Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия как специфическая форма мировоззрения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам. Религия (от лат. religio - святыня, предмет культа) - особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость. Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные различия. Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а, стало быть, создаются условия появления индивидуальности. Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на основе господства и подчинения. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны. Через церковь, как особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отношений. Эта деятельность направлена на формирование у человека особого мировоззрения. Но последнее может и не сложиться, потому что над человеком уже не довлеет культура мифа, растворяющая его в обществе через следование определенным ритуалам. Отныне человек обретает право на индивидуальность и самопроекцию (самотворчество). Он может принять и адаптировать религиозное мировоззрение, а может отдать предпочтение философии. Если в рамках мифологического мировоззрения отправной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческого духа с абсолютным, мировым духом, в результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению особых чувств и настроений. И все это завершает оформление религиозной культуры общества и индивида, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и настроения. Если мифологическое мировоззрение начинается с культуры ритуала, то религиозное мировоззрение завершает и закрепляет догматами веры. Становление и развитие религии заняло значительный период истории человечества. Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вера в существование одного Бога). Богу приписывается творение мира и человека и неограниченная власть над ними. Поскольку религия принимает у мифологии в качестве "эстафеты" охранительную функцию, обеспечивающую определенный консерватизм общественного устройства, то, естественно, что религия заимствовала у мифологии и ряд основополагающих идей. Считалось, что эти идеи боги передали людям через пророков христианства, буддизма, ислама. "Слово Божье" заносилось в священные книги. Наиболее известными среди этих книг являются Библия, Веды, Коран. Каждая их них - уникальный памятник культуры. В них содержится не только религиозные воззрения и верования, но и общечеловеческие заповеди, исторические события. Поэтому эти памятники культуры пользовались и пользуются популярностью. Если мифологическое мировоззрение выполнило функцию социализации человека, упорядочивая его биологическую природу через определенную систему запретов (табу), то религиозное мировоззрение обеспечило и продолжает обеспечивать формирование человеческого (святого) в человеке, осуждая распущенность, произвол, жесткость, вседозволенность, утверждая принципы любви к ближнему. К. Маркс определил религию как "душу бездушного мира", отмечая только ее социальную функцию в условиях общества классического капитализма. Содержание этой функции определялось отчуждением человека от всего, всех и самого себя. Поэтому Маркс и мечтал внести свой вклад в решение задачи "создания человеческого общества и общественного человека". Предполагалось, что в справедливом обществе человек преодолеет отчуждение и упразднит религию, ибо сущность человека есть совокупность общественных отношений. Между тем, человек больше, чем просто носитель определенного ансамбля общественных отношений. Его сущность представлена космическим, природным, духовным и социальным основаниями. И как существо, не имеющее единого основания, человек устремлен в поиск самого себя за пределами себя, что задает ситуацию драматического отношения человека к миру и к себе. Первая коллизия обусловлена осознанием вечности мира и осознания своей конечности. Человек жаждет бессмертия и обретает его в религиозном сознании. Вторая - отношение человека к бесконечности. Бесконечная вселенная включает человека как ничтожную точку, но человек в мысли обретает способность объять всю вселенную. Будучи существом конечным, человек не способен ни эмпирически, ни логически воссоздать истинный образ бесконечности. А жить в мире непознанном и сохранить к нему доверие трудно. Отсюда стремление к истине через веру. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/religiya-kak-socialnyy-institut.html Религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного. http://sr.artap.ru/type.htm ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ различны в разных религиях; религиоведы выделяют следующие ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: церковь, конфессию, деноминацию, секту, культ и др. Церковь (греч. kyrios — господин, Господь; oikia — дом, семья, род; букв. — Божий Дом, Дом Господень; в Новом Завете этому термину соответствует греч. ekklesia — собрание, сход; отсюда Экклезиаст — «проповедующий в собрании») — первоначально в христианстве: евхаристическое собрание христиан, «собранных во имя Его»; поместная община верующих во Христа. По мере превращения христианства в религию со своими институтами это слово стало обозначать также религиозные структуры исторических христианских конфессий, а затем — и церковное (храмовое) строение. Сегодня церквами называют обычно отдельные конфессии и их административные структуры — широкие объединения, принадлежность к которым определяется свободным выбором индивида или традицией. В исторических церквах фактически отсутствует постоянное и контролируемое членство; существует четкое отделение духовенства, организованного по иерархическому принципу, от основной массы верующих; подчеркивается традиционность руководства. Конфессия (лат., букв. — признание, исповедание) — это вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру. Термин получил распространение в период Реформации, когда многие протестантские общины и объединения формулировали собственные исповедания веры — «confessiones», поскольку, в отличие от исторических церквей, не имели общепризнанного Священного Предания. В настоящее время конфессией обычно называют определенное направление (группу направлений) в рамках той или иной религии (например, христианства). Деноминация (лат. denominatio — наименование, изменение имени, «выход из имени») — термин, употребляемый в религиоведении для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления, а иногда просто как синоним терминов «вероисповедание» и «конфессия». Термин «Деноминация» восходит к эпохе Реформации и конфессионализма, когда протестантизм дробился на различные течения. В христианском контексте слово «деноминация» имеет скорее негативную коннотацию с элементом смысла «отделение от единства веры». Часто деноминацией религиоведы называют особый, промежуточный тип религиозной организации, которая, в зависимости от характера образования и тенденций эволюции, соединяет в себе черты церкви и секты, но трудно считать такое словоупотребление удачным. Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление; также используется более нейтральный термин «культ» — англ. cult, от лат. cultus) — это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям. Для сект (особенно в начальный период их существования) характерны радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру. Секты обычно отличаются харизматическим или авторитарным типом лидерства, строгой дисциплиной и принятыми в организации нравственными и поведенческими нормами. Часто секты создают собственную субкультуру отличающую ее носителей от остальных людей. Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. В литературе термин «секта» часто без достаточных оснований применяется к другим ТИПАМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ на том лишь основании, что они противопоставляют себя наиболее массовой церкви, хотя сами исторические церкви могут иметь значительное количество сектантских черт (например, уверенность в единоспасающей силе своей религиозной организации, свою субкультуру, проявлять нетерпимость и т.п.). Христианство у своих истоков, по своей вселенской сущности, не было сектой, хотя и воспринималось современниками как секта иудаизма. Первыми сектантскими группами внутри христианства были ревнители закона Моисеева, утверждавшие, что спасение по вере во Христа без обрезания и соблюдения этого закона невозможно (с ними Павел дискутирует в Послании к Галатам), а также гностики-дуалисты (следы полемики с ними можно увидеть в Послании к Колоссянам). Позднее, после разделения церкви на православную и католическую, каждая из ветвей порождала свои секты: катары, петробрузиане — у католиков; стригольники, хлысты, старообрядческие «толки» у православных. С появлением протестантизма (возникшего как движение за возвращение католической церкви к Библии) появились секты протестантского происхождения. В то же время лютеране, реформаты, баптисты, методисты и другие протестантские конфессии в дореволюционном православном понимании рассматривались не как секты, а как «инославные вероисповедания» наряду с католиками. Эти конфессии также порождали новые вероисповедные группы и секты (пиетисты, штундисты, «малеванцы» и т.д.). И в настоящее время существуют многочисленные культы католического («старокатолики», лефевристы), православного («Богородичный центр», «Истинно-православная церковь» и др.) и протестантского происхождения (мормоны, «Свидетели Иеговы», «Новоапостольская церковь», «чистые баптисты», пятидесятники-«единственники», «мурашковцы» и т.д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.31 (0.008 с.) |