По теме: Психосоматические расстройства. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме: Психосоматические расстройства.



 

Цели занаятия:

  1. Закрепить и систематизировать теоретические знания о психосоматике, классификациеи психосоматических расстройств.
  2. Научить способам предупреждения и профилактики стресса, копинг-поведению

 

Продолжительность занятия: 90 минут

Оснащенность занятия: Методическая разработка практического занятия для студентов. Таблица «Отрасли психологии», «Методы психологии»

 

План занятия:

Организационный момент – 5 минут.

Контроль исходного уровня подготовки – 30 минут.

Знакомство с новым материалом (конспектирование) – 20 минут

Самостоятельная работа с психодиагностической методикой, анализ результатов – 30 мин.

Подведение итогов занятия – 5 минут

Вопросы для контроля уровня подготовки

1. Дать определение психосоматики. Когда впервые было введено это понятие?

2. Какие научные теории в XX веке оказали решающее влияние на становление психосоматики? В чем суть каждой теории?

3. Какие вопросы в настоящее время ставит перед собой психосоматика?

4. Дайте определение психосоматических расстройств. На какие виды они подразделяются?

5. Охарактеризуйте конверсионные расстройства. Приведите примеры интерконверсионных расстройств.

6. Охарактеризуйте соматоформные расстройства. Приведите примеры соматоформных расстройств.

7. Охарактеризуйте психосоматичесие заболевания. Что такое «святая семерка»?

8. Какие заболевания современная медицинская психология относит к психосоматическим?

9. Дать определение социопсихосоматики. Какие расстройства относятся к этой группе?

10. С какими психологическими особенностями человека связано возникновение психосоматических расстройств?

11. Каковы пути и способы профилактики психосоматических расстройств?

12. Что такое соматогенные расстройства?

13. Опишите путь формирования соматогенных расстройств через поражение ЦНС.

14. Расскажите, каким еще путем (кроме поражения ЦНС) может идти формирование соматогенных расстройств.

15. Приведите примеры соматогенных расстройств.

Самостоятельная работа с психодиагностической методикой «Индекс жизненного стиля»

- Знакомство с инструкцией по выполнению методики

- Проведение процедуры тестирования.

- Обработка результатов тестирования.

- Составление вывода в тетради.

Итоговая оценка за занятие складывается из оценки по теории за устные ответы и оценки за самостоятельный анализ результатов тестирования.

Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, учебником – Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Р-н-Д, 2002;

Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебураков Т.А. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров / Серия «Медицина для всех». – Р-н-Д: «Феникс», 2002. (конспект стр. 368-371)


Защитные механизмы психики

Под психологической защитой в настоящее время понимают используемые личностью неосознаваемые психические процессы, направленные на избавление от фрустрации. Впервые феномен психологической защиты был обнаружен З. Фрейдом.

Включаясь в психотравмирующей ситуации, защитные механизмы выступают в роли своеобразных барьеров на пути продвижения психологии. В результате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохранить гармоничность и уравновешенность структуры своей личности. Важно, что все эти процессы – неосознаваемые.

 

  1. вытеснение – избегание внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Можно сказать, что неосознаваемым остается глобальный смысл вполне осознаваемых действий, поступков и переживаний.
  2. регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).
  3. замещение – это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с недоступного объекта на другой – доступный, или замены неприемлемого действия на приемлемое. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции.
  4. отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
  5. проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «все евреи – обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»;
  6. компенсация – основана на стремлении к достижению успеха в какой-то области и, таким образом, к компенсации неудач в другой области, вызванных, например, недостаточными физическими способностями, отсутствием дарований и т.д.
  7. гиперкомпенсация – стремление к достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сих пор была наиболее трудной.
  8. рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

 

Психологическая защита является неосознанной и включается автоматически. Однако личность, будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, безусловно, способна разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением, руководствуясь заранее сформулированной программой. Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие копинг-поведение, или осознанные стратегии совладания со стрессом. Для совладания нужно соблюдать, по крайней мере, 3 условия: 1) достаточно полно осознавать возникшие трудности, 2) знать способы эффективного совладания именно с ситуацией данного типа; 3) уметь своевременно применять их на практике.


Индекс жизненного стиля (Life Style Index).
Опросник Плутчика – Келлермана – Конте

Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком "+".

1. Со мной ладить очень легко

2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю

3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим

4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия

5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется

6. Я легко краснею

7. Одно из самых больших моих достоинств – это умение владеть собой

8. Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком

9. Я легко выхожу из себя

10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить

11. Я редко запоминаю свои сны

12. Меня раздражают люди, которые командуют другими

13. Часто бываю не в своей тарелке

14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком

15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее

16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих

17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды

18. Мне говорят, что я хвастун

19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве

20. Почти все мною восхищаются

21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью

22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают

23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни

24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир

26. Я человек, у которого нет предрассудков

27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным

28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими

29. Очень не люблю недоброжелательных людей

30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть

31. Я из тех, кто редко плачет

32. Пожалуй, я много курю

33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит

34. Я плохо помню лица

35. Я иногда занимаюсь онанизмом

36. Я с трудом запоминаю новые фамилии

37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому

38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей

39. Люди мне никогда не надоедают

40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время

41. Я мало что могу вспомнить из своего детства

42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей

43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать

44. Другие считают меня излишне доверчивым

45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства

46. Плохое я стараюсь выбросить из головы

47. Я не теряю никогда оптимизма

48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей

49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры

50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным

51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях

52. Я легко принимаю брошенный другим вызов

53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы

54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания

55. Другие считают, что я равнодушный человек

56. Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь

57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности

58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль

59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом

60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.

61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит

62. Я грызу ногти

63. Другие говорят, что я избегаю проблем

64. Я люблю выпить

65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство

66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами

67. Я не люблю карьеристов

68. Я много говорю неправды

69. Порнография вызывает у меня отвращение

70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера

71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей

72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние

73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения

74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение

75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок

76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам

77. Покойники меня не “трогают”

78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания

79. Многие люди вызывают у меня раздражение

80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.

81. Я с трудом произношу непристойные слова

82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим

83. Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным

84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело

85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным

86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых

87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники

88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают

89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет

90. Я часто влюбляюсь

91. Другие считают, что я излишне объективен

92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека

ОБРАБОТКА ТЕСТА

Восемь эго-защитных процессов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенных на число утверждений в каждой шкале.

Напряженность психологических защит подсчитывается по формуле

(число положительных ответов/общее число утверждений) х 100%.

 

№п/п Названия шкал Номера утверждений n
  Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92  
  Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84  
  Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89  
  Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90  
  Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88  
  Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85  
  Гиперкомпенсация 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86  
  Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91  

 


Методическая разработка практического занятия для студента № 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.32.226 (0.004 с.)