Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История одной невольной болезни, происшедшей благодаря вереСодержание книги
Поиск на нашем сайте
А вот что было в 1895 году в деревне Ащепково, Мокринской волости, Гжатского уезда, Смоленской губернии. Летом по всей местности бродил некий Захар-юродивый, то есть полоумный, крестьянин, родом из тех же мест. Увидела его одна крестьянка, Василиса Алексеева, женщина нервная и истеричная. Неизвестно из-за чего она сильно испугалась, схватилась за голову и завыла благим матом: «Вор, вор!» Ее крики подействовали на народ. Толпа бросилась на несчастного Захара и убила его. Из-за этого случая началась вражда между женщинами. Особенно враждовала с Василисой некая Сиклитинья Никифорова, женщина крепкая и здоровая. Душа Василисы, и без того расстроенная, еще сильней расстроилась от разных дрязг. В надежде ее успокоить Василиса стала ходить по богомольям и посещала, между прочим, Колоцкий монастырь, который находится в Гжатском уезде, в двадцати верстах от Ащепкова. В Колоцкий монастырь издавна стекалось со всех сторон много «порченых» и «кликуш», то есть, попросту говоря, нервнобольных и истеричных женщин. Монахи в монастыре «отчитывают» их и дают им прикладываться к иконе. И некоторые больные женщины получают исцеление, подобно тому как это было и на могиле католического дьякона. Поэтому и Колоцкая икона тоже считается чудотворной. Василиса Алексеева была вовсе не кликуша. Но вот 9 июля 1897 года она отправилась в Колоцкий монастырь на храмовой праздник. В этот день стекается туда особенно много кликуш. Видя их неистовые припадки, Василиса и сама впала в такой же припадок. Через четыре месяца припадок с нею повторился, и как раз в то время, когда чудотворную икону принесли в деревню Ащепково и служили молебен, Василиса завыла и закричала, что ее «испортила» Сиклитинья. Сиклитинья говорила Василисе: «Грех тебе, что ты на меня говорила». А Василиса на это отвечала: «Насажала ты мне чертей». После этого она много раз стала выкрикивать, что Сиклитинья «испортила» и ее, и еще семерым насажала чертей. «И те еще закричат! — говорила Василиса. — Не верите мне? Тогда повидите: вместе гулять будем!» Припадок и предсказания Василисы сильно подействовали на всю деревню. Многие поверили ее предсказанию. Многие нервные женщины стали думать и беспокоиться, не случатся ли с ними подобные припадки. Василису стали возить по старцам и по монастырям, причащали, купали и отчитывали. В Семеновском монастыре монахи сказали ей, что ее болезнь и вправду «порча». Все это еще больше укрепляло в ней веру, что она испорчена Сиклитиньей. Но вот что интересно: родные повезли Василису к одной схимнице в Вознесенский монастырь. Та благословила ее просфорой, артосом и маслом и сказала, что болезнь у Василисы станет легче. Просфора, артос и масло подействовали как лекарство, потому что Василиса верила в схимницу. И Василисе на время стало действительно лучше. Но только на время. Затем Василиса видалась с неким монахом Марком, который отчитывал кликуш. Тот сказал ей, что ее болезнь будет выходить ранами, и тоже дал попить и поесть чего-то святого. Как говорил Марк, так и вышло: когда Василиса вернулась из монастыря, по всей левой половине тела у нее были чирьи. Отчитыванья не помогали. Они только укрепляли в Василисе ее веру в порчу. Василиса кричала: «Мучает меня! Много, много на весну окажется такого народа, как я!» Эти слова опять-таки действовали на всех нервных людей деревни. И вот весной действительно стали появляться кликуши одна за другой. После пасхи 1898 года в одной только деревне Ащепково появилось двенадцать человек кликуш. Из них десять женщин и двое мужчин. Кроме того, эта же болезнь пошла по соседним деревням. Захварывали и мужчины. Несчастную Сиклитинью со всех сторон упрекали, что это она народ портит. А болезнь действительно распространялась, потому что нервных людей в деревнях немало: бедность, малоземелье и забитость и вообще несчастная и тяжелая жизнь — хорошая почва для всяких болезней, в том числе и нервных. Захварывали мужчины, с виду как будто даже очень здоровые. И вот что интересно: у некоторых больных появлялись те самые болезни, какие исцелялись, например, на могиле дьякона де Пари: появлялись припадки, удушья, вздутие живота, отнимались руки и ноги, появлялись раны. Иные бесновались, доходили до исступления, рвали на себе одежду и волосы, бросались со скамьи на пол. У женщин во время припадков проявлялась такая сила, что шесть крепких крестьян не могли с ними справиться. После же припадков больные падали и лежали, словно мертвецы, почти без признаков жизни. Иных рвало. Иные кричали: «Сиклитинья, зачем ты нас погубила!» И вот что интересно: некоторые больные захворали после того, как вспомнили, что когда-то они получали от Сиклитиньи кто лепешку, кто баранку, кто ломоть хлеба. Даже воспоминания о таких чисто случайных и давнишних подачках действовали на нервных людей, как яд. С этими подачками выходило то же самое, что с пилюлями из хлеба, о которых было рассказано, или с горсточкой земли и святой водой. Пилюли из хлеба и вода действовали на больного потому, что нервные люди верили в такое их действие и верили в того, кто их давал. Точно так же и здесь народ верил, что Сиклитинья портит и что ее подачки — не простые подачки. Кликушеская зараза держалась в деревне Ащепково несколько лет. Из рассказа об этой истории видно, что если иной раз нервные люди благодаря своей вере очень быстро и совершенно исцеляются от разных последствий этих болезней, зато в другой раз по тем же самым причинам они получают очень тяжелые болезни таким же способом. И ни в том, ни в другом нет, разумеется, ровно ничего чудесного. Все это делается вполне естественно, без всякого вмешательства таинственных и сверхъестественных сил.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.159 (0.005 с.) |