Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология как наука: ее объект, предмет и метод.↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социология как наука: ее объект, предмет и метод. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/funkcii-sociologii.html Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями. Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности. http://cmcstuff.esyr.org/vmkbotva-r15/4%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/7%20%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B.pdf Метод социологии. Принцип эмпиризма: критерием истинности добываемых фактов может служить только их эмпирическая или опытная проверка. Принцип свободы от ценностных суждений: независимость вывода социолога от каких-либо идеологических или моральных воздействий. Социология изучает: причинно-следственные связи, возникающие между индивидом и группой в процессе социальных отношений, традиции структуры и института, базисные характеристики человеческого общества, а также влияние групп и организаций на поведение людей. Структура социологического знания. Макросоциология. Изучение направлено на выяснение общих закономерностей развития общества (изучение крупномасштабных социальных систем, рассмотрение общества как неких социокультурных систем). Микросоциология. Изучает процессы социального поведения, поступки, мотивы, определяет характер межличностного взаимоотношения и групповых действий. Фундаментальная социология – направлена на построении и совершенствование теории и методологии, обогащение основ самой теории социологии. Прикладная социология – направлена на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, выработку практических рекомендаций. Теория среднего уровня – социология определенной отрасли (например, социология семьи, социология политики)
Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики. http://ifreestore.net/4452/2/ Понятие общества употребляется в узком и широком смысле. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, средневековое французское общество). Общество же в широком смысле – это исторически изменяющаяся система связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности. Основные признаки общества как сложноорганизованной системы: - совокупность социальных действий, связей, взаимодействий и отношений; - наличие социальной структуры; - наличие социальных институтов; - наличие социальных ценностей и норм.
Таким образом, Макс Вебер в отличие от Карла Маркса, определяет разделение на классы не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. А так же, он выделяет еще один важный аспект стратификации, название которому - статус.
Рабство Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степеньюнеравенства. Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Касты Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой. Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в. Сословия Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIIIвв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус. Класс Класс понимают в двух смыслах: широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами. И, соответственно, расслоение общества — его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-stratifikaciya.html В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев: § доход – то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени; § богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений; § власть — возможность и способность управлять другими людьми; § престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии. Истории известны различные системы социальной стратификации. В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой бόльших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны. Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год — каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти. Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни. Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту. Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика — наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система — закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора — в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя. Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.
11. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус». http://www.telenir.net/shpargalki/sociologija_shpargalka/p35.php Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные определения понятия «класс». Главным признаком выделения класса у марксистских теоретиков служит отношение людей к средствам производства. По В.И. Ленину, классы – большие группы людей, разделившиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в действительной организации труда и, следовательно, по размерам той доли общественного богатства, которой они обладают. http://www.studfiles.ru/preview/5016928/page:10/ Социа́льная гру́ппа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной с системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами Более конкретной и гибкой единицей социальной структуры стало понятие «социальная страта» – определенный социальный слой. Страта включает в себя множество людей с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. Общие признаки – экономические, политические, социально-демографические, культурные и др. При этом если класс формирует вертикальное деление общества, то страта – горизонтальное; ее признаки могут быть присущи представителям нескольких классов. Все люди в обществе занимают неравные позиции: одни позиции расположены в социальной системе выше, другие – ниже, третьи – на одном и том же уровне. Соответственно относятся друг к другу и люди, занимающие эти позиции: к одним они обращаются как к высшим, к другим – как к низшим, к третьим – как к равным. Статус (от лат. status – правовое положение) – совокупность прав и обязанностей человека в отношении других людей, обладающих иными статусами. Человек имеет свой статус в каждой социальной сфере жизнедеятельности, к которой он причастен (дома, на работе, в компании друзей, в дороге), и его положение непрерывно изменяется в течение жизни (с обзаведением или потерей семьи, продвижением по службе и т. д.). Совокупность статусов, характеризующих позиции человека, называется статусным набором. Общая сумма всех статусов иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений. Совокупность всех статусов в любом обществе организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу) Виды статусов: 1) приобретенные врожденно – приписанные (национальность, сын или дочь) – особенно важны в традиционных (кастовых) обществах. Эти статусы индивид не может контролировать; 2) прирожденные – пол, раса, национальность – определяется биологическими факторами; 3) статусы, связанные с системой родства. Ряд родственных статусов являются приобретаемыми (усыновление, крещение и др.); 4) достигаемые (приобретенные) – статус ученика, студента, служащего крупной компании, так как для их приобретения необходимо приложить немалые усилия – пройти собеседование сдать экзамен и т. д. Личный статус – это позиция, занимаемая человеком в своем окружении, оценка коллег, друзей (например, труженик или бездельник).
