Чудеса, переставшие казаться чудесами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чудеса, переставшие казаться чудесами



 

Когда-то было непонятно очень многое из того, что сделалось совершенно ясным в настоящее время.

Вот, например, дождь из мелких камней. В настоящее время известно, что такие дожди действительно кое-где бывают: с неба иногда падает мелкий песок или даже камешки, принесенные ветром за сотни, а то и тысячи километров, из тех мест, где незадолго перед этим были сильные извержения огнедышащих гор. Теперь такие дожди уже не считаются чудом теми, кто знает настоящую их причину.

Подобно этому вовсе не чудо и манна, падающая с неба, о которой рассказывается в библии. Это просто-напросто лишайник, называемый «съедобной леканорой» (Lecanora esculenta), который в Аравийской пустыне появляется столь неожиданно, что евреи в старину дивились ему и спрашивали на своем языке: «Манху?» (что это?). Случается, что ветер подхватывает плоды и других растений и тоже переносит на десятки километров, и те падают с неба. Но, чтобы считать и это явление не чудом, разумеется, необходимо знать прежде всего, отчего и как оно происходит.

Точно так же не чудо и превращение воды как будто в кровь. Причина этого явления — особые, очень мелкие животные, иногда разводящиеся в воде и невидимые простым глазом. Был, например, кровяной дождь в Риме в 1870 году. Когда собрали этот дождь и рассмотрели под микроскопом, то увидели в воде множество мельчайших животных красного цвета. Между тем, по словам Тита Ливия, римляне когда-то считали и это «небесным знамением».

Небесным же знамением считался и «огненный дождь», то есть падение с неба больших и маленьких камней.

Падая с огромной быстротой, камни трутся о воздух, накаляются, горят и даже сгорают, не долетая до земли. Такой дождь видели, например, в 1799 году в Южной Америке два знаменитых ученых — Гумбольдт и Бомплан. (Рис. 1.) Видели и описали, но, разумеется, не как чудо, а как явление природы.[2]

 

Рис. 1

 

Считались чудом солнечные и лунные затмения и появление больших комет. Но все такие явления природы, разумеется, кажутся очень чудесными только тем, кто не знает их настоящих причин.

Но бывают в природе и более таинственные явления. Например, путешественники по пустыне рассказывают, что иногда видны на небе райские сады, которые словно висят в воздухе над мертвой раскаленной пустыней. И их можно видеть своими глазами. Но добраться до них невозможно никогда. Это ли не чудо? Это ли не таинственное явление? А вот моряки рассказывают, что иногда на небе над морем бывает виден какой-то таинственный воздушный корабль, а на нем мачты, и паруса, и люди. Что это за корабль? О нем ходят удивительные рассказы. Говорят, что это корабль-привидение, называемое в народе «летучий голландец». Матросы на этом корабле — мертвецы-привидения, капитан — тоже мертвец, проклятый небом. (Рис. 2.)

 

Рис. 2

 

Такие удивительные видения и вправду могут показаться суеверному человеку настоящим явлением таинственных, сверхъестественных сил. Но что же это на самом деле? И райские сады, и воздушные корабли— это просто-напросто миражи, то есть отражения в воздухе: при некотором стечении обстоятельств воздух, покрывающий землю и воду, может делаться слоистым, как бы распадается на слои, лежащие один на другом, — слои то более, то менее плотные, а такой воздух отражает предметы, как зеркало, висящее над землей или над водой. В таком воздушном зеркале могут отражаться и море, и земля, и все, что есть на земле, но только где-нибудь далеко. Благодаря этому можно видеть над собой, в воздухе, то, что находится за несколько десятков километров. Таинственный корабль, видимый в воздухе, действительно существует, но это самый обыкновенный корабль с живыми людьми, которые и не подозревают, что их увидели с другого очень далекого корабля и что там их считают за привидения. Подобно этому существуют и сады, отражающиеся в воздухе, но и они существуют только на земле, а не на небе.

А вот в старинных книгах разных народов говорится, что на такой-то горе и тогда-то вдруг появлялось вокруг головы святого человека светло-радужное сияние, венец, круг. (Рис. 3.)

 

Рис. 3

 

Чудо это или не чудо? В настоящее время известно, что такие круги и сияния действительно могут появляться, и не только вокруг головы «праведника», но даже вокруг головы самой обыкновенной и грешной. Для этого тоже требуется стечение некоторых обстоятельств, которые, впрочем, встречаются довольно часто и в разных местностях. Теперь выяснено с точностью и достоверностью, при каких именно обстоятельствах можно видеть своими глазами радужные круги около головы. Они появляются или при солнечном восходе или при закате, то есть когда солнце стоит низко над землей. Такие круги-сияния видели многие-многие люди на многих горах и холмах — и в Швейцарии, и в Германии, и в Крыму, и на Кавказе. Эти круги-сияния очень похожи на те, какие бывают в холодную туманную погоду на небе вокруг луны. Если есть лучи света, падающие под таким-то углом, да если есть облако, или туман, или дождь, так будут и радужные круги вокруг вашей головы.

