Как и почему чудо перестает казаться чудом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как и почему чудо перестает казаться чудом



 

В те времена, в I веке нашей эры, некоторые ученые люди уже успели сделать много точных наблюдений над природой. В некоторых человеческих умах уже зародилась и даже укрепилась мысль, что в природе все совершается по определенным законам, которые для всех стран и времен одинаковы, подобно тому как одинаково для всех людей правило, что два да два — четыре. Для каждого обстоятельства, для всякого стечения их в природе имеются свои законы. Если есть налицо эти обстоятельства, значит, будет налицо и такое-то действие природы. А если их нет, не будет и этого действия, а будет какое-нибудь другое. Этим-то и отличается природа от действия разных сверхъестественных сил.

Эта истина о природе была понята некоторыми учеными и глубокими умами еще в те времена, когда звучал Мемнон.

К тому времени Эвклид, знаменитый древнегреческий ученый, уже написал свою геометрию, по которой мы учимся в школах до сего времени, а могучие мыслители и ученые древности — Архимед, Аристотель, Эратосфен и многие другие — тогда уже положили прочное основание развитию точных наук, то есть действительно достоверному и точному знанию о природе, о человечестве, обо всей вселенной. Эти ученые люди, да и многие другие уже научились отличать истину от заблуждений, правильное понимание от неправильного: ученые уже умели во многих случаях отличать то, что есть, от того, что кажется. Но научные истины были известны немногим: рядом с ними масса народа еще глубоко и искренне верила в древние сказания и рассказы о чудесах, доставшиеся от отцов и дедов.

Как же отнеслись ученые люди того времени к чуду Мемноновой статуи? Они прежде всего исследовали и рассмотрели его.

Вот что писал, например, о поющей статуе Мемнона знаменитый географ Страбон, посетивший Египет еще в 15 году до нашей эры:

«Одна из статуй еще цела, верхняя же половина другой свергнута, как говорят, землетрясением. Еще говорят, что из статуи раз в день бывает слышен особый звук, который похож на звук, производимый слабым ударом: он исходит из той половины статуи, которая остается на пьедестале. Что касается до меня, то, посетив эти края вместе с другими очевидцами, я действительно слышал около первого часа какой-то шум. Шел ли он из подножия, или из самой статуи, или же произвел этот звук кто-нибудь из людей, стоявших вокруг? Быть может, они произвели такой шум даже нарочно? Ничего этого я утверждать не могу: не зная действительной причины, лучше вообразить что угодно, чем предположить, что камни могут звучать».

Из этих слов Страбона видно, что он был человек вдумчивый и действительно осторожный. Он желал знать, а не сочинять. Ему всего дороже была истина, а не «призрак воображения». Всякую веру он отложил в сторону: ему было ясно, что она до истины не доведет, а лишь помешает познанию истины.

Слышал «голос» Мемнона другой ученый, человек тех же времен, Павзаний. Он говорит, что ближе всего можно его уподобить звуку лопающейся струны.

Как видно, такой звук далеко не то, что «стон жалобный и протяжный». Тем более это не человеческий стон, и это вовсе не то, что какие-то «таинственные силы и таинственные плачущие звуки»…

О том, что статуя звучит и по вечерам, никто из обстоятельных и добросовестных наблюдателей не упоминает… А коли так, истина о ней выясняется сама собою. Если из рассказов о поющей статуе отбросить все чудесное и невероятное, все прибавки и прикрасы, то получится вот что.

 

Почему камни звучат

 

Статуя Мемнона когда-то звучала, в этом нет ни малейшего сомнения. Что же это было за звучание? Оно состояло из целого ряда последовательных звуков, словно ударов, которые происходили при первом появлении солнца. На звучание оказывало влияние то обстоятельство, в каком состоянии был в это время воздух. Иногда это обстоятельство было настолько неблагоприятно, что статуя совсем не звучала.

Далее, весьма важно и другое обстоятельство, а именно: статуя Мемнона звучала лишь тогда, когда верхняя ее половина лежала, упав на землю. При этом оставалась открытой нижняя стенка трещины, разделившей статую на две части. Но лишь только статуя была исправлена и верхняя половина снова поставлена на нижнюю, а значит, расселина покрыта — она звучать перестала…

А если это так, то понятны и причины, почему камень звучал: это происходило от действия солнечных лучей на обнажившуюся нижнюю стенку трещины, разделившей статую пополам. Стенка эта не была полирована, тогда как остальная поверхность статуи была полированной. Кроме того, гранит, из которого сделана статуя, не сплошной во всей своей толще. Внутри него — множество расселин. Благодаря этой-то неоднородности образовалась трещина, разделившая статую.

Значит, чудо объясняется очень просто.

