ТОП 10:

Тема: пересказ рассказа с использованием опорных сигналов.



Цели: продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит детей вспомнить, какие бывают собаки по их назначению (ездовые, цирковые, служебные, пограничные, санитарные, собаки-поводыри и пр.), и коротко рассказать об их деятельности. Правильно и связно ответившие дети садятся на места. Остальным при ответе логопед помогает наводящими вопросами, опорными словами и пр.

1. Логопед объясняет детям, что сегодня они узнают еще об одном назначении наших самых верных помощников, и читает рассказ Л.Н.Толстого «Пожарные собаки», последовательно выставляя на доску соответствующие опорные сигналы.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

2.После эмоциональной паузы задаются детальные вопросы по тексту. Задавая каждый из них, логопед опрашивает нескольких детей, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений:

Где это случилось, в каком городе? — Что делают на пожаре собаки? — Как они называются? Сколько детей спас Боб? — Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? — О чем говорила женщина? Как Вов нес девочку? И пр.

Задавая вопрос, важно учитывать уровень грамматической готовности детей, а именно то, что используемый детьми при ответе тип предложения строится в соответствии с таковым в вопросительной фразе.

8.Игра с мячом.

Бросая мяч каждому ребенку, логопед просит восстановить всю фразу по названному действию:

Спасла? - Загорелся? Плакала? Послали? Скрылся? Нес? — Осматривали? Пустили? Выбежала? — Расхохотались? И пр.

4.Логопед указывает на опорные сигналы (см. приложение № 6), которые помогут детям запомнить и точно, полно пересказать историю о смелой пожарной собаке. Затем он просит детей встать в шеренгу и по очереди говорить по одному предложению, передавая мяч соседу. Если ребенок пропустил важный этап в цепи событий, он встает в конец шеренги. (Пересказ по цепочке мобилизует внимание и память дошкольников.)

б.Показывая опорные сигналы, логопед просит ребенка рассказать историю о собаке целиком. Количество детей, занятых в пересказе, определяется временем, оставшимся до конца занятия. Поощряются полнота, точность, логичность высказываний, близость к тексту.

Тема: составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин.

Цели: продолжать учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображенные на картинках.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит детей по-разному объяснить, что такое ледоход. Дети, изложившие суть понятия и правильно построившие предложения, садятся на свои места.

1.На доску выставляется известная логопедам серия картин, на которой запечатлена история о собаке, попавшей на льдину во время ледохода (пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше). Дается время для рассматривания картинок.

Затем логопед просит детей ответить полным предложением на каждый из вопросов: Когда произошла эта история? Где это случилось? Где стояла деревня? Что весной случилось на реке? Кто оказался на льдине? Чем ребята зацепили льдину? (Объясняется слово «багор».) — Что делала собака на берегу?

На последний вопрос логопед предлагает детям ответить по-разному, например: Собака радостно лаяла (высоко прыгала, пыталась лизнуть детей в лицо и пр.).

Логопед предлагает детям поиграть в фантазеров и объявляет конкурс на самую интересную историю о том, как собака попала на льдину. При затруднениях сам предлагает несколько вариантов (собака погналась за кошкой и прыгнула на льдину; собака перебегала речку по льду, в это время льдина треснула и поплыла и пр.). Лучшая история выбирается коллективно. Ребенку, победившему в конкурсе, аплодируют все дети.

Логопед предлагает своим воспитанникам стать артистами и изобразить, как, какими словами, каким тоном ребята просили багор у дедушки Егора. Взрослый на несколько минут превращается в дедушку, а дети — в спасателей несчастной собаки.

Динамическая пауза.

Все дети, стоя около своих стульчиков, изображают, как деревенские ребята бегут к реке, как машут собаке руками, как подтягивают багром льдину к берегу, как наклоняются и гладят собаку, как прыгают от радости, что спасли любимое животное.

5.Логопед просит детей приготовиться к составлению рассказа, исполнять который надо выразительно, громко, четко, без остановок. Он также напоминает, что следует внимательно слушать своих товарищей и постараться в свою историю внести, что-то новое.

5—6 детей составляют рассказы, каждому из которых дается краткая установочная оценка.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.007 с.)