Когда-то считались чудесами и небесными знамениями золотые кресты на небе и большие огненные столпы, попросту сказать, отблески северного сияния, и даже самая обыкновенная радуга. Нет ничего удивительного и в том, что на небе иногда появляются громадные пересекающиеся круги, а на местах их пересечения — более светлые места, как будто луны или солнца. Благодаря этому кажется, что на небе сразу бывает по нескольку этих небесных светил. Правда, такие явления встречаются не часто, но все-таки и они сделались вполне понятны. Происходят они от игры света в очень холодных облаках. Такую же его игру можно видеть в стеклянных подвесках, которыми нередко украшаются церковные люстры или паникадила.[3]

А извлечение воды из камня? Жители африканских и азиатских пустынь отлично умеют отыскивать воду, словно особым чутьем, и извлекать ее. В настоящее время в жаркой африканской пустыне десятки и даже тысячи километров орошаются такой водой, которая извлечена из камня и из песка. И извлечена в таких местах пустыни, где о воде не было и помину.

А вот, например, жаркий, невыносимо удушливый ветер пустыни — самум. Когда-то он считался одною из казней египетских, посланных почему-то на весь народ египетский за грехи одного только фараона. Самум и до сего времени — настоящая казнь для египтян. Он по-прежнему жжет своим горячим дыханием всю страну и затемняет солнце, нагоняет «тьму египетскую», превращает день в ночь. А другие египетские казни? Как и во времена Моисея, Египет страдает от бесчисленных полчищ мошек, от песьих мух, от прожорливой саранчи. И теперь в этой стране случается мор на людей и на скот, с нарывами и воспалениями. Страшная чума тоже иногда захаживает и уносит десятки тысяч людей, в том числе и первенцев. И от всех этих ужасных всенародных бедствий и при Моисее и поныне больше всего, разумеется, страдает и без того несчастная беднота, то есть трудящийся народ, на плечах которого и держится все государство. Но неужели и вправду все эти народные бедствия не простые явления природы, а чудеса, произведенные по воле сверхъестественных сил? В таком случае почему же они обрушились на трудящийся народ, а не на виновного фараона?

 

Как чудеса запугивают людей

 

Но вера в чудеса держится не на одном только человеческом незнании и непонимании. Эту веру поддерживает и кое-что другое.

Что же именно?

Страх.

Страх перед таинственными, сверхъестественными силами, которые вот тут же, перед глазами, вмешиваются в человеческие дела. Без этого вмешательства нет никаких чудес. А где есть вмешательство этих сил, там человеку становится страшно. Поэтому всякие чудеса запугивают.

И вот что интересно. Бывает как раз и обратное: то, чего человек пугается, тоже кажется ему иногда таинственным, а потому чудесным.

Вот что рассказывает, например, один немецкий путешественник, по фамилии Эренберг, о своем пребывании в безлюдной африканской пустыне. Дело было в такой местности, где того и гляди можно было ожидать нападения бедуинов — жителей этих мест. Из-за страха перед ними путники волей-неволей должны были усиленно караулить свой лагерь в ночное время. И благодаря этому самому страху случилось то, о чем впоследствии Эренбергу стыдно было и говорить.

«Уже давно, — рассказывает Эренберг, — стоял я ночью на страже в полном вооружении, среди страшного мертвого безмолвия безжизненной пустыни. Слышно было лишь фырканье верблюдов, пережевывающих свою жвачку, да тяжелое дыхание моих спящих спутников. Только эти звуки, раздававшиеся среди ночной тишины и темноты, говорили мне, что еще есть какая-то жизнь около меня. Всюду царила темень безлунной пустынной ночи, какая никогда не бывает в наших краях. Лишь изредка она прояснялась на мгновение одними падающими звездами.

Я невольно вслушивался в мертвенную тишину. Не помню как, но вдруг меня внезапно встревожил очень странный шелест, который тихо пронесся около меня по песку пустыни. Тотчас же я схватился за свое двуствольное ружье, тщательно осмотрел его и сделал несколько шагов к тому месту, где слышался шорох.

Тотчас же все смолкло.

Я отлично знал, что бедуины часто производят свои набеги, подползая, как змеи. Неужели это они? Я уже хотел будить моих спутников, поднять тревогу. Но вдруг снова послышался прежний шелест, и к тому же в различных направлениях, и даже очень недалеко от того места, где я стоял. Я быстро направился туда, где раздавался шорох; я напрягал все свое зрение, чтобы проникнуть в темноту. И что же? Мимо меня по песку катились, казалось без всякой видимой причины, какие-то шарики около сантиметра величиной; я поднял несколько таких шариков и увидел, что они скатаны из влажного песка. При свете принесенного фонаря под каждым таким шариком я нашел большого черного жука, который весьма быстро катил скомканную в шарик песчаную массу».

То был самый обыкновенный жук (Aleuchus sacer), порода этих жуков весьма распространена в африканской пустыне. (Рис. 4.)

 

Рис. 4. Священные жуки

 

Древние египтяне называли этого жука «священным» и уподобляли его божеству, которое держит в своих руках весь мир, подобно тому как священный жук держит своими лапками круглый комок песку. Изображения священных жуков весьма часто встречаются на стенах развалин древнеегипетских храмов; печати древних фараонов тоже имели вид священного жука.

