Социальный прогресс и регресс воплощают в себе направленность социальных изменений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный прогресс и регресс воплощают в себе направленность социальных изменений.



Под социальным прогрессом понимают такую направленность изменений, при которой осуществляется переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, гораздо более совершенной социальной системе, обладающей более сложно организованной структурой и более эффективными функциями. Несомненным проявлением прогрессивных изменений в обществе стали переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной эпохе, наступившей 9-10 тыс. лет назад. Столь же прогрессивным был переход от аграрно-ремесленного типа общества к индустриальному его типу, осуществляющийся примерно 250-300 лет тому назад. Основной же формой этого перехода стала промышленная революция конца 18-ого – начала 19-ого века. Социальные изменения, вызванные этим прогрессивным процессом, велики. Вместо возделывания земли основой экономики, социальной жизни, политики и культуры стала промышленность. На смену жесткой авторитарной власти монархов пришла демократическая власть парламентов и президентов. Вместо феодальной знати господствующее положение в социальной структуре заняла буржуазия. Прежде необразованное большинство населения стало замещаться образованными людьми, вместо феодальной раздробленности этносов возникли сложившиеся в результате их интеграции нации с их высокоразвитыми национальными культурами, основанными на едином языке.

Однако в обществе существуют и такие социальные изменения, направленность которых воплощается в переходе от высшего к низшему, в процессах деградации, утрате способности к выполнению тех или иных задач, необходимых для существования системы. Это и есть социальный регресс, который кроме нисходящей направленности развития включает в себя и моменты застоя, упадка, возвращения к изжившим себя социальным структурам и функциям. Таким образом, по направленности социальных изменений социальный регресс противоположен социальному прогрессу. Типичным проявлением социального регресса стало утверждение в30-ыхгодах20-огостолетия фашистского режима в Германии. В результате этого демократическая парламентарная республика была раздавлена тоталитарной диктатурой, многие культурные ценности были отвергнуты, в массовом порядке сжигались на кострах выдающиеся произведения мировой литературы. Многие выдающиеся деятели науки и культуры были вынуждены эмигрировать. Был осуществлен геноцид еврейского населения.

Однако между прогрессом и регрессом существует не только связь противоположностей, но и гораздо более многосторонняя взаимозависимость. С одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, с другой – при нарастании регрессивных изменений система в целом, отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять и даже усиливать прогрессивное направление развития. Так, еще со времен Ж.Ж.Руссо значительная часть ученых, специализирующаяся в общественных науках, считают, что научно-технический прогресс при всех своих положительных последствиях для развития общества приводит не к улучшению, а к регрессу нравов и нравственности.

В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Личность любого человека представляет совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развились в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия. В процессе взаимодействия производится:

1. восприятие людьми друг друга;

2. взаимная оценка друг друга;

3. совместное действие – сотрудничество, соперничество и т.п.

Определение рассматриваемого феномена таково: социальное взаимодействие – это система социально обусловленных индивидуальных или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Выделяются четыре основных признака взаимодействия:

1. Предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать.

2. Ситуативность – достаточно жесткая регламентация взаимодействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе существенно отличатся.

3. Эксплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это работа на заводе, игра или танцы.

4. Рефлективная многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением как основных субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности.

Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная его сторона – это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона – это сознательное, нередко эмоционально окрашенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

В реальной жизни существует обширное разнообразие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основных типа взаимодействия: сотрудничество, существующее в тех случаях, когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по крайней мере, не препятствует реализации целей остальных партнеров; соперничество, при котором достижение цели одним индивидом затрудняет или исключает осуществление целей другими участниками взаимодействия.

Дж.Хоманс рассматривала процесс взаимодействия как единый поток, в котором неразрывными узами соединены личность и социальная система. Эта система включает в себя такие элементы, как деятельность, чувства, взаимодействия и нормы. Системообразующим фактором интеграции этих элементов выступает взаимодействие. В ходе данного процесса, согласно Дж.Хомансу, реализуются следующие принципы:

1. Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется;

2. Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди снова стремятся снова создать такую ситуацию;

3. Чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачивать усилия для его получения;

4. Когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить усилия для их удовлетворения.

Т.Парсонс исходил из того, что действия индивидов не бывают единичными и дискретными, они организованы в системе. В процессе взаимодействия складывается определенная структура потребностных диспозиций участвующих в нем партнеров. Чем больше участников взаимодействия, тем больше в их взаимоотношениях возникает неопределенностей. Из них выделяются наиболее типичные:

1. У взаимодействующих индивидов могут существовать различные представления объектов действия – людей, предметов, процессов и т.п., отсюда возникает проблема коммуникативного или символического порядка.

2. Когда во взаимодействии участвует множество индивидов, может возникнуть проблема временной упорядоченности их действий.

3. Участники взаимодействия могут наделять символические представления об объектах различными субъективными или противоречащими одно другому значениями, что порождает проблему различных смыслов, вкладываемых разными участниками в те или иные объекты.

4. Существует опасность, что участники взаимодействия станут претендовать на обладание одними и теми же объектами, в результате чего может возникнуть проблема дефицита ситуационных ресурсов, т.е. проблема экономического порядка.

5. Неопределенность в процессе взаимодействия может возникнуть и в том случае, когда появляется возможность для каждого человека помешать другому в достижении цели, поэтому существует проблема контроля над действиями других или проблема политического порядка.

6. Во взаимодействии возможна неопределенность из-за частичной противоречивости в понимании нормативных стандартов или даже несовместимости таких стандартов, - тогда возникает проблема нормативного порядка.