В Египте роса бывает чрезвычайно обильна. Она покрывает всякие охлаждающиеся поверхности. Но утром, лишь только солнечные лучи коснутся поверхности, покрытой росой, они тотчас же начинают испарять ее. Влага, осевшая во всех мельчайших углублениях поверхности, высыхает. От росы и от тепла камень разрушается. Вследствие такого разрушения он мало-помалу начинает рассыпаться; на его поверхности образуются трещины, расселины; эти расселины сами собой увеличиваются все больше и больше. Если бы камень был совершенно однороден и составлен из весьма мелких частиц, то расселина увеличивалась бы постепенно и равномерно, без всяких толчков. Но, как известно каждому, вещество гранита далеко не однородно: гранит составлен из разных зерен, более или менее больших и твердых. В нем и белый кварц, и розовый шпат, и слюда. Разные зерна по-разному сопротивляются появлению трещины. Но трещина постоянно расширяется. В конце концов, по мере того как продолжается действие росы и солнца, трещина при наиболее сильном испарении появляется сразу. Внезапный разрыв приводит в колебание всю толщу камня; от его колебания дрожит и воздух; а дрожание воздуха и ощущается человеческим ухом как звук. Поэтому камень звучит.

Вот к чему свелись, после научного объяснения, стоны Мемнона, жалующегося своей матери — Заре — на свое несчастье.

Ясное дело, в этом явлении нет ничего чудесного и сверхъестественного. Звучание камней — это ни больше ни меньше как явление природы, сама природа, и больше ничего. Камень звучит без всякого вмешательства сверхъестественных сил. Значит, нечего и объяснять это звучание их вмешательством. Точное исследование говорит, что сверхъестественных сил тут нет, не было и им тут не место. Ведь нет же ничего чудесного в тех звуках, которые бывают слышны, когда коробятся обои на стене, нагревшейся от печки, или когда трещит пол и мебель в жарко натопленной комнате, или заборы и ставни деревянных строений во время мороза. Все эти явления сводятся к тому, что частицы вещества передвигаются одни относительно других.

Можно устроить и самому так, что камень зазвучит. Для этого надо взять палочку из простой серы.

(Сера — тот же камень.) Если нагреть теплой рукой такую палочку серы, то бывает слышно хрустение внутри нее: мельчайшие частички, из которых составлена сера, передвигаются от нагревания одна около другой, и от этого сера хрустит.

 

Проверка Мемнонова чуда

 

Камни могут звучать и словно стонать. Как это ни странно, но это доказано с достоверностью на примере звучащей статуи Мемнона. Но что же такое ее стон? Это вовсе не чудо. Стоит только очистить разные рассказы о нем от всяких выдумок, прибавок и прикрас — и вместо чуда окажется лишь вполне объяснимое явление природы.

Значит, знакомство с естественными науками, то есть с достоверными знаниями о природе, далеко не лишне и для понимания старинных преданий и священных книг. Благодаря науке имеются хорошие и вполне правильные способы проверять и эти старинные книги и предания. Если в них говорится истина — они должны выдержать всякую проверку. А если эти книги научной проверки не выдерживают, значит, нечего и считать их правильными, просто-напросто следует отбросить эти рассказы, как и всякую иную ложь.

Вот какая проверка может быть для Мемнонова чуда: коли звучал Мемнон, значит, при кое-каких обстоятельствах может звучать и камень. А коли он зазвучал в Фивах, значит, это может повториться и в других местах, лишь бы там были налицо совершенно такие же или схожие обстоятельства. Всякое явление природы может повториться, лишь бы повторились причины, производящие его.

Рассуждая о звучащих камнях, уже заранее можно предугадать, что, наверное, они существуют еще где-нибудь. И правда, известны такие звучащие камни и в других местах.

Например, в Египте, в Карнаке, до сих пор стоят развалины громадного, очень старинного храма. (Рис. 6.) Его построил за 1530 лет до нашей эры фараон Тутмос I. В былые времена этот храм славился своим богатством и величиной на весь Египет.

 

Рис. 6. Карнакский храм в теперешнем виде

 

В настоящее время от него остались лишь безобразные развалины, едва напоминающие о прежней славе. Громадные каменные колонны, покрытые священными письменами и украшениями, еще высятся среди глыб красного гранита, мрамора и песчаника, из которых был выстроен храм. Они идут длинными рядами, высотою до 15 и даже до 20 метров.

И вот что интересно: эти глыбы представляют такое же явление, какое в былые времена представляла и Мемнонова статуя: они звучат.

При восходе солнца в Карнакском храме иногда бывают слышны особые звуки, похожие на звук колеблющейся струны, такие же, какие описывал Павзаний, говоря о Мемноне.

Об этом звучании камней в Карнакском храме шли разговоры уже давно и, как водится, тоже с большими прикрасами. Многие этим разговорам сразу верили, другие вовсе не верили, а третьи, вместо того чтобы спорить и говорить наобум, решили проверить их и разобрать с достоверностью, правда ли, что камни храма звучат.

 

Чудеса повторяются

 

С целью такой проверки французские ученые Жолуа, Девилье, Коста, Ленер, Делиль и другие нарочно отправились в Карнак. Им действительно удалось слышать чудесные звуки изнутри камней, удалось и исследовать их причину. То же слышал знаменитый исследователь Египта — Шампольон Младший.