Из рассказа Эренберга видно, что иной раз и жук может взбудоражить всю душу даже очень храброго человека. А о пылком воображении обитателя пустыни и говорить нечего; оно вспыхивает, как порох, и человеку кажется, что какие-то таинственные силы — тут же, около него, и вмешиваются в его дела. Чувство было возбуждено, и под его влиянием разум не мог действовать правильно. И человек потерял способность, а значит, и всякую возможность отличать то, что есть в действительности, от того, что кажется.

Чувство страха рисовало Эренбергу различные, хотя и естественные, но несуществующие видения; чувство страха нашептывало ему о бедуинах, о врагах, подползающих, как змеи. Но одно дело — фантазия, чувство, игра воображения и совсем другое дело — разум и исследование. Исследование, разумно сделанное, показало вместо бедуинов… жука!

 

Как люди видят то, чего нет

 

Под влиянием страха и удивления человек вполне искренне может искажать самые обыкновенные события.

Вот что рассказывает, например, некий голландец, Гаафнер, об одном событии во время его путешествия на остров Цейлон в 1787 году.

«Во время моего путешествия пешком в конце дождливого времени года мне пришлось сделать очень трудный переход сквозь почти непроходимый пояс лесов, который на Цейлоне окружает внутреннюю гористую часть острова. Один-одинешенек, усталый и истощенный, я добрался до дикой, изрытой расселинами, совсем обнаженной горы Бакаул и расположился на ночлег под одним выступом скалы.

Вдруг около полуночи я услышал как бы отдаленный лай собак. Казалось, он выходил из тех гор, которые находились как раз напротив горы Бакаул. Немного погодя таинственные звуки повторились. Они отозвались здесь и там, и все сильнее и сильнее. Они вдруг раздались недалеко от меня, сзади той скалы, под которой я сидел. Я явственно слышал, как будто многие человеческие голоса болтали и хохотали во все горло. Звуки эти попеременно то приближались и удалялись, то появлялись и исчезали, раздавались то вблизи, то вдали, и так в течение нескольких минут. Вот, чудилось мне, они спустились с обнаженных горных вершин вниз, но вслед за тем они слышались из-под земли. Я вскочил и стал прислушиваться. Снова все затихло, замерло. Затем голоса пронеслись со страшной быстротой по воздуху и отразились эхом в соседних горах. Я стал прислушиваться с еще большим напряжением.

Вдруг прямо за скалою, за которою я укрылся, раздался такой раздирающий крик, что едва не лопнула барабанная перепонка в моем ухе. Я бросился вне себя из моего убежища. А позади меня будто бы грянула тысяча визгливых голосов, до такой степени фальшивых, странных, неслыханных, что, опомнившись наконец, я не придумал ничего лучшего, как заткнуть уши пальцами и броситься назад под навес скалы. Уже давно затихли эти страшные звуки, но они все еще дрожали в моей встревоженной душе, даже когда наступила вокруг прежняя страшная тишина. Она лишь изредка нарушалась грохотом обломков, которые, оторвавшись от скал, катились по скату горы в бездну пропасти…»

Что-то чудесное и непонятное, сверхъестественное и таинственное сквозит в этом рассказе. Неужели же это не та самая «нечистая сила», о которой рассказывали старушки няни? Весьма возможно, что страшные голоса, слышанные Гаафнером, очень даже подкрепили веру многих людей в разную «нечисть». Гаафнеру было не до рассуждений. Он был удивлен и испуган. Эти чувства наполняли всю его душу страхом, и неведомые крики показались ему очень уж необыкновенными, сверхъестественными.

Но что же это такое было?

А просто-напросто крик птицы, которую туземцы называют чертовой птицей, или уламой. Она очень похожа на сову и вылетает из своего жилья только по ночам. Один английский ученый, Джон Дэви, говорит о ней так: «В Юдалгамме мы слышали ночью крик уламы. Сидя на соседнем дереве, она издавала ужасно странные и неприятные крики, походившие на самый пронзительный вопль».

Джон Дэви слышал то же самое, что и Гаафнер. Но как отличается его рассказ от рассказа Гаафнера! Ученый Дэви то, что им было испытано, описал; только описал — и то, что он слышал, и при каких именно обстоятельствах он это слышал, как и подобает мыслящему человеку. А Гаафнер, под влиянием своего чувства, не только описал, но и расписал, да еще так, что, читая его рассказ, иной и не поймет, о чем, собственно, идет в этом рассказе речь. Чего доброго, и вправду о нечистой силе. А подумав так, нетрудно и прибавить: «А ведь нечистая-то сила на свете действительно водится! Вот Гаафнер своими ушами слышал, как она завывает! Гаафнер — ведь свидетель, Гаафнер — очевидец. Есть же, значит, на свете люди, которым пришлось лицом к лицу встречаться с нечистой силой».

А если один кто-нибудь встречался, значит, может и другой встретиться. Вот и доказательство налицо, что на свете «водится нечисть».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.019 с.)