рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже. Ни одна из сторон не вправе уклониться от примирительных процедур. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Законом установлено, что в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж, если стороны не договорились о рассмотрении спора с участием посредника. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки. Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК РФ). Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Примирительная комиссия создается из представителей сторон на равноправной основе в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников. Организация работы примирительной комиссии регулируется постановлением Минтруда РФ от 12 марта 1997 г. Инициатива в создании примирительной комиссии оформляется в письменном виде и передается другой стороне для уведомления. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе и, более того, на нем лежит обязанность создавать необходимые условия для работы примирительной комиссии. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник самими сторонами независимо от службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по рекомендации службы. Если стороны в срок до трех рабочих дней не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами коллективного трудового спора. Посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его приглашения (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. Посредник привлекается к участию в разрешении коллективного трудового спора для оказания помощи сторонам (их представителям) в поиске согласованного решения по спору. Мнение посредника не является обязательным для сторон. В случаях продолжения конфликта коллективный трудовой спор может быть передан на рассмотрение в трудовой арбитраж. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган в составе трех человек по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора в случае, если они заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон и службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Состав трудовых арбитров формируется из кандидатур, рекомендованных службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и службы. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж: • рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; • получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; • информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; • разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнений. В случаях уклонения работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а также выполнения его рекомендаций - если достигнуто соглашение об их обязательности, работники могут приступить к проведению забастовки. Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (ст. 405 ТК РФ). В ходе разрешения коллективного трудового спора на любом из этапов может быть заключено соглашение сторон. Такими соглашениями может быть: соглашение по результатам работы примирительной комиссии (ее решение); соглашение по результатам посредничества (согласованное решение); соглашение по результатам рекомендаций трудового арбитража. Соглашения оформляются протоколами и их выполнение обязательно для сторон. Если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое при посреднике или в трудовом арбитраже, то работники вправе приступить к проведению забастовки (ст. 408 ТК РФ). В соответствии со ст. 37 Конституции признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные органы, рассматривавшие коллективный трудовой спор, не смогли урегулировать разногласия сторон, то работники вправе использовать для удовлетворения выдвинутых в установленном порядке требований все иные предусмотренные законом средства (митинги, акции протеста и др.) вплоть до забастовки. Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным и никто не может быть принужден к участию в забастовке или отказу от нее. Решение об объявлении забастовки в организации принимается собранием или конференцией работников организации, а также работников филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения по предложению представительного органа работников, т. е. такое решение может быть принято только трудовым коллективом организации и ее структурных подразделений. Для разрешения коллективных трудовых споров, которые возникают при заключении соглашений, решение об объявлении забастовки может быть принято профсоюзом (объединением профессиональных союзов), которое утверждается для каждой организации собранием или конференцией работников данной организации. Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников или делегатов конференции. При положительном голосовании не менее половины присутствующих работников решение об объявлении забастовки считается принятым. Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания работников и не имеет права препятствовать его проведению. При невозможности проведения собрания, работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня. Предупредительная забастовка — это особая акция, которая демонстрирует готовность работников добиться удовлетворения своих требований При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг). Минимум необходимых работ (услуг) представляет собой перечень работ, которые должны выполняться в период забастовки с тем, чтобы предотвратить причинение вреда жизни и здоровью, безопасности людей и жизненно важным интересам общества. Необходимые работы (услуги) характеризуются двумя критериями: во-первых, это работы, приостановка которых может повлечь создание угрозы жизни или причинение вреда здоровью граждан, во-вторых, круг этих работ (услуг) определяется федеральными или региональными перечнями, которые не подлежат расширительному толкованию (ч. 3 ст. 412 ТК РФ). Сама идея установления минимума необходимых работ (услуг) появилась как альтернатива ограничению или запрещению забастовок в организациях, связанных с обслуживанием населения (медицинские, транспортные и др.) либо являющихся ключевыми в национальной экономике (воздушный транспорт, энергетика). Ранее работники указанных отраслей не имели права на забастовку, теперь, с установлением минимума необходимых работ (услуг), большинство работников этих организаций такое право имеют. При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной. Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры для обеспечения в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации, филиала, представительства и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Забастовку возглавляет представительный орган работников (например, стачечный комитет). Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам, а также приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее, чем за три рабочих дня (ст. 411 ТК РФ). О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней. Собрание (конференция) работников принимает решение об объявлении забастовки и об основных условиях ее проведения. Решение об объявлении забастовки оформляется в письменной форме и в нем указываются: • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; • дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников; • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки (ч. 8 ст. 410 ТК РФ). Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур. Закон не предусматривает виды и последовательность их прохождения, поэтому стороны вправе самостоятельно определить, какие процедуры, в каком порядке и в какие сроки проводить. Конституционное право на забастовку не является абсолютным. Оно ограничивается законом для определенных категорий работников и при определенных условиях, в связи с чем предусмотрены и определенные признаки, при наличии которых не допускается объявление забастовки. В отдельных случаях приостановить забастовку вправе Правительство РФ. Отсрочить или приостановить забастовку может суд, рассматривающий дело о ее законности. Правовая природа ограничения права на забастовку установлена в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав работников на забастовку установлены по следующим критериям: во-первых, для всех работников в особых условиях (военное или чрезвычайное положение); во-вторых, для работников организаций, обеспечивающих оборону стран
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.56 (0.014 с.) |