Социальное обслуживание В каждом административном районе республики созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения – что соответствует государственному социальному стандарту в области социального обслуживания. Социальные услуги нуждающимся гражданам и семьям предоставляют 146 территориальных центров социального обслуживания населения. Посредством социального обслуживания нуждающиеся нетрудоспособные граждане обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в том числе на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Оказание услуг на дому является наиболее востребованной формой социального обслуживания. Численность граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.) на 1 октября 2015 г. составила 87,6 тыс. человек. С целью осуществления круглосуточного и дневного ухода за нетрудоспособными гражданами в центрах функционируют 61 отделение круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов на 2 173 места и 87 отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста. Для оказания содействия инвалидам в восстановлении или компенсации нарушенных (утраченных) вследствие заболевания способностей к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни в центрах работают 152 отделения дневного пребывания для инвалидов, которые на постоянной основе посещают более 4 тыс. человек. Для развития трудовых навыков в таких отделениях работают 253 реабилитационно-трудовые мастерские, более 1200 кружков (секций) по интересам. При внедрении новых форм социальной работы с населением в Республике Беларусь приоритеты отданы стационарозамещающим формам социального обслуживания, как наиболее экономичным и отвечающим потребностям находящихся в трудной жизненной ситуации граждан. Для оказания услуг сопровождаемого проживания в структуре территориальных центров социального обслуживания населения создаются соответствующие отделения. В рамках услуг почасового ухода за малолетними детьми оказывается помощь по уходу за ребенком-инвалидом в неполных семьях, в том числе кратковременное (в течение дня) освобождение родителей от ухода за ним. В регионах республики по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов активно внедряются новые формы жизнеустройства граждан пожилого возраста и инвалидов. Для сельской местности характерны такие инновационные формы работы для граждан пожилого возраста как дома самостоятельного (совместного) проживания, «приемные семьи». Сеть государственных учреждений социального обслуживания осуществляют стационарное социальное обслуживание. Функционирует 80 домов-интернатов для престарелых и инвалидов: 47 психоневрологических домов-интернатов (12,6 тыс. человек); 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа (4,0 тыс. человек); 10 детских для 1,7 тыс. детей-инвалидов и молодых инвалидов. В стационарных учреждениях социального обслуживания оказывается широкий спектр социальных услуг: консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-посреднических, социально-психологических, социально-реабилитационных услуг и иных. Сегодня нуждающиеся граждане могут воспользоваться такими новыми формами социального обслуживания, как: · предоставление социальных услуг по краткосрочному проживанию (до 1 месяца) пожилых людей и инвалидов на платной основе; · предоставление услуг по пребыванию пожилых людей и инвалидов в отделениях повышенной комфортности на платной основе с проживанием в 1-2 местных номерах с удобствами и другими дополнительными услугами; · услуга социальной передышки для семей, воспитывающих детей-инвалидов, для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов; · сопровождаемое проживание инвалидов с целью оказания содействия им в подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений, адаптации к условиям быта и трудовой деятельности. В рамках эксперимента, проводимого в г. Минске, граждане получают на условиях договоров пожизненного содержания с иждивением: на дому – комплекс социальных услуг, а в домах-интернатах – в том числе с проживанием. Начиная с 2013 года, законодательством Республики Беларусь в сфере социального обслуживания населения предусмотрено внедрение государственного социального заказа. Государственный социальный заказ определен как механизм привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов. В 2015 году основным исполнителем государственного социального заказа выступает Белорусское Общество Красного Креста, которое оказывает медико-социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам. Конфессиональное разнообразие современной Белоруссии. Социологические характеристики религиозности населения Белоруссии. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в РБ. http://www.socio-24.ru/s24s-592-1.html Социология как наука: ее объект, предмет и метод. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/funkcii-sociologii.html Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями. Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности. http://cmcstuff.esyr.org/vmkbotva-r15/4%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/7%20%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B.pdf Метод социологии. Принцип эмпиризма: критерием истинности добываемых фактов может служить только их эмпирическая или опытная проверка. Принцип свободы от ценностных суждений: независимость вывода социолога от каких-либо идеологических или моральных воздействий. Социология изучает: причинно-следственные связи, возникающие между индивидом и группой в процессе социальных отношений, традиции структуры и института, базисные характеристики человеческого общества, а также влияние групп и организаций на поведение людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.75 (0.016 с.) |