Причина оказалась совершенно та же, что и у статуи Мемнона. Совершенно та же! Повторились обстоятельства — повторилось и чудо. Оказались в камне трещины и щели, оказались налицо солнечное тепло и роса — и камень зазвучал.

Чтобы это произошло, вовсе не понадобилось вмешательства ни бесов, ни богов, ни иных чудесных и сверхъестественных сил, потому что чудесное явление произошло при таких обстоятельствах само собою. Да и не могло не произойти.

Значит, то, что иные люди считают чудесами, происходит не по хотению каких-то таинственных сил, а по необходимости и вполне естественно. Стоит подумать об этом: чудеса обыкновенно повторяются! Говорят, и в старинных книгах написано, что чудеса случаются то в одном, то в другом месте, то в то, то в другое время. При этом говорят, что они совершаются то одним, то другим божеством, то одним, то другим чудотворцем.

И это сущая правда. Но что этим доказывается? То, что чудеса вовсе не чудеса, а самые обыкновенные явления природы, только непонятые людьми. Они повторяются, потому что повторяются обстоятельства, которыми они произведены. Но ведь если повторились обстоятельства, так и чуда не может не произойти: оно совершается в таком случае неизбежна и необходимо. А когда так, где же в таком случае воля и хотенье богов, творящих чудеса, коли эти самые чудеса совершаются в силу обстоятельств, по необходимости, значит, помимо воображаемой божеской воли? Значит, чудеса вовсе не чудеса.

Звучание камней удалось наблюдать, кроме Фив и Карнака, в каменоломнях Сиэны, откуда древние египтяне добывали гранит для своих построек.

Оно было подмечено и в других местах. Так, например, некий англичанин Бэнкс (Bankes) слышал звучание камней в продолжение нескольких лет подряд на острове Филе (тоже в Египте). По преданию, на этом острове хранилась мумия Озириса, древнеегипетского царя и бога. Звук, издаваемый здесь камнями, по мнению Бэнкса, весьма похож на тот, который издает струна арфы. Так звучат колонны древнего храма.

 

Как стонут горы

 

Но звучат не только камни, а и целые горы.

На Синайском полуострове, на северо-запад от города Таура, на берегу Красного моря, подымается до высоты 120 метров над его уровнем гора Джебель-Накуг. В переводе на русский язык это значит «звонящая (колокольная) гора».

Это название дано горе потому, что она действительно звучит. Сначала путешественнику кажется, что он слышит как будто жужжание волчка. Такой звук то повышается, то понижается, то таинственно замолкает, то опять возобновляется. И чем выше путешественник взбирается на гору, тем громче и продолжительнее эти звуки.

Многие ученые наблюдали это явление и с этой целью взбирались на гору. Подъем на нее очень труден: гора состоит из белого хрупкого песчаника, который в нескольких местах покрыт наносом чистого песка. Когда один немецкий ученый — Ситцен полз на коленях но склонам горы вверх, наносный песок катился из-под его ног вниз. При этом произошло такое чудо: под его ногами земля действительно стонала; звучали скалы и даже ближайшие пропасти. Грохот и стон стояли повсюду. А люди, верившие в богов и бесов, трепетали.

Когда Ситден достиг горной вершины, ему показалось, что земля начала колебаться, потому что от грохота у него закружилась голова. Так был силен этот грохот.

И это явление невольно производило глубокое впечатление чего-то страшного, таинственного и чудесного.

Взбирались на Джебель-Накуг еще два англичанина — Ге и Уэльстед. Они тоже слышали, как звучит эта гора. Сначала звуки походили как будто на нежный звон арфы. Через несколько мгновений они переменились. Они стали походить на тот звук, который происходит, когда водишь мокрым пальцем по стеклу. Немного спустя звуки сделались похожими на отдаленный гром, который, казалось, потрясал всю гору. Скала, где сидели путешественники, колебалась; их верблюды пугались.

Еще был очевидцем этого чудесного явления англичанин Уард. Он прибыл к Джебель-Накугу со стороны моря. Идти ему пришлось через длинную полосу сыпучего песка. Ее окружали пласты песчаника с длинными рытвинами, прорытыми водою. Одна из таких рытвин была шириною около 14 метров и вела к самой вершине. По ней путешественникам пришлось входить на гору. Рытвина эта поднимается довольно круто и с обеих сторон защищена от ветров двумя хребтами из песчаника.[7]

«Сначала все было тихо, — рассказывает путешественник, — затем раздался слабый и приятный звук. То повышаясь, то понижаясь, он походил на отдаленные переливы флейты. Но вдруг звуки сделались громче и сильнее. Они стали походить на звуки органа. И весь холм словно заколебался. Казалось, все более и более разнообразные звуки выходили из-под ног, по мере того как увеличивалась масса колеблющегося песка».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.025 с.)