7. В процессе развертывания взаимодействия могут оказаться конфликтующими, несовместимыми или взаимоисключающими мотивационные нужды людей, - отсюда проблема мотивационного характер.

Многообразие социальных взаимодействий с точки зрения субъектов этих процессов и масштабов последних подразделяются на пять основных типов:

1. межличностные,

2. внутригрупповые,

3. межгрупповые,

4. внутрисистемные,

5. межсистемные.

В межличностном взаимодействии осуществляются процессы восприятия, ожидания, выполнения слов, обещаний, действий, ролей и т.п. нескольких взаимодействующих индивидов, их взаимная оценка, ответная реакция в виде соответствующих поступков.

Более сложными оказываются процессы внутригруппового взаимодействия. В них наряду с перечисленными элементами межличностных взаимодействий включаются еще статусно-позиционные, ценностно-нормативные взаимодействия, взаимодействия сплоченности, дезинтеграции, лидерства и принятия решений.

Межгрупповое взаимодействие еще более усложняется и включает в себя в полном объеме элементы межличностного и внутригруппового взаимодействия. Но все эти элементы усиливаются другими видами содействия или противодействия, характерными для взаимоотношений между различными социальными группами. Сюда входят такие виды взаимодействий как кооперация, ассимиляция, приспособление, нейтралитет, соперничество, конфликт, подавление.

Внутрисистемные взаимодействия поднимаются на следующую, еще более усложненную ступень многогранности. Сюда входят компоненты и межличностных, и внутригрупповых, и межгрупповых взаимодействий. Но все они начинают группироваться вокруг нескольких видов взаимодействий, специфичных именно для социальной системы. Они таковы:

1. эмерджентность (несводимость целостности системы к сумме ее частей);

2. операциональная замкнутость (определяемость функционирования системы ее внутренними состояниями);

3. саморефлексивность (включение самой себя в предмет рассмотрения);

4. интеграция;

5. дифференциация;

6. дезорганизация;

7. хаотизация;

8. упорядочение (становление порядка из хаоса).

Межсистемные взаимодействия становятся все более многообразными

исложными. В них включаются компоненты всех ранее рассмотренных типов взаимодействий. Однако эти процессы дополняются и преобразуются новыми трансформационными процессами, характерными только для межсистемных объектов. Одним из наиболее существенных в этой совокупности взаимодействий становится процесс глобализации.

Наиболее близким по значению и в значительной части своего содержания совпадающим с понятием социальные изменение является термин социальный процесс.

Социальный процесс представляет собой совокупность действий институционализированных и неинституционализированных субъектов по достижению своих целей и осуществлению своих функций в различных сферах общественной жизни, а также результатов этих действий. Социальные изменения представляют собой одну из важных сторон социального процесса, но не перекрывают его целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения. Таким образом, социальные изменения представляют очень важную, наиболее динамичную часть социальных процессов.

Очень близко по своему значению и содержанию с понятием социальные изменения и понятие социальное развитие. Но если социальные изменения могут быть позитивными и негативными, конструктивными и деструктивными, функциональными и дисфункциональными, т.е. разнонаправленными, то термин социальное развитие выражает собой вполне определенное направление социальных изменений.

Социальное развитие – это необратимое направленное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние, воплощающееся в трансформации его состава или структуры, возникновении или исчезновении его элементов и связей, изменении его функций. Например, политическое развитие существенными изменениями во взаимодействии макро и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования.

Социальная динамика близка по своим характеристикам к тому, что называют социальными изменениями. Термин социальная динамика является, однако, более узким по своему содержанию, чем понятие социальные изменения. В этом термине фиксируются, главным образом, факторы социальных изменений, деятельность субъектов этих изменений и результаты такой деятельности.

Социальный кризис – это острая форма проявления социальных противоречий, делающая невозможным стабильное, устойчивое развитие общества в целом или его жизненно важных подсистем. Объективность обострения в ситуации кризиса общественных противоречий сочетается с субъективными факторами, выраженными в «кризисном сознании». Кризисное сознание основано на крайне критическом восприятии гражданами одной сферы общественной жизнедеятельности или всего общественного устройства и признания необходимости их радикального изменения.

Социальный кризис является естественным историческим периодом развития общества. Последствия кризиса могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Вместе с тем, кризис представляет угрозу безопасности человеку и общества, ведет к увеличению социальных рисков и, как правило, сопровождается ростом социального протеста.

В своем развитии кризис проходит три этапа: первый – предкризисный (рост конфликтного потенциала, усиление действия кризисных факторов); второй – собственно кризис; третий – послекризисный (выход из кризиса). Придание кризису системного характера может привести общество к тотальной дезорганизации и смене его экономического уклада, политического строя, трансформации базовых ценностей. Поэтому своевременное и адекватное разрешение кризиса или принятие превентивных мер по нейтрализации социальных противоречий, способных привести к кризису, является необходимым для воспроизводства общества.

Антагонистический характер социальных противоречий закономерно ведет их в кризисное состояние, и, следовательно, именно такого рода противоречия нуждаются в повышенном внимании.

Теория социального кризиса в настоящее время интенсивно разрабатывается в рамках концепции общества риска и социологии социальной безопасности. В эмпирической социологии используется ряд индексов, показателей, измеряющих уровень и степень кризисности различных сфер общественной жизнедеятельности. Так, например, шкала предельно критических показателей развития общества является эффективным средством диагностики социального кризиса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.159.116.24 (0.027 с.)