Тема: глаголы совершенного и несовершенного вида (1-е занятие по теме). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: глаголы совершенного и несовершенного вида (1-е занятие по теме).



Цели: учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свои места тем детям, которые повторят названия двух похожих действий: игралпоиграл, летел — полетел, читалпрочитал, строилпостроил, пелспел, училсянаучился, рисовалнарисовал и другие глагольные пары, где глагол совершенного вида образуется с помощью приставки.

1.Объяснение.

Логопед предлагает выйти двум желающим, чтобы выполнить задание. Первому ребенку на ушко дается задание пить воду, второму — лепить шарик из пластилина. В то время как дети производят оговоренные действия, логопед спрашивает: Что делает Петя? Что делает Саша?

Когда действия завершены, следуют вопросы: Что сделал Петя? Что сделал Саша?»

Затем логопед сравнивает формы глаголов и соотносит их со значением:

«Пока действие не закончилось, мы говорили: лепит, пьет (или: лепил, пил). Когда действие закончилось, сказали по-другому: слепил, выпил. Слова изменились. Вы слышите это? Лепитлепилслепил, пьет — пилвыпил».

При необходимости выполняется еще пара действий и аналогично сравниваются формы глаголов (рисуетрисовалнарисовал, строитстроилпостроил).

Составление предложений с глаголами совершенного и несовершенного вида по сюжетным картинкам.

Логопед выставляет на доску пары картинок, на первой из которых изображено действие в процессе, на второй — действие как результат (красит — выкрасил, шьетсшила, готовитприготовила, читаетпрочитал и т. п.). Для выполнения этого упражнения логопед может воспользоваться картинками, изготовленными самостоятельно, или использовать дидактический материал авторов Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше (СНОСКА: Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 1991.).

Далее логопед предлагает детям составить предложения по каждой паре картинок отдельно и выделить (произнести утрированно) название действия. Усвоение материала этого упражнения оценивается по результатам детей из «слабой» подгруппы.

3.Игра «Назови законченное действие».

Логопед говорит, что сейчас получат фишки те дети, которые правильно назовут законченное действие.

Конь скакал, скакал по дороге и наконец... (прискакал). Путник шел, шел и наконец... (пришел). Мама мела, мела пол и наконец... (подмела).

Лена грела, грела руки и наконец... (согрела). Колобок катился, катился и наконец... (прикатился). Петя клеил, клеил листы бумаги и наконец... (склеил). Гуси-лебеди летели, летели и наконец... (прилетели). (Плыл — приплыл, просил — выпросил, ехал — приехал, бежал — прибежал, резал — разрезал, шила — сшила, варила — сварила, читал — прочитал, ел — съел, будил — разбудил, учил — выучил, писал — написал и т.п.) При подборе видовых пар желательно придерживаться единообразия, то есть отбирать только случаи с приставочным способом образования глаголов совершенного вида. Если глагол совершенного вида образован с помощью суффикса или смены основы (отдыхатьотдохнуть, брать — взять и т.п.) — такие варианты целесообразнее отработать на отдельном следующем занятии.

4.Динамическая пауза.

Во время выполнения заданий и после их завершения логопед задает вопросы, акцентируя внимание детей на разнице слов, обозначающих незаконченные и законченные действия, а также их соответствии вопросам: что делаем? что сделали? Кружимсяпокружились, приседаем — присели, хлопаемпохлопали, топаемпотопали, прыгаемпопрыгали, наклоняемсянаклонились, поднимаем (руки)подняли, опускаем (руки) — опустили и пр.

5.Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах картинки с изображением действий, производимых детьми, взрослыми, животными.

Для мотивации образования глагола совершенного вида логопед ставит на стол большие часы и после того как дети составили предложения по своим картинкам, поворачивает стрелку и объявляет: «Действие завершено». Затем он просит детей перевернуть картинку вниз изображением, представить изменение характера действия и составить предложение о том, что сделал субъект с их картинки, уже по представлению. Важно, чтобы при подборе видовой пары к глаголу использовался приставочный способ.

6.Итог занятия, оценка деятельности детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.004 с.)