Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и функции трудового праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Источники трудового права
Источники — нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. По юридической силе источники трудового права делятся на законы, которые обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими источниками, и подзаконные акты — указы Президента РФ, постановления и распоряжения правительства, отраслевые приказы, инструкции, правила и локальные (местные) акты. По сфере действия источники могут быть федеральными, отраслевыми и местными. Разновидностью этой же классификации может быть и круг лиц, на которые распространяются отдельные нормы трудового законодательства. Общепризнанные принципы и нормы международного права (ООН, МОТ) и международные договоры Российской Федерации являются составной частью се правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора. Следует отметить, что с объединением стран Европы в Европейское сообщество (Совет Европы) происходит более быстрое развитие трудового права этих стран на основе соответствующих актов ЕС. Так, Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989г. закрепила ряд трудовых и социальных прав, дав стран ЕС определенный их стандарт и нацелив на развитие этих прав. Еще шире, яснее и глубже эти социальные трудовые права провозглашены были Советом Европы в Европейской Социальной Хартией в 1961году (пересмотренной в 1996 году), которая закрепила более 30 важных социально-трудовых прав и принципов[1]. Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ закрепила ряд положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Конституция закрепляет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), право на образование (ст. 43). В ст. 37 Конституции РФ закреплены основные трудовые права: свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации не ниже установленной государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Здесь же закреплено право на отдых, на ограничение рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Содержание норм трудового законодательства определяется так же федеральными конституционными законами, одним из которых является ФЗ РФ от 30 мая 2001г. «О чрезвычайном положении». В нем, в частности, предусматривается (на период действия чрезвычайного положения) возможность запрета забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций. Определяющую роль в регулировании трудовых отношений играют законы Российской Федерации. Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует по существу весь комплекс общественных отношении, который входит в предмет данной отрасли права. Ныне действующий Трудовой кодекс РФ является четвертым кодифицированным законом о труде Российской Федерации. Первый КЗоТ РФ был принят в 1918 г. и предусматривал лишь основные институты трудового права (состоял из 9 разделов, 137 статей и умещался на 11 страницах). Действие кодекса распространилось на всех лиц наемного труда, работающих за вознаграждение, и работодателей, применяющих наемный труд. Второй КЗоТ РФ был принят в период новой экономической политики в 1922 г. и просуществовал около пятидесяти лет. Его принятие оказало большое влияние на регулирование трудовых отношений союзных республик бывшего СССР и международно-правовое регулирование отношении в сфере труда. Третий КЗоТ РФ был принят в декабре 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. За это время в него неоднократно вносились изменении и дополнении в соответствии с новыми условиями экономического и политическою развития страны, которые затронули почти все главы КЗоТ РФ. Отсутствие нового Трудового кодекса России негативно сказывалось на ситуации, сложившейся на рынке труда. Существовавшее трудовое законодательство не могло в должной мере урегулировать новые формы взаимоотношений между работниками и работодателями, поэтому с 1994 г. в Российской Федерации обсуждался проект Трудового кодекса, который претерпел более тысячи изменений и предлагался к рассмотрению во многих вариантах, но в конечном итоге был принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и достаточно подробно регулирует вопросы, возникающие между работниками и работодателями. Естественно, что Трудовой кодекс РФ еще будет проходить апробацию практикой его применения, по на сегодняшний день это значительный шаг вперед в регулировании трудовых отношений. Наряду с ТК РФ среди источников трудового права в последние годы получили широкое распространение федеральные законы, относящиеся к комплексному правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу можно отнести, например, ФЗ РФ «Об основах государственной службы РФ»; ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в РФ»; ФЗ РФ «Об основах охраны труда в РФ», а также ФЗ РФ «О занятости населения в РФ», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др. Поскольку Конституция РФ относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. 1 «к»), следует различать среди источников трудового права наряду с федеральными законами законы субъектов РФ. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон. Таким образом, законы как источники трудового нрава России по органам их принятии и юридической силе можно классифицировать на следующие группы: 1) федеральные законы; 2) законы субъектов Российской Федерации. Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указыПрезидента Российской Федерации. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, включая политику и области правового регулирования рынка труда, трудовых и социальных от ношений, а также издает указы, которые позволяю оперативно решать иные вопросы, нуждающиеся в правовом регулировании. В последующем эти вопросы должны быть урегулированы законом. Постановления Правительства Российской Федерации. В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, постановления Правительства - акты коллегиального органа, поскольку Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Они по существу охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления Правительства принимаются во исполнение законов РФ и указов Президента в целях их конкретизации, уточнения и реального проведении в жизнь. Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации издаются в целях обеспечения правильного единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах. Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государственного управления к числу источников трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона, субъекта РФ) и не должны противоречить, соответствующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории. Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Они определяю режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего органа местного самоуправления, или регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, социальную защиту инвалидов, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний и др. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем. Руководство трудовым процессом работников, с которыми был заключен трудовой договор, требует от работодателя принятия нормативных правовых актов для осуществления своих управленческих функций. Данные полномочия работодатель реализует самостоятельно, если является физическим лицом, или через свои органы управления организаций, принимая локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Так, в акционерном обществе директор, генеральный директор утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Обязательным требованием, предъявляемым к локальным нормативным актам, издаваемым работодателем, является требование, согласно которому, они не должны ухудшать положения работников по сравнению с действующим законодательством. Договорный порядок регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В последнее время активно применяются такие источники трудового права, как генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения и коллективные договоры. Соглашения как специфические договорные источники трудового права характеризуются тем, что они исходят не от органов государственной власти и управления, а от субъектов общественных трудовых отношений и их представителей. Государственные органы здесь могут лишь участвовать в качестве третей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и работодателями. В качестве примера можно привести «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002 - 2004г.» от 20 декабря 2001г. Соглашения, коллективные договоры, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. При включении таких условий в соглашение, коллективный или трудовой договор, они не могут применяться (ст. 9 ТК РФ). Трудовое законодательство распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем и обязательно для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Это означает, что ТК РФ, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, акционерами. В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (ст. 11 ТК РФ). На территории Российской Федерации эти же правила распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются ТК РФ иными федеральными законами. В действующем ТК РФ 14 глав посвящены регулированию трудовых отношений отдельных категорий работников. Помимо уже перечисленных к ним относятся: работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, сезонные работники; работники, работающие вахтовым методом; надомники; лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; работники, работающие у физических лиц-работодателей; работники отдельных профессий и др. Трудовое законодательство не распространяется на следующие категории лиц: • военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; • членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); • лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера; • других лиц, если это установлено федеральным законом (ст. 11 ТК РФ). К другим лицам, в частности, можно отнести сотрудников органов внутренних дел. Действие нормативных актов во времени.Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению. Новые законы о труде и иные нормативные акты, являющиеся источниками трудового права, распространяются только на те действия и отношения, которые возникают посте вступления данных актов в силу. Они не имеют обратной силы. Исключение из этого правила допускается лишь в случае, если в законе или другом нормативном акте есть прямое указание об обратной силе его действия. Важным правилом действия нормативных актов по времени является положение о том, что в случае расхождения сходных нормативных актов подлежит применению акт более поздний по времени вступления в силу. И соответствии с ФЗ РФ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ», если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Вступление законную силу актов Президента РФ, имеющих нормативный характер, происходит по истечении 7 дней с момента их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, также вступают в силу по истечении 7 дней с момента их первого опубликования, иные акты Правительства РФ — со дня их подписания. Акты социального партнерства — генеральные, отраслевые соглашения и другие — вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашениях. Срок действия соглашений не может превышать трех лет. Локальные (местные, на уровне организации) нормативные акты не имеют строго установленных временных границ своего действия. По нормативным соглашениям действует общее правило: они вступают в силу с момента подписания сторонами, срок их действия определяется также сторонами либо они действуют до принятия нового нормативного соглашения. Локальные нормативные акты индивидуального характера (приказы руководителя организации) вступают в силу с момента их полписания либо со дня, указанного в этом акте, и действуют до их отмены либо до изменения или дополнения руководителем (собственником) организации. Действие нормативных актов в пространстве. Сфера действия источников трудового права тесно связана с понятием «территория», т.е. имеется в виду территория государства - Российской Федерации, территория субъектов Федерации, территория конкретной организации. Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т. п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях разногласий в иных сходных нормативных актах. Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т. п. Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах конкретной организации. Действие норм трудового права по кругу лиц. Трудовое законодательство характеризует принцип сочетания общих и специальных норм, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и т. п.). Факторы деления на специальные нормы могут быть как объективного характера (природно-климатические условия, вредные, тяжелые условия труда), так и субъективного - для отдельных категорий работников в зависимости от физиологических особенностей организма (несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, лица с пониженной трудоспособностью). Такое разделение по категориям работников сводится к тому, что специальными нормами для них устанавливаются: особый, по сравнению с общим, порядок приема на работу и увольнения; особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха; льготы и преимущества в оплате труда; повышенная дисциплинарная и материальная ответственность и ряд других особенностей. Разделение норм трудового права по категориям работников, предполагает не только наделение их дополнительными правами, льготами и преимуществами, но и в ряде случаев — необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность за правонарушения в сфере труда. Контрольные вопросы 1.Система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и принципы соотношения (соподчинения) актов. 2.Характеристика Конституции России как основополагающего источника трудового права РФ. 3.Трудовой кодекс РФ как основной источник трудового права, его особенности. 4.Место договоров и соглашений в системе источников трудового права. 5.Соотношение международного трудового права и трудового права России. 6.Значение и виды региональных нормативных актов, актов местного самоуправления и локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. 7.Роль актов судебной практики и обычаев в сфере действия трудового права России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.37.40 (0.011 с.) |