Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация занятий воспитателя по развитию речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Говоря о психолого-педагогических особенностях детей с общим недоразвитием речи, мы уже указывали на специфику их внимания и восприятия. Уточним, что в восприятии учебного материала детьми данной категории можно выделить определенные параметры, а именно: объем, скорость, уровень, устойчивость. Проанализируем, как каждый из этих параметров влияет на восприятие в целом, а следовательно, и на обучение дошкольников. Объем восприятия у дошкольников вообще, а у детей с речевым недоразвитием в особенности, ограничен. Поэтому очень важно в любом занятии четко выделять цель и не «размывать» ее видами работы, не относящимися непосредственно к узкой обучающей задаче. Например, можно рекомендовать на занятиях воспитателя по развитию речи выделить для коррекционной деятельности, только следующие компоненты: активизацию словарного запаса, совершенствование фразовых и связных высказываний. Если проводить указанную работу на различном текстовом и наглядном материале, чередуя в рамках узкой обучающей задачи игры и упражнения, такой подход будет вполне соответствовать объему восприятия детей данной категории. Нередко воспитатели в занятия по развитию речи включают упражнения на грамматическое оформление предложений и увязывают их с лексической темой. Например, тема «Овощи»: грамматические упражнения на предлоги В, НА, ИЗ (в земле, из земли и пр.). Или тема «Птицы»: грамматические упражнения на глаголы с разными приставками (подлетела, улетела, взлетела и пр.). На первый взгляд — «логичное и полезное» сочетание. Но только на первый взгляд. Давайте разберемся. Такой подход, когда воспитатель на своих занятиях увязывает с лексическими темами формирование грамматических категорий, неизбежно делает подбор и последовательность изучения последних случайными и бессистемными. Авторский подход состоит в том, что лексико-грамматические категории изучаются не с воспитателем, а только с логопедом, и последовательность их выбирается не случайно, а в строгом соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии. Опыт показывает, что только при таком методе, то есть при детальной, системной, отдельной разработке каждой лексико-грамматической категории "возможна коррекция грамматического строя речи дошкольников. При случайной, формальной увязке лексических тем и грамматических категорий ни то ни другое невозможно изучить полноценно, а объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Скорость восприятия учебного материала у детей логопедических групп неодинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и хорошо акцентированная речь педагога воспринимается детьми значительно лучше и обеспечивает более полное понимание и усвоение материала занятия. То, что устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием невелика и ослабевает при однообразной и одноплановой деятельности, полезно учитывать при планировании занятий, а также их проведении. Замечено, например, что если сразу же после логопедического занятия провести воспитательское по развитию речи, восприятие детьми материала последнего снизится на 50—60 %. Хорошие результаты дает группирование занятий с несхожей учебной деятельностью, например: логопедическое и изобразительная деятельность или развитие элементарных математических представлений и физкультурное. В случаях, когда логопедическое занятие сочетается с математикой (что неизбежно происходит 2 раза в неделю из-за необходимости проведения обоих занятий в утренние часы), между ними обязательно следует обеспечить детям двигательную разрядку. Кроме того, в содержание занятий, на которых ребенку приходится полчаса сидеть, полезно вводить динамические паузы, сюрпризные моменты, игры-соревнования и пр., что заметно повышает устойчивость восприятия учебного материала даже в рамках одной коррекционной задачи. Уровень восприятия учебного материала индивидуален у каждого малыша. Однако существуют единые возрастные границы. Отмечено, что, если материал занятия слишком легок для малышей, то есть находится ниже уровня их восприятия, — такое занятие неинтересно детям, не вызывает их активности, да и польза от него наименьшая. В то же время, если материал занятия выше уровня восприятия детей — проведение его бессмысленно: дети ничего не поймут и не усвоят. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, но находится на верхней грани восприятия детей, а также заставляет их подниматься, расти в обучении, «повышает познавательную планку». При составлении сетки занятий мы учитываем: установки массовой программы ДОУ; значимость каждого вида занятий для коррекции дефекта; психологические и возрастные особенности детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.01 